Общество

Собянин: наследник Григория Распутина и староверов-часовенных

Его представления о правильном мироустройстве

  
1575

Москвичи и даже политики среднего уровня вторую неделю пытаются расшифровать нового московского мэра Сергея Семёновича Собянина. Кто он, что думает о России, населяющих её людях, любит ли деревню и ненавидит ли город? И ещё под сотню подобных вопросов, из ответов на которые можно было бы пролистать Собянина как книгу.

Но не даёт ответа Сергей Семёнович. И раньше не давал. Закрытый человек, ничего не поделаешь, бывают такие — интроверты.

Да и не надо задавать Собянину такие вопросы. Достаточно покопаться немного в биографиях его предках и боготворимом кумире (Григории Ефимовиче Распутине), чтобы московский мэр раскрылся перед нами даже не как книга, а как комикс — с яркими картинками, как в горячечном сне.

Человека ведь формируют гены родителей (а через них — и более дальних предков), воспитание в семейном кругу и ранние классы школы (если он туда ходит), приспособление под окружающий ландшафт, книжки — и всё это лет до 12−13, до полового созревания. А дальше — мимикрия («жизненный опыт», «профессия»), игра гормонов, смещения позвонков и отделов головного мозга, и прочая физиология. Вставь позвонок, введи взрослого, благоразумного человека в гипноз (отслои шелуху) — и вот перед вами снова ребёнок лет 7−8, какой он есть на самом деле.

Так вот, Сергей Семёнович Собянин 7−8 лет — это запрятавшийся от Антихриста ребёнок, и выжидающий, когда его позовёт труба Архангела Гавриила крушить кровавую «вертикаль власти», насаженную Иваном Грозным и всеми следующими царями-президентами, как кол, на тело матушки-Руси.

Именно так жили предки нового московского мэра последние 400, а то и 600 лет.

По отцовской линии Собянины бежали из Великого Новгорода, от Ивана IV или даже Ивана III, пришедших туда изничтожать город-демократию. С ними бежали и тысячи других новгородцев — в основном на Вятку, где они образовали знаменитую «пиратскую республику» XV века. Но и туда добрались железные руки московских великих князей, и тогда потомки новгородцев разошлись на два потока: одни ушли в Средневолжье, а позднее оттуда на Дон, где положили начало вольнолюбивым донским казакам, другие — в пермские леса, где затаились в общинах до лучших времён. Первые стали воинами-пиратами, вторые — созерцателями и размышленцами. Известное разделение: кшатрии и брахманы.

Разумеется, и те и другие не приняли церковную реформу Никона, и остались в старой вере, старообрядцами.

Старообрядцы двух ветвей вольнолюбивых новгородцев пересеклись в самом Сергее Семёновиче Собянине: к пермякам примешалась кровь уральских казаков по маме (по фамилии Уланова). Уральские казаки, кстати, среди всего вольного сословия (или даже нации) отличались наибольшей «инородческой» примесью: согласно исследованию этнографа Бориса Соловьёва, к 42% русских там примешаны башкиры, татары, казахи. Отсюда, кстати, и несколько «восточная» внешность Сергея Семёновича. Но и пермская его ветвь не оставила в чистоте первоначальную «славянскость». Скрываясь от Романовых в уральских лесах, они перемешались с коми-пермяками (а вовсе не с манси — это легенда была придумана его конкурентом по тюменским выборам Рокицким), что позволило их даже выделить в отдельную группу так называемых «язьвинских пермяков».

Кстати, сегодня «исследователи» из политологов неправильно трактуют и этимологию фамилию Собянина, дескать она произошла от старорусского «соха». Вот как «переводят» эту фамилию этнографы:

«Значения: 1. Все своё — имущество, богатство, скот. 2. Личные качества человека — нравственные, духовные; свойства. 3. Собственность. 4. Сущность. 5. Личность, самость, суть человека.

На основе этого слова развилось большое словообразовательное гнездо. Собина — достояние, скот, приданое. Опять же собина или собинка — ласковое обращение «Милый, дорогой». Материнская собинка — наследство от матери. Собный — собственный, собное имя — собственное имя. Собство — свойство, особенность. Собник, собенник, собенница — владелец, обладатель, хозяин. Собинник — любимчик. Собенник, собинник, собиняк — специально испеченный для кого-нибудь пирожок. Собинка — особая сумка для хранения сугубо личных вещей.

Собить — собирать, собиться — собираться, намереваться. Собливый, собистый, собчивый (от этого слова мы видим происхождение фамилии Собчак) — корыстный, копящий собину, а также зажиточный.

Мы встречаем фамилии Собянин, Собенин, Собенников, Собин, Собинин, Собинников, Собинов, Собков, Собиняков, Собко, Собцев, Собчак, Собчаков, Собчанов, Собчук".

Старообрядческое отношение к миру — не принимать власть, захваченную Антихристом, быть ближе к Богу работой — отец, а через него дед Собянины передали и Сергею Семёновичу. В одном из своих редких интервью новоиспечённый мэр вспоминал: «Дед был необычайно крепким человеком, прожил больше ста лет — и за всю жизнь ни разу не обращался к врачам. Уже на склоне лет продолжал в одиночку хаживать в тайгу с охотничьим ружьем. В общем, крепко стоять на земле — это у нас от предков. Они умеют не только грамотно хозяйствовать, но и держать удар, а потом начинать все сначала. Того же деда Уланова раскулачили и сослали через Тобольск — в Сибирь. Пришлось заново строить своими руками дом, обживать новое место. Это было в Березове, глухом по тем временам таежном поселке, где и сошлись две фамильные ветви».

Его дед до самой смерти носил старообрядческий крест, и не признавал ни власть царей-Романовых, ни последующую сталинско-советскую ветвь абсолютизма. Сохранился опрос Фёдора Собянина из одной этнографической экспедиции:

«В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал. Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно. Обучением — и то немногих — мальчиков занимались начетчики или просто грамотные старики. Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы. Однако получило распространение переписывание книг от руки. Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.), которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки. Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы. В Бердыше таким богомазом считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал, а все время проводил в молитвах и переписке книг».

Есть воспоминания и о брате деда Сергея Семёновича, Андрее, который до смерти Сталина скрывался в скиту, в котором занимался переписыванием старых книг.

«Рукописная традиция в верхнем течении р. Колвы сохранилась вплоть до 50-х годов нашего столетия. Только несколько лет тому назад вышел из скита Александр Собянин, который в 40-х годах занимался «списыванием» старинных книг в лесном скиту. Затем вышел на свет, стал рукодельничать. «Этот крепкий и умный старик, опытный охотник и рыболов, является также мастером поделок из дерева. Он искусно вырезывает из свала солонки, ложки и снабжает изделиями своего труда целую округу», — описывали его этнографы.

В школе, сначала в селе Няксимволь, а потом и в Берёзове Сергея Семёновича прозвали «Пескарь». И ничего зазорного в этом нет. В русской этимологии пескарь означает тихого, умеренно-аккуратного существа, украинцы называют его «столбец». Весь образ жизни этой рыбки напоминает старообрядческое затаение. В описании образа жизни пескаря есть и описание будущей жизни Собянина: «Пескарь ведет вполне дневной образ жизни и никогда не плавает ночью, а лежит тогда неподвижно на дне, упираясь грудным, брюшным и заднепроходным плавниками, как на подпорках. Как рыба донная, пескарь всегда отыскивает пищу на дне. Обыкновенно он кормится мелкими червячками, насекомыми, рачками, такими мелкими, как циклопы и дафнии, также частицами сгнивших органических веществ, которые добывает себе из песка или ила. При этом усики, вероятно, оказывают пескарю большую услугу. В иле же он добывает себе мотыля, который в конце лета, кажется, составляет едва ли не главную пищу этой рыбы». Примерно так же, вгрызаясь буровыми «усами», Сергей Семёнович добывал потом нефть, тоже сгнившие органические вещества.

Собянины были старообрядцами-беспоповцами часовенного согласия, их ещё называли «стариковцы» и «кержаки». Не будем углубляться в теологические особенности согласия, а просто приведём понятную, бытовую сторону их веры:

«Неприятие телевидения, радио, употребления кофе, чая, картофеля, запрет на пользование электричеством и т. п. Долгое время принимались лишь переписанные от руки книги, однако с недавних пор стали пользоваться и ксерокопиями».

Или вот ещё:

«Беспоповское состояние повлекло за собой принятие часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста (хотя есть утверждающие, что он пришел чувственно), о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви и в государстве, о допустимости самосожжений в случае преследований со стороны власти (самоможжения отмечались на Саянах еще в 1940-х гг.), о недопустимости общения, главным образом, в молитве и ядении) с замирщенными и, в особенности, с кадровыми (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная от уровня сельсовета и выше), о недопустимости получения паспортов, пенсий».

А потом журналисты и политологи удивляются молчаливости, затаённости Сергея Семёновича — с ними ведь недолго и замирщиться, да так, что антихристовы отметины не отмолишь.

Нет ничего удивительного и в том, что Собянин, став взрослым, избрал своим кумиром Григория Ефимовича Распутина. Старец ведь не только совершал чудеса — лечил и предсказывал, но и был видным затаённым государственным деятелем.

Став губернатором Тюменской области, Сергей Семёнович способствовал возрождению среди простого народа культа Распутина, а за народом прикоснуться к чудесным артефактам старца в село Покровское потянулась и номенклатура.

Назвав Григория Распутина «частью истории региона и мировым брендом», губернатор Собянин благословил программу развития села Покровское, стоящего примерно посредине трассы Тюмень-Тобольск.

Создательница и директор музея Григория Распутина, Марина Юрьевна Смирнова, рассказала «Свободной прессе» о роли Собянина в возрождении памяти старца:

«Сергей Семёнович выделил нам беспроцентный кредит, 1,5 млн рублей. И потом, когда музей открылся, очень он помогал. Потом мы и премию путешественников имени Сенкевича получили. Во многом благодаря Собянину музей Григория Ефимовича стал известен и среди больших людей. Посидеть на распутинский стул к нам приезжал вице-премьер правительства Игорь Иванович Шувалов, глава Роснано Анатолий Борисович Чубайс».

В первую очередь, конечно, номенклатура едет посидеть на знаменитом распутинском стуле-«Виагре». Его так называют за чудодейственные свойства: мужчинам он придёт физическую силу и удачу, женщин лечит от бесплодия. В своё время старец вылечил этим стулом сотни людей. «В практическом применении у стула открылось еще одно свойство. Он очень способствует карьере. Бывший губернатор, а теперь глава кремлевской администрации Сергей Собянин при посещении музея не погнушался присесть на музейный экспонат, и теперь он — один из самых влиятельных людей в стране! — Я недавно узнала, что даже оператор, который снимал тот визит Собянина, теперь работает в Москве на „Первом канале“!», — так описывают свойства волшебного стула.

А вот как запомнился местным жителям визит в музей Распутина Анатолия Борисовича Чубайса:

«Чубайс оказался человеком не менее эмоциональным, нежели сама Марина Смирнова, и они горячо спорили о личности Распутина и его значении в истории. Во мнениях не сошлись, однако расстались довольными друг другом. Более того, через дня два домой Смирновой курьер доставил телеграмму от Анатолия Чубайса с благодарностями за яркую эксурсию и сохранение уникального музея»

Ещё одним артефактом, поклонение которому вошло в моду при Собянине-губернаторе — это мамонтёнок Дима, отрытый в своё время из тюменской земли. Будем надеяться, что когда-то станет известно, как пользу можно извлечь от прикосновения к нему.

Не задавайте больше вопросов Сергею Семёновичу. Изучайте лучше старописные книги, жития старцев и скитников, и ископаемых земли Русской.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
АнглияАнглия 6
БельгияБельгия 6
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 4
СенегалСенегал 4
КолумбияКолумбия 3
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня