18+
четверг, 8 декабря
Общество

Гамма-излучение против террора

Российскими физиками разработан детектор для обнаружения взрывчатки. Но интерес к нему проявили только американцы

Пока следователи расследуют террористический акт в аэропорту Домодедово, испуганные граждане гадают: где рванет в следующий раз? В том, что рванет обязательно, никто не сомневается. Кровавая криминальная статистика последних лет в этом убеждает. Чтобы ни предпринимала российская власть для предотвращения таких трагедий, вовсе избежать ударов по мирным людям не удается. И вряд ли удастся. По крайней мере, стопроцентной гарантии не удалось достичь нигде в мире.

И все же, где-то вероятность внезапно быть разорванным на куски в одних странах ниже, в других — выше. Россия точно в числе последних. Потому что, несмотря на почти ритуальные громы и молнии из Кремля после очередного террористического взрыва, для обеспечения безопасности общества мало что делается. Усиленные милицейские патрули устанут бродить по перронам и залам ожидания и отправятся по домам. На смену снятым за халатность начальникам силовых структур придут другие. С такими же понятиями о профессиональной добросовестности и служебном долге. И так — до очередного бандитского подрыва, воя карет «скорой помощи» и душераздирающими картинками на телеэкранах. Сколько раз это уже было?

Между тем, возможность предотвратить хотя бы часть этих несчастий в нашей стране существует. Причем, существует давно. Только никто ею в России, похоже, не интересуется. Зато очень рвут из рук американцы. Они и собираются первыми установить в своих аэропортах наше «ноу-хау». Речь идет об уникальном фотоядерном детекторе, разработанном учёными Физического института Академии наук (ФИАН) в сотрудничестве с Институтом ядерных исследований РАН, НИИ Ядерной физики МГУ и Институтом физики высоких энергий. Эта штука, весом почти в три тонны, способна за считанные секунды обнаружить любые виды взрывчатки, в том числе пластит и гексаген, в багаже пассажиров, в контейнерах и в любых видах закрытой тары. Разработка российских ученых включена в план финансирования в рамках правительственной программы США «Инициатива в области нераспространения оружия массового поражения» и получила грант от Американского фонда гражданских исследований и разработок.

С точки зрения популярной физики, работает детектор так: багаж авиапассажиров или контейнер он облучает высокоэнергетичным пучком гамма-излучения. Если в сумке, чемодане или контейнере спрятана бомба, взрывчатка в ответ на облучение образует короткоживущие изотопы бора и азота. Гамма-кванты, используемые в качестве щупа, обладают очень высокой проникающей способностью. Они позволяют обнаруживать взрывчатые вещества, даже когда те скрыты слоями металлов, воды и грунта. Если сделать облучающий луч достаточно узким, то можно реализовать режим сканирования, а это позволит определять точное местоположение взрывчатого вещества и даже форму заряда.

Образованные облучаемой взрывчаткой изотопы обладают уникально малыми временами жизни — менее 20 милисекунд. Но прибор успевает их фиксировать и бьет тревогу. Проскочить мимо всевидящих лучей невозможно. Эффективность стопроцентная.

Но не спешите радоваться. Российскими физиками метод разработан еще несколько лет назад. Более того, в ФИАНе изготовили и готовый к применению прибор. Не раз ученые демонстрировали его и нашим военным, и представителям российских спецслужб. Те очень хвалили. Обещали подумать. Думают до сих пор. Никто ничего до сей поры ФИАНу в России не заказывал.

О судьбе уникальной разработки корреспондент «Свободной прессы» побеседовал с руководителем научной группы, разработавшей детектор. Зовут его Валерий Раевский. Заведующий отделом прикладной ядерной физики ФИАН, кандидат физико-математических наук.

«СП»: — Валерий Георгиевич, как родилась мысль взяться за разработку детектора? Чья это идея?

— Наша, чья же еще? Все началось в 1996 году. Ни денег, ни заказов не было, институт оказался предоставленным сам себе. Надо было браться за что-то такое, что заинтересовало бы государственные органы и дало бы гарантированные заказы.

«СП»: — Когда изготовили первый прибор?

-В конце февраля прошлого года.

«СП»: — На чьи деньги?

-На американские. Других нет, и не было.

«СП»: — А как американцы узнали про вашу работу?

— После памятного не только для них 11 сентября 2001 года они по всему миру разослали письма с просьбой помочь в предотвращении террористических актов. С помощью одного из депутатов Госдумы мы установили с ними связь. Они выделили грант. У нас появились возможности довести свое дело до конца.

«СП»: — Но пока прибор существует в единственном экземпляре, так? Где он?

-В полуразобранном состоянии в Институте ядерной физики.

«СП»: — То есть, в России. А американцы, на чьи средства детектор создан, не требуют его себе?

— Да нет. Есть договоренность, что второй детектор мы скоро изготовим для них и отправим его за океан. В Ливерморскую лабораторию. Ту самую, где придумали водородную бомбу. Слышал, что Соединенные Штаты намерены в короткие сроки произвести около тысячи таких приборов и установить их в аэропортах. Еще в морских портах для просвечивания грузовых контейнеров. Кстати, стоить детекторы будут недешево. Около трех миллионов долларов каждый.

«СП»: — А мы? Кто-нибудь из заинтересованных лиц в России видел ваш детектор? Прежде всего, знают ли о нем в ФСБ?

— В ФСБ в курсе всего, чем мы занимаемся. Сами хвалили. Обещали подумать. Но так все на словах и осталось. Я не знаю, что еще должно произойти в России, чтобы безопасностью пассажиров занялись всерьез. Хотя не пишите, будто наша разработка могла бы предотвратить террористический акт в Домодедово. При тех обстоятельствах — не смогла бы.

«СП»: — Почему?

— Потому что, судя по сообщениям прессы, бомба была не в багаже. Преступник в Домодедово пронес ее на собственном теле. А для личного досмотра пассажиров наш детектор не годится. Гамма-излучение никому не полезно. Устройство должно быть размещено в специальном бункере, обложено бетоном. И работать без присутствия людей.

«СП»: — А для досмотра людей ничего подобного нельзя сделать?

— Так ведь уже есть боди-сканеры. Рентгеновское излучение очень слабенькое, а чувствительность и разрешающая способность очень большая.

«СП»: — Это вы о тех боди-сканерах, появление которых в Америке вызвало скандал? Дескать, на их экранах человек, сам того не желая, предстают фактически в голом виде, а это вмешательство в личную жизнь. Утверждают, что на них можно разглядеть даже послеоперационные шрамы.

— А там вокруг всего скандал. Ничего, скоро привыкнут. Потому что лучше так заботиться о безопасности, чем потом кишки соскребать с проводов.

«СП»: — Но в России-то нет таких сканеров пока?

— Почему? Есть, и давно. Причем, наши боди-сканеры даже лучше американских. И получаемая пассажиром доза рентгеновского излучения вдвое ниже. И разрешающая способность выше. Разработали их в Новосибирске, производят в Орле. Я смотрел. Как ученый — восхищен. Впрочем, в Новосибирске всегда работали отличные физики.

«СП»: — Где-то такие устройства уже работают?

— Работают, и давно. В новосибирском аэропорту Толмачево, например. Говорят, несколько штук заказали и в Домодедово. Вот если бы и поставить туда успели, не было бы этого террористического акта.

Фото: fian-inform.ru, holy-mozart.livejournal.com