Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Хуже того: в ближайшем будущем интерес к книге будет только падать, поскольку подрастающее поколение особой любви к чтению не питает. Об этом свидетельствуют и данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полученные в ходе специального исследования. ОЭСР изучила уровень интереса к чтению среди 15-летних подростков в 65 странах. Они учитывали чтение художественной и нехудожественной литературы вне школы, а также газет и журналов. Оказалось, что подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В странах, оставивших Россию позади, — более 90% регулярно читающих подростков. Близкие результаты выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия (72%) по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США.
Согласно средним показателям, в развитых странах 63% 15-летних жителей уделяют чтению не менее 30 минут в день. Мальчики читают на 40% реже, чем девочки. Для развития навыков чтения, по утверждению экспертов ОЭСР, важно, что подростки читают ежедневно, а не количество затрачиваемого на чтение времени.
Историк, эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что нежелание российских подростков брать в руки книги связано с деградацией всей системы образования: «В нашей стране была разрушена система дошкольного воспитания. Закрылось огромное количество детских садов. С подготовкой детей к чтению родители не справились. Да они и не могли сделать это профессионально. Кроме того, из закона об образовании изъяли такое понятие, как «школьная библиотека», хотя ЮНЕСКО считает, что фундаментом знаний должны стать именно школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека — это создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребёнка. В России же уже многие годы не комплектовались фонды школьных библиотек. В результате падает общая грамотность.
«СП»: — Имеется ли выход из кризиса «подросткового чтения»?
— Сложившуюся ситуацию необходимо внимательнейшим образом исследовать: проводить мониторинг чтения подростков, оценивать происходящие в обществе процессы. Раньше лучшая детская литература попадала в фонды детских библиотек и составляла основу чтения детей и подростков. Сегодня репертуар чтения крайне размыт, происходит его дробление. Это свидетельствует о постепенном угасании существовавшей два века в России традиции чтения лучшей мировой классической литературы.
Детское и подростковое читательское сообщество расслаивается. В крупных городах наблюдается кажущееся благополучие: рынок перенасыщен литературой, в том числе детской. Однако анализ книгоиздания показывает деформирование и ухудшение репертуара и качества издаваемой литературы для юных читателей.
Сегодня издается множество книг, не имеющих отношения к реальной жизни и проблемам, которые ожидают юных граждан страны. Многие подростки читают литературные суррогаты.
Мировой опыт свидетельствует о том, что эти проблемы можно решить. Для того, чтобы поддержать детское чтение, необходимо изменить отношение к чтению детей и взрослых.
Подросткам не нужны книги
Детский писатель Андрей Усачёв полагает, что не важно, какое количество книг читают подростки, главное — что они читают: «В Гаити читают очень много. Но что читают? Жёлтую литературу и комиксы. Так и подростки в разных странах: одни запоями «чешут» восьмисортные романы, а другие прочитали одну книгу, например, «Евгений Онегин».
«СП»: — Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение о том, что СССР был самой читающей в мире страной?
— Согласно статистике, читали много. Но я не знаю, сколько читали в Польше или в США.
Хочу сказать, что подростковый возраст не предполагает увлечения книгами. Дети читают до определённого возраста, а затем полностью переключают своё внимание на музыку.
Я помню, как мы, советские подростки, после 14 лет бросали книги и погружались в музыку и танцы. Это естественный процесс.
Автор книг о детской и подростковой психологии Инна Мальханова не согласна с Усачёвым в том, что подросткам не интересно чтение: «Они читают в основном в школе, где стандартный подход к изучению литературы. Поэтому чтение интересного произведения превращается в пытку. Навязывание литературных шедевров вызывает у школьников раздражение, а желание учителей навязать своё мнение, усиливает неприятие к изучаемому.
В жизни страны за последние два десятилетия произошли существенные изменения, а в изучении литературы в школе — практически никаких… Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, не имеется ни одного произведения, героями которого являлись бы современные подростки.
В прошлом году социологи и психологи издательства «Российская государственная детская библиотека» провели исследования на тему того, что читают российские дети. На вопрос: «Какие книги хотел бы почитать?» — большинство опрошенных в возрасте от 10 до 15 лет ответили: «Книги о ровесниках».
«СП»: — Как заинтересовать подростков чтением?
— Нужно реформировать школьные программы и методики обучения чтению, а также преподавание литературы. Необходимо сделать всё для того, чтобы талантливые писатели, создающие книги для детей и подростков, обрели в обществе высокий статус, а их книги издавались большими тиражами и стали доступными для юных читателей.
Проблема, по словам специалистов, ещё и в том, что огромное количество подростков в стране практически не умеет читать! Особенно такая ситуация характерна для сельской местности и небольших городков. Но встречается это и в крупных городах.
«Они читают по слогам»
— Судя по результатам ЕГЭ, многие выпускники школ в нашей области безграмотны. Крайне низкий уровень грамотности у большого количества учащихся профессиональных лицеев. Проживают они не только в районах области, но и на окраинах Екатеринбурга, — рассказывает кандидат филологических наук, доцент Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета Наталья Воробьёва.
«СП»: — С чем связана такая ситуация?
— С условиями проживания части учащихся, с невнимательным отношением к ним родителей, с халатностью некоторых педагогов.
Руководители профессиональных лицеев и училищ Челябинской области, к которым корреспондент «СП» обратился с вопросом об уровне грамотности учеников и о количестве читающих, ответили, что с этим у них всё в порядке. Но в голосах директоров слышалась неуверенность.
Заместитель директора по учебно-производственной работе одного из профессиональных училищ города Златоуста, рассмеялась: «Кто ж из них скажет про своих учеников, что они безграмотны?! И я могу рассказать лишь на условиях анонимности. Большинство учащихся не просто безграмотны — они читают по слогам, а пишут с такими ошибками, что разобрать написанное невозможно. Книг они не читают. Они им не интересны, да и чтение для них — архисложная задача. Но не их вина, что они такие. Выросли в деревнях, где нет работы и повальное пьянство. Даже учителя на уроках падают под парты! Откуда же у деревенских ребят грамотность?!». Заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам одного из профессиональных лицеев города Кемерово рассказала: «Безграмотны не только учащиеся из деревень или из семей алкоголиков. Многие выросли во внешне благополучных семьях в областном центре, но в силу разных обстоятельств не сумели более-менее освоить грамоту. Они не только не читают, но и не знают, как называется наша страна».
А вот это называется — дожили. Впрочем, чему удивляться?! В прошлом году ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 35% россиян не читают книг вообще, даже плохоньких детективов. Профессор Сергей Капица по этому поводу как-то сказал: «За 15 лет мы воспитали страну идиотов».