Общество

«Ночной охотник» пролетел мимо индийского $ 1 млрд

Россия теряет главный рынок экспорта вооружений

  
206

Россия потерпела очередное серьезное фиаско в сфере торговли оружием. Проигран крупный тендер на поставку Индии боевых вертолетов. Общую стоимость сделки эксперты оценивают приблизительно в миллиард долларов.

Конкурс на поставку 22 винтокрылых машин с возможностью дополнительной покупки еще 22 единиц впервые был объявлен в 2008 году. В финал вышли российский Ми-28Н «Ночной охотник» и американский «ветеран» AH-64D Apache Longbow. «Причины отказа от вертолета Ми-28 были технического характера. По мнению наших специалистов, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам в отличие от вертолета Apache, который показал лучшие характеристики», — передает РИА Новости слова своего источника, близкого к индийскому Министерству обороны. По его словам, в выборе индийской стороны нет политической подоплеки. Что, честно говоря, кажется лукавством.

Более мягкий комментарий дал представителя Западного авиационного командования в Дели: «Обе машины отработали отлично, но американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».

Приходится констатировать, что в последние годы Россия серьезно сдает позиции на своем самом доходном рынке экспорта вооружений. В 2009 году мы проиграли американцам конкурс на поставку самолетов патрульной авиации. В результате Boeing заключил контракт на поставку 8 самолетов P-8I Poseidon, стоимостью около $ 2.1 млрд. В начале октября этого года Министерство обороны Индии приняло решение удвоить парк транспортных самолетов C-130J Super Hercules и приобрести еще 6 единиц этой техники. Сумма сделки на поставку первых 6 самолетов, купленных в 2008 году, составила $ 962,5 млн. Но самым неприятным стал проигрыш России в «тендере века» стоимостью почти $ 10 млрд. на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС страны. Дополняет картину тот факт, что вся приобретаемая Индией техника идет на смену устаревающему вооружению именно советского производства.

В настоящее время в Индии реализуется еще два тендера на поставку винтокрылых машин для ВВС: 12 тяжелых транспортных и 197 легких многоцелевых вертолетов общего назначения. Суммарная стоимость трех конкурсов оценивается в сумму свыше $ 2,5 млрд. В первом финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook, а во втором — Ка-226Т и Eurocopter AS550.

Ми-28Н «Ночной охотник»

Экипаж: 2 человека

Максимальная скорость: 300 км/ч

Статический потолок: 3600 м

Скороподъёмность: 13,6 м/с

Дальность полета: 450 км

Вооружение: стрелково-пушечное, ракетное

Максимальная взлётная масса: 12100 кг

Способен брать 3 пассажиров

Произведено: 44 единицы

Стоимость единицы: около $ 16 млн по данным на 2002 год

О том, почему мы теряем индийский рынок, на котором наша страна закрепилась десятилетия назад, корреспондент «СП» спросил президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова:

— Я бы сказал, что проиграл не наш вертолет, а проиграла российская политическая стратегия в отношении Индии. Когда я работал в сфере международного военно-политического сотрудничества, я чувствовал, что индусы нам самые близкие, хотя, может быть, технологически непростые союзники. Они предлагали нам осуществлять проекты совместно: что-то делают они, что-то делаем мы. Понятно, что Россия играла бы ведущую роль, но получился бы общий продукт. Однако, к сожалению, сначала Росвооружение, а затем Рособоронэкспорт настаивали: «Вы покупаете у нас только готовую продукцию. К технологиям не подпустим». В итоге сделки срывались.

Второе: мы проиграли этот тендер еще и потому, что с некоторых пор слишком необязательны в исполнении контрактов. Главный раздражитель в наших отношениях с Индией — это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Горшков», который модернизируется в Северодвинске для Индии. Москва уже завысила цены в полтора-два раза, мы не укладываемся в сроки, пытаемся упрощать свои обязательства и прочее. В политическом плане все выглядит еще хуже. В этом году Россия внезапно для Дели и без внятного объяснения причин отказались от двух давно запланированных совместных учений: военно-морских и сухопутных. Причем индийские корабли уже пришли во Владивосток, постояли, а потом им объявили, что наши корабли, оказывается, слишком заняты: возят картошку в пострадавшую от цунами Японию. Моряки и штаб ВМС Индии, конечно, над этим посмеялись. Т.е. мы сами создаем условия для того, чтобы проваливать тендеры и терять важного союзника.

«СП»: — Недавно в СМИ прошла новость, что Россия передает Индии технологии наведения для ракет «Агни-5» с дальностью стрельбы 10 тысяч километров. Разве это не свидетельство стратегического сотрудничества между странами?

— Понимаете, мы сначала выроем целый ров между двумя государствами, а потом начинаем его лопаточкой засыпать. Индусы не чувствуют стратегической последовательности сотрудничества, которое они ощущали в период Советского Союза. Ведь мы все время мечемся. У нас нет собственной политической стратегии ни на одном направлении. Все зависит от фирм: где-то от Газпрома, где-то от Роснефти, где-то от Рособоронэкспорта. И кто в этих внутренних играх победит, тот и «проламывает» свой интерес. Так не работают со стратегическими партнерами. Так можно работать с Танзанией: сегодня выиграл, завтра отказался. А со стратегическим партнером, с одним из мировых стратегических центров так работать нельзя.

«СП»: — Проигрыш в вертолетном тендере является продолжением того же ряда, что и проигрыш в тендере на поставку 126 истребителей?

— Это все из одной и той же серии. Я и с Путиным в Индию летал, и сам много раз. Картина одна и та же. Мы, военные, договоримся. Потом встревают гражданские структуры. Начинаются эти «откаты»… Индусы сначала смеются, а потом отказываются с нами работать.

«СП»: — Как скажется на состоянии нашего ВПК потеря индийского рынка?

— Рынок — это не самое главное. Через рынок мы выстраиваем союзнические, геополитические отношения с этой страной. Тем самым балансируем Китай. А тут в межгосударственные отношения вмешиваются совершенно недопустимые частности, интересы разных фирм и чиновников. Кто-то выиграл, кто-то хапнул и доволен, гуляет. А страна в целом проигрывает.

AH-64 Апач

Экипаж: 2 человека

Максимальная скорость: 300 км/ч

Статический потолок: 3000 м

Скороподъёмность: 12,2 м/с

Дальность полета: 400 км

Вооружение: стрелково-пушечное, ракетное

Максимальная взлётная масса: 10432 кг

Произведено: 1174 единицы

Стоимость единицы: около $ 35 млн по данным на сегодняшний день

С другой стороны на эту ситуацию смотрит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:

«СП»: — Каково ваше личное мнение о том, что лучше: Apache или «Ночной охотник»?

— Я считаю, что они очень близки по характеристикам, поэтому совершенно невозможно сказать, кто из них лучше. Разница в том, что Apache приняты на вооружение в количестве более тысячи экземпляров и проверены во множестве войн. А Ми-28 имеется в количестве около пятидесяти экземпляров, причем только в российских Вооруженных силах и не проверены ни в одной войне.

«СП»: — Тогда чем продиктован выбор индусов?

— Во-первых, тем, что я сказал в предыдущем ответе, во-вторых, политикой, потому что они сейчас очень четко придерживаются стратегии диверсификации импортеров вооружения.

«СП»: — История с затяжной модернизацией «Адмирала Горшкова» могла повлиять на последние решения Индии?

— Только косвенно. Конечно, индусы очень недовольны падением качества нашей продукции, но «Горшков» это особая история, потому что в случае с этим авианосцем мы их просто «кинули», говоря современным языком.

«СП»: — В апреле проиграли тендер на поставку 126 истребителей, теперь на поставку 22 ударных вертолетов. Не означает ли это, что мы сдаем свои позиции на основном рынке вооружений?

— Отчасти это следствие политики диверсификации, отчасти — следствие падения качества нашей техники.

«СП»: — Если мы постепенно теряем рынок Индии, что будет с нашим экспортом вооружений?

— Естественно, что наши позиции на мировом рынке будут становиться все хуже и хуже, потому что на сегодняшний день Индия — наш главный покупатель.

«СП»: — Что вы думаете об исходе двух оставшихся тендеров на покупку вертолетов?

— В конкурсе на поставку тяжелых вертолетов победит, очевидно, наш Ми-26. Я просто не вижу для него конкурентов. А на счет легкого вертолета сложно сказать: если исходить из политики диверсификации и объективных данных, то, скорее всего, выиграют европейцы с Еврокоптером. Ка-226, который с ним борется, еще просто нет в природе.

Фото: ИТАР-ТАСС, mi-helicopter.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня