Воскресенье 21 декабря 2014 года   |
Свободная пресса
Читайте нас
в социальных сетях:
Мнения Новости Открытая студия Фото Видео Наши авторы   Самые цитируемые статьи | RSS
«Сапсан» должен быть разрушен?. Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД

«Сапсан» должен быть разрушен?

Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД

Скоростные пассажирские поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, представляют собой угрозу для транспортной инфраструктуры России в целом. К такому жесткому выводу в очередной раз пришли независимые эксперты – на сей раз это специалисты Института проблем естественных монополий, подготовившие доклад по железнодорожному транспорту в рамках экспертной «Стратегии-2020». Правда, вывод не нов – специалисты-транспортники говорили о недостатках нынешней концепции «Сапсанов» с момента ее, этой концепции, появления.

Напомним, скоростные электропоезда «Сапсан», произведенные компанией Siemens по заказу РЖД, могут достигать скорости до 250 км/ч; с 2009 года они курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, в 2010 году открылось и сообщение со столицей Поволжья, Нижним Новгородом. Под названием Allegro эти же поезда ходят и дальше Санкт-Петербурга, по маршруту Москва – Хельсинки.

При этом изначально планировавшиеся для скоростных поездов отдельные магистрали так и не построены – заделы под высокоскоростную магистраль (ВСМ) можно увидеть в непосредственной близости от Московского вокзала Петербурга, она известна как «Яма». Поезда курсируют по обычным железным дорогам, и это изрядно раздражает всех, кто живет поблизости от «осапсаненных» магистралей или пользуется пригородными поездами на Ленинградском и Нижегородском направлениях.

Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и движение электричек приблизительно на час. Отсюда – возникает разрыв между частями населенных пунктов «по ту» и «по эту» сторону магистрали. А тем жителям Тверской и Новгородской областей, кто ездит работать в столицу, скоростные поезда сильно затруднили такие поездки.

Претензии к «Сапсанам» выдвигают и защитники исторического наследия. «Именно из-за этих поездов еще в 2003 году, при подготовке движения, был снесен исторический вокзал станции Окуловка, - рассказывает координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров. – Старинный, еще николаевских времен вокзал был «островным», снесли его ради незначительного спрямления путей. Причем деньги на постройку нового пассажирского здания были выделены, а само здание не построено, пассажиры до сих пор пользуются «времянкой» из вагонов».

Однако РЖД все эти годы продолжает утверждать, что выбранная компанией концепция скоростных железнодорожных перевозок оптимальна. Имеются и планы экспансии «Сапсанов»: скоростные составы пойдут в Самару, Екатеринбург, Казань и еще несколько городов. Схема остается та же: скоростные поезда пустят по старым магистралям, проложенным, зачастую, еще при царском режиме.


Вопреки тому, что успели написать о докладе информагентства, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) не призывает снять «Сапсаны» с существующих маршрутов. Это явствует из полного текста доклада, который приведен на сайте «Стратегии 2020». Вот фрагмент этого экспертного документа, который непосредственно касается скоростного движения:

Целесообразно строительство отдельных выделенных высокоскоростных пассажирских железнодорожных магистралей (скорости свыше 250 км/ч) и развитие ускоренного пассажирского сообщения (скорости до 140 км/час) на существующей инфраструктуре. Развитие скоростного сообщения (скорости до 200 км/ч) на действующих линиях нерационально.

Существующая инфраструктура железнодорожного транспорта используется одновременно для всех видов движения: грузового, дальнего пассажирского, пригородного пассажирского, хозяйственного. При этом, в основном инфраструктура создавалась под нужды грузового движения. Это проявляется в технических характеристиках линий: весовых нормах поезда для отдельных участков, протяжённости блок-участков СЦБ, габарите приближения строений и т. п. Большая часть линий сети железных дорог России рассчитана под перевозки грузов, протяжённость участков, задействованных только в пассажирском движении, минимальна. При этом доля грузооборота в приведённой работе железнодорожного транспорта (сумма грузооборота и пассажирооборота) составляет 93-95%.

Пропуск более скоростных (до 200 км/ч) пассажирских поездов требует съёма грузовых поездов, что приводит либо к невозможности их формирования и невывозу грузов, либо к передвижению их кружным путём. Например, в результате прекращения грузовых перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом по главному ходу Октябрьской железной дороги (за исключением сборных и вывозных поездов) расстояние следования грузов (через Ярославль – Вологду – Бабаево – Волховстрой) увеличилось более чем на 450 км (то есть почти на 70%).

Наличие интенсивного пригородного сообщения в пригородных зонах крупнейших городов России, подпадающих под программу развития скоростного (до 200 км/ч) сообщения (Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Сочи и др.), требует также съёма пригородных поездов, что серьёзно затруднит поездки населения в трудовых и рекреационных целях, приведёт к росту нагрузки на автодорожную инфраструктуру.

Кроме того, осуществление скоростного пассажирского сообщения требует значительных инвестиций в модернизацию инфраструктуры и существенно повышенных текущих расходов на её эксплуатацию в связи с интенсивным движением грузовых поездов. Вместе с тем, имеющийся пассажиропоток в большинстве случаев недостаточен для организации постоянного скоростного сообщения с большим количеством отправляемых поездов.

Исходя из этого, представляется целесообразным строительство отдельных выделенных пассажирских ВСМ (скорости свыше 250 км/ч) между пунктами с высоким прогнозным пассажиропотоком. Там, где возможно сохранение грузового движения и развитие ускоренного (до 140 км/ч) пассажирского сообщения, целесообразно проводить модернизацию уже существующих железнодорожных линий. В то же время между пунктами, где предполагается развитие скоростных (до 200 км/ч) перевозок, целесообразно развитие воздушного транспорта, как наиболее экономичного на таких поясах дальности при планируемых размерах пассажиропотока.


Таким образом, эксперты-транспортники предлагают не снимать существующие маршруты «Сапсанов» между Москвой, Питером и Нижним, а пересмотреть планы развития скоростного сообщения до Екатеринбурга, Сочи, Казани, Самары. Отметим, что невысокий пассажиропоток уже стал причиной отмены самого длинного в России маршрута экспресс-поезда: Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург.

Однако метод, который предлагается экспертами – развивать авиационное сообщение – вряд ли будет воспринят железнодорожниками, болеющими не за абстрактный транспорт, а именно за свою отрасль. Пример логики железнодорожников в похожей ситуации – их борьба с пассажирским автобусным сообщением. Напомним, администрация железных дорог регулярно проводит кампании по «отваживанию» частных междугородных автобусов с вокзальных площадей. В этом естественные союзники РЖД – городские власти, для которых независимые автобусные перевозчики это источник грязи, антисанитарии и тому подобных напастей.

Тем не менее, частные автобусы живы – и в первую очередь потому, что билет на междугородный автобус стоит куда дешевле железнодорожного билета, а купить его легче и быстрее. К тому же не нужно предъявлять паспорт – в отличие от РЖД, проверка документов на автобусных линиях в основном формальная.

Железнодорожники в последние годы регулярно обвиняют автобусников в нечестной конкуренции. Основной довод прост: при действующих правилах эксплуатации автомобильных дорог автобусные перевозчики не платят за использование инфраструктуры, а железнодорожникам приходится содержать путевое хозяйство. Справедливым решением эксперты, близкие к РЖД, видят взимание с автоперевозчиков платы за инфраструктуру – то есть не удешевление железнодорожных билетов для пользователя, а удорожание автобусных.

К вопросу о развитии авиасообщения между теми городами, которые предполагается «осапсанить»: осенью этого года прекратили полеты две крупнейшие авиакомпании-лоукостера в России – «Авианова» и «Скайэкспресс». Именно они успешно конкурировали с РЖД на самом оживленном «сапсановском» направлении – Москва – Петербург. Именно они предлагали и многие другие маршруты, которые планируется сейчас охватить скоростным железнодорожным движением. «А вы как думали, РЖД будет терпеть конкурентов?» - прокомментировал закрытие этих авиакомпаний источник «СП» в железнодорожной монополии.

Иными словами, РЖД категорически не заинтересована в замене «Сапсанов» авиацией или другими видами сообщения. Тем более, что скоростные поезда оказались единственным пассажирским бизнесом РЖД, приносящим по итогам своей работы внушительную прибыль – с конца 2009 года и до августа 2011 поезда заработали 10,4 млрд рублей.

«Прибыль есть, это правда, - подтвердил сотрудник центрального аппарата РЖД, пожелавший остаться анонимным. – Только нужно учитывать, что это чистая прибыль только по «Сапсану». А сколько РЖД теряет по грузоперевозкам – в этой статистике не учитывается. Если учитывать, то получится, что «Сапсаны» еле-еле выходят в ноль».

Действительно – прекращение грузового движения напрямую между двумя столицами нелегко далось всей российской логистической отрасли. «Срок прохождения контейнера из Питера в Москву увеличился в среднем на двое суток», - рассказал «СП» сотрудник крупнейшей российской экспедиторской компании. И это еще следует учесть, что из-за общей недружественности РЖД к малым объемам перевозок и срочным грузам большинство операторов срочной логистики давно работают в основном с автомобильными перевозками.

Как бы то ни было, пока нет предпосылок, чтобы железнодорожники задумались над коренным изменением стратегии высокоскоростных перевозок. Напротив, пока что РЖД прямо выгодна именно такая – эксплуатирующая еще царских времен инфраструктуру – схема. То, что уже в ближайшие годы такая политика приведет к возможному коллапсу железных дорог – кажется, мало кого волнует. Переименования вокзалов даются легче и приятнее.

Код для блога3
   
  Нравится

14 декабря 2011 года 12:29 «Сапсан» должен быть разрушен? Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:




У наших партнеров
28 комментариев Написать комментарий
"Под названием Allegro эти же поезда ходят и дальше Санкт-Петербурга..."

Понятно, что в Тель-Авиве разницу не знают.
Но почему такие нестыковки на сп пишут?
Ваше имя - 17.12.2011 22:15 Ответить
«"Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и..."А автор статейки, случаем, так, неумышленно, конечно, про десятки погибших на сегодняшний де»

Извините, но "Сапсаны" то, как таковые, тут причем ? В чем разница ситуации с "Авророй", "ЭР-200", "Невским Экспрессом" ходившими прежде - это тоже скоростные поезда и их скорость не намного меньше.
Переходы строить надо и правила соблюдать
Ваше имя - 17.12.2011 01:58 Ответить
То что ж-д пути не годятся под высокоскоростной транспорт - давно известно. Но что, простите, изменилось ? Скоростные поезда "Аврору", "Невский Экспресс", "ЭР-200" заменили "Сапсанами" с тем же расписанием и той же стоимостью билетов. Да они немного быстрее - в пути на час меньше, но и только. По удобству - не лучше. Не понимаю, что кардинально изменилось чтобы так реагировать ? Другое дело, что это опять таки импорт, "откаты" и прочее. А прежде ничем не худшие поезда производились как раз, по моему, в Твери - может быть в этом причина протестов. Тогда я ЗА ! Убивать российскую промышленность - преступление
Испанский паровоз № - 19 - 17.12.2011 01:50 Ответить
Да кто же верит экспертам «Стратегии-2020». ИНСОР в своём амплуа. Он для этого и существует. Раскачивание системы, создание хаоса путём попыток разрушения хорошо действующих структур, с одновременным вышибанием денег на всё новые "реформы" и "инновации". Политическое мошенничество хорошо обученного госдеповца. Его мать-кормилица - «Стратегия-2020», а папаша - юрист-волшебник. К 2020 отмоют сосцы кормилице - и опять сытно до 2050 года.
NIc - 16.12.2011 17:01 Ответить
Типичный пример деятельности "эффективного" менеджмента.
- 16.12.2011 11:34 Ответить
От уже созданных маршрутов может отказываться только идиот! А вот в расширении сети неплохо учесть информачию о загруженности уже действующих. Если более 60-ти процентов, то можно и новые запускать. Местным электричкам совсем необязательно подстраиваться под расписаНие "сопсана", это он должен следовать в ненапряжённые пронежутки.
Ваше имя - 16.12.2011 00:53 Ответить
Какая-то провокационная информация, только страсти поутихли, все привыкли, вроде бы, к Сапсанам и вот опять, на тебе! Все эти проблемы и с электричками, и с грузовыми были только в начале запуска проекта, теперь уже ситуация наладилась, народ попривык, вроде, и камней бросать стали меньше? К чему сейчас Сапсаны убирать? И на чем ездить? Давайте на лошадях тогда уже!
Анастасия - 15.12.2011 16:41 Ответить
"Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и..."

А автор статейки, случаем, так, неумышленно, конечно, про десятки погибших на сегодняшний день, подзабыл?.. Нигде ни словечка на целую простыню статьи!..
Ваше имя - 15.12.2011 16:07 Ответить
"ямы", возле московского вокзала нет уже более года. Выстроен замечательный "торговик" с подземной парковкой(яма пригодилась!!!!)
dimon - 15.12.2011 13:25 Ответить
Этот Якунин - Сердюков на ж.д. Он когда-нибудь хоть одним депо командовал? Тоже небось кореш Путева...
Феофан Забулдыжный - 15.12.2011 10:37 Ответить
1 2 3

Реплики, мнения, сюжеты


СМИ2
СМИ
Популярные материалы

Ту-160:  ракетоносец, который Украина распилилаТу-160: ракетоносец, который Украина распилила
«Белый лебедь» опередил стратегическую авиацию США на два десятка лет

США готовят свержение ЛукашенкоСША готовят свержение Лукашенко
Майданный спецназ из-за океана отправил «батьке» «черную метку»

СЯС самое времяСЯС самое время
Американский эксперт: США готовят свои ядерные силы к внезапному удару по России

Цены на нефть были снижены искусственноЦены на нефть были снижены искусственно
Константин Симонов: воюя с Кремлём, Вашингтон бьет и по собственной экономике

Киев готовит вторжение в КрымКиев готовит вторжение в Крым
Но треть украинцев уже не видят смысла в возвращении полуострова

ВС РФ: «Быстрее, еще быстрее!»ВС РФ: «Быстрее, еще быстрее!»
Боевые возможности нашей армии возросли в 1,3 раза. Но достаточно ли этого?

Бойтесь европейцев, дары приносящихБойтесь европейцев, дары приносящих
Что стоит за посулами Меркель и Олланда ослабления антироссийских санкций

«Пятая колонна» готовится к победному маршу«Пятая колонна» готовится к победному маршу
Кто помогает Западу в органах государственной власти России?

Урок китайского для Эльвиры НабиуллинойУрок китайского для Эльвиры Набиуллиной
Тонущий рубль можно спасти по рецептам Поднебесной

Латвия в рублевом капканеЛатвия в рублевом капкане
В Риге испугались падения курса нашей национальной валюты

Американцы заходят на Россию через КубуАмериканцы заходят на Россию через Кубу
Что стоит за сенсационным разворотом политики США в отношении Острова свободы

Токио играет мускуламиТокио играет мускулами
Япония рассматривает возможность ведения войн с соседями

Выбор редакции

Россия на перепутье: к звездам или в притон?Россия на перепутье: к звездам или в притон?
Юрий Болдырев об извращении идей развития

Дефолт доверияДефолт доверия
Михаил Делягин: клептократия железной рукой ведет страну к катастрофе

Не жили хорошо — надо начинатьНе жили хорошо — надо начинать
Олег Кашин о настроении этой зимы

Маркетгид
Это интересно

F-111: первая ласточка оказалась самой удачнойF-111: первая ласточка оказалась самой удачной
Зачем нужны самолеты с изменяемой стреловидностью крыла

«Тополь-М»: полмегатонны по настильной траектории«Тополь-М»: полмегатонны по настильной траектории
Новые технологии позволили разработчикам догнать и перегнать «Минитмен-3»

Ту-160:  ракетоносец, который Украина распилилаТу-160: ракетоносец, который Украина распилила
«Белый лебедь» опередил стратегическую авиацию США на два десятка лет

Гнездо
Свободная Пресса — Юг

Новую машину на Юге уже не купитьНовую машину на Юге уже не купить
Даже подержанные авто подорожали на 200 000 рублей, а страховщики вступили в сговор

Рублево-валютную панику сеют специально?Рублево-валютную панику сеют специально?
Банки заявляют, что не вводили ограничения на снятие наличных

Государство заберет завод-банкрот у олигархаГосударство заберет завод-банкрот у олигарха
На директора предприятия завели уголовное дело