Среда 16 апреля 2014 года   |
Свободная пресса
Читайте нас
в социальных сетях:
Мнения Открытая студия Фото Видео Наши авторы   Самые цитируемые статьи | RSS
«Сапсан» должен быть разрушен?. Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД

«Сапсан» должен быть разрушен?

Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД

Скоростные пассажирские поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, представляют собой угрозу для транспортной инфраструктуры России в целом. К такому жесткому выводу в очередной раз пришли независимые эксперты – на сей раз это специалисты Института проблем естественных монополий, подготовившие доклад по железнодорожному транспорту в рамках экспертной «Стратегии-2020». Правда, вывод не нов – специалисты-транспортники говорили о недостатках нынешней концепции «Сапсанов» с момента ее, этой концепции, появления.

Напомним, скоростные электропоезда «Сапсан», произведенные компанией Siemens по заказу РЖД, могут достигать скорости до 250 км/ч; с 2009 года они курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, в 2010 году открылось и сообщение со столицей Поволжья, Нижним Новгородом. Под названием Allegro эти же поезда ходят и дальше Санкт-Петербурга, по маршруту Москва – Хельсинки.

При этом изначально планировавшиеся для скоростных поездов отдельные магистрали так и не построены – заделы под высокоскоростную магистраль (ВСМ) можно увидеть в непосредственной близости от Московского вокзала Петербурга, она известна как «Яма». Поезда курсируют по обычным железным дорогам, и это изрядно раздражает всех, кто живет поблизости от «осапсаненных» магистралей или пользуется пригородными поездами на Ленинградском и Нижегородском направлениях.

Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и движение электричек приблизительно на час. Отсюда – возникает разрыв между частями населенных пунктов «по ту» и «по эту» сторону магистрали. А тем жителям Тверской и Новгородской областей, кто ездит работать в столицу, скоростные поезда сильно затруднили такие поездки.

Претензии к «Сапсанам» выдвигают и защитники исторического наследия. «Именно из-за этих поездов еще в 2003 году, при подготовке движения, был снесен исторический вокзал станции Окуловка, - рассказывает координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров. – Старинный, еще николаевских времен вокзал был «островным», снесли его ради незначительного спрямления путей. Причем деньги на постройку нового пассажирского здания были выделены, а само здание не построено, пассажиры до сих пор пользуются «времянкой» из вагонов».

Однако РЖД все эти годы продолжает утверждать, что выбранная компанией концепция скоростных железнодорожных перевозок оптимальна. Имеются и планы экспансии «Сапсанов»: скоростные составы пойдут в Самару, Екатеринбург, Казань и еще несколько городов. Схема остается та же: скоростные поезда пустят по старым магистралям, проложенным, зачастую, еще при царском режиме.


Вопреки тому, что успели написать о докладе информагентства, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) не призывает снять «Сапсаны» с существующих маршрутов. Это явствует из полного текста доклада, который приведен на сайте «Стратегии 2020». Вот фрагмент этого экспертного документа, который непосредственно касается скоростного движения:

Целесообразно строительство отдельных выделенных высокоскоростных пассажирских железнодорожных магистралей (скорости свыше 250 км/ч) и развитие ускоренного пассажирского сообщения (скорости до 140 км/час) на существующей инфраструктуре. Развитие скоростного сообщения (скорости до 200 км/ч) на действующих линиях нерационально.

Существующая инфраструктура железнодорожного транспорта используется одновременно для всех видов движения: грузового, дальнего пассажирского, пригородного пассажирского, хозяйственного. При этом, в основном инфраструктура создавалась под нужды грузового движения. Это проявляется в технических характеристиках линий: весовых нормах поезда для отдельных участков, протяжённости блок-участков СЦБ, габарите приближения строений и т. п. Большая часть линий сети железных дорог России рассчитана под перевозки грузов, протяжённость участков, задействованных только в пассажирском движении, минимальна. При этом доля грузооборота в приведённой работе железнодорожного транспорта (сумма грузооборота и пассажирооборота) составляет 93-95%.

Пропуск более скоростных (до 200 км/ч) пассажирских поездов требует съёма грузовых поездов, что приводит либо к невозможности их формирования и невывозу грузов, либо к передвижению их кружным путём. Например, в результате прекращения грузовых перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом по главному ходу Октябрьской железной дороги (за исключением сборных и вывозных поездов) расстояние следования грузов (через Ярославль – Вологду – Бабаево – Волховстрой) увеличилось более чем на 450 км (то есть почти на 70%).

Наличие интенсивного пригородного сообщения в пригородных зонах крупнейших городов России, подпадающих под программу развития скоростного (до 200 км/ч) сообщения (Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Сочи и др.), требует также съёма пригородных поездов, что серьёзно затруднит поездки населения в трудовых и рекреационных целях, приведёт к росту нагрузки на автодорожную инфраструктуру.

Кроме того, осуществление скоростного пассажирского сообщения требует значительных инвестиций в модернизацию инфраструктуры и существенно повышенных текущих расходов на её эксплуатацию в связи с интенсивным движением грузовых поездов. Вместе с тем, имеющийся пассажиропоток в большинстве случаев недостаточен для организации постоянного скоростного сообщения с большим количеством отправляемых поездов.

Исходя из этого, представляется целесообразным строительство отдельных выделенных пассажирских ВСМ (скорости свыше 250 км/ч) между пунктами с высоким прогнозным пассажиропотоком. Там, где возможно сохранение грузового движения и развитие ускоренного (до 140 км/ч) пассажирского сообщения, целесообразно проводить модернизацию уже существующих железнодорожных линий. В то же время между пунктами, где предполагается развитие скоростных (до 200 км/ч) перевозок, целесообразно развитие воздушного транспорта, как наиболее экономичного на таких поясах дальности при планируемых размерах пассажиропотока.


Таким образом, эксперты-транспортники предлагают не снимать существующие маршруты «Сапсанов» между Москвой, Питером и Нижним, а пересмотреть планы развития скоростного сообщения до Екатеринбурга, Сочи, Казани, Самары. Отметим, что невысокий пассажиропоток уже стал причиной отмены самого длинного в России маршрута экспресс-поезда: Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург.

Однако метод, который предлагается экспертами – развивать авиационное сообщение – вряд ли будет воспринят железнодорожниками, болеющими не за абстрактный транспорт, а именно за свою отрасль. Пример логики железнодорожников в похожей ситуации – их борьба с пассажирским автобусным сообщением. Напомним, администрация железных дорог регулярно проводит кампании по «отваживанию» частных междугородных автобусов с вокзальных площадей. В этом естественные союзники РЖД – городские власти, для которых независимые автобусные перевозчики это источник грязи, антисанитарии и тому подобных напастей.

Тем не менее, частные автобусы живы – и в первую очередь потому, что билет на междугородный автобус стоит куда дешевле железнодорожного билета, а купить его легче и быстрее. К тому же не нужно предъявлять паспорт – в отличие от РЖД, проверка документов на автобусных линиях в основном формальная.

Железнодорожники в последние годы регулярно обвиняют автобусников в нечестной конкуренции. Основной довод прост: при действующих правилах эксплуатации автомобильных дорог автобусные перевозчики не платят за использование инфраструктуры, а железнодорожникам приходится содержать путевое хозяйство. Справедливым решением эксперты, близкие к РЖД, видят взимание с автоперевозчиков платы за инфраструктуру – то есть не удешевление железнодорожных билетов для пользователя, а удорожание автобусных.

К вопросу о развитии авиасообщения между теми городами, которые предполагается «осапсанить»: осенью этого года прекратили полеты две крупнейшие авиакомпании-лоукостера в России – «Авианова» и «Скайэкспресс». Именно они успешно конкурировали с РЖД на самом оживленном «сапсановском» направлении – Москва – Петербург. Именно они предлагали и многие другие маршруты, которые планируется сейчас охватить скоростным железнодорожным движением. «А вы как думали, РЖД будет терпеть конкурентов?» - прокомментировал закрытие этих авиакомпаний источник «СП» в железнодорожной монополии.

Иными словами, РЖД категорически не заинтересована в замене «Сапсанов» авиацией или другими видами сообщения. Тем более, что скоростные поезда оказались единственным пассажирским бизнесом РЖД, приносящим по итогам своей работы внушительную прибыль – с конца 2009 года и до августа 2011 поезда заработали 10,4 млрд рублей.

«Прибыль есть, это правда, - подтвердил сотрудник центрального аппарата РЖД, пожелавший остаться анонимным. – Только нужно учитывать, что это чистая прибыль только по «Сапсану». А сколько РЖД теряет по грузоперевозкам – в этой статистике не учитывается. Если учитывать, то получится, что «Сапсаны» еле-еле выходят в ноль».

Действительно – прекращение грузового движения напрямую между двумя столицами нелегко далось всей российской логистической отрасли. «Срок прохождения контейнера из Питера в Москву увеличился в среднем на двое суток», - рассказал «СП» сотрудник крупнейшей российской экспедиторской компании. И это еще следует учесть, что из-за общей недружественности РЖД к малым объемам перевозок и срочным грузам большинство операторов срочной логистики давно работают в основном с автомобильными перевозками.

Как бы то ни было, пока нет предпосылок, чтобы железнодорожники задумались над коренным изменением стратегии высокоскоростных перевозок. Напротив, пока что РЖД прямо выгодна именно такая – эксплуатирующая еще царских времен инфраструктуру – схема. То, что уже в ближайшие годы такая политика приведет к возможному коллапсу железных дорог – кажется, мало кого волнует. Переименования вокзалов даются легче и приятнее.

Код для блога3
   
  Нравится

14 декабря 2011 года 12:29 «Сапсан» должен быть разрушен? Эксперты «Стратегии-2020»: скоростные поезда – большая ошибка РЖД Текст целиком >>>
Код для вставкиКак это будет выглядеть?
Эту статью обсуждают в блогах:



У наших партнеров
28 комментариев Написать комментарий
"Под названием Allegro эти же поезда ходят и дальше Санкт-Петербурга..."

Понятно, что в Тель-Авиве разницу не знают.
Но почему такие нестыковки на сп пишут?
Ваше имя - 17.12.2011 22:15 Ответить
«"Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и..."А автор статейки, случаем, так, неумышленно, конечно, про десятки погибших на сегодняшний де»

Извините, но "Сапсаны" то, как таковые, тут причем ? В чем разница ситуации с "Авророй", "ЭР-200", "Невским Экспрессом" ходившими прежде - это тоже скоростные поезда и их скорость не намного меньше.
Переходы строить надо и правила соблюдать
Ваше имя - 17.12.2011 01:58 Ответить
То что ж-д пути не годятся под высокоскоростной транспорт - давно известно. Но что, простите, изменилось ? Скоростные поезда "Аврору", "Невский Экспресс", "ЭР-200" заменили "Сапсанами" с тем же расписанием и той же стоимостью билетов. Да они немного быстрее - в пути на час меньше, но и только. По удобству - не лучше. Не понимаю, что кардинально изменилось чтобы так реагировать ? Другое дело, что это опять таки импорт, "откаты" и прочее. А прежде ничем не худшие поезда производились как раз, по моему, в Твери - может быть в этом причина протестов. Тогда я ЗА ! Убивать российскую промышленность - преступление
Испанский паровоз № - 19 - 17.12.2011 01:50 Ответить
Да кто же верит экспертам «Стратегии-2020». ИНСОР в своём амплуа. Он для этого и существует. Раскачивание системы, создание хаоса путём попыток разрушения хорошо действующих структур, с одновременным вышибанием денег на всё новые "реформы" и "инновации". Политическое мошенничество хорошо обученного госдеповца. Его мать-кормилица - «Стратегия-2020», а папаша - юрист-волшебник. К 2020 отмоют сосцы кормилице - и опять сытно до 2050 года.
NIc - 16.12.2011 17:01 Ответить
Типичный пример деятельности "эффективного" менеджмента.
- 16.12.2011 11:34 Ответить
От уже созданных маршрутов может отказываться только идиот! А вот в расширении сети неплохо учесть информачию о загруженности уже действующих. Если более 60-ти процентов, то можно и новые запускать. Местным электричкам совсем необязательно подстраиваться под расписаНие "сопсана", это он должен следовать в ненапряжённые пронежутки.
Ваше имя - 16.12.2011 00:53 Ответить
Какая-то провокационная информация, только страсти поутихли, все привыкли, вроде бы, к Сапсанам и вот опять, на тебе! Все эти проблемы и с электричками, и с грузовыми были только в начале запуска проекта, теперь уже ситуация наладилась, народ попривык, вроде, и камней бросать стали меньше? К чему сейчас Сапсаны убирать? И на чем ездить? Давайте на лошадях тогда уже!
Анастасия - 15.12.2011 16:41 Ответить
"Для обычного человека недостатки «Сапсанов» очевидны: проезд этих поездов блокирует переезды и..."

А автор статейки, случаем, так, неумышленно, конечно, про десятки погибших на сегодняшний день, подзабыл?.. Нигде ни словечка на целую простыню статьи!..
Ваше имя - 15.12.2011 16:07 Ответить
"ямы", возле московского вокзала нет уже более года. Выстроен замечательный "торговик" с подземной парковкой(яма пригодилась!!!!)
dimon - 15.12.2011 13:25 Ответить
Этот Якунин - Сердюков на ж.д. Он когда-нибудь хоть одним депо командовал? Тоже небось кореш Путева...
Феофан Забулдыжный - 15.12.2011 10:37 Ответить
1 2 3
Ваш комментарий
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ


Реплики, мнения, сюжеты

Четыре пункта в защиту имперской политики Надежда Алексеева о главном ресурсе наших будущих побед Большие идеи «Русской весны» Андрей Песоцкий рассуждает об идеологии народных выступлений на Юго-Востоке Украины
СМИ2
СМИ
Регнум
Популярные материалы

Davai,  Россия!Davai, Россия!
Рядовые жители западных стран поддерживают решительные действия Путина в отношении Украины

«Война Турчинова». Ucraine is over«Война Турчинова». Ucraine is over
Егор Холмогоров о том, почему украинская армия потерпит на востоке страны поражение и к чему это приведет

Весеннее военное обострениеВесеннее военное обострение
Какими армиями Киев собирается усмирять восставший Юг и Восток Украины

ШИЗО американского масштабаШИЗО американского масштаба
США не удастся загнать Россию в изоляцию из-за Украины

Украинский расколУкраинский раскол
США заинтересованы в разделе страны

Спецназ МВД им.АваковаСпецназ МВД им.Авакова
Расписавшись в своем бессилии, Киев создает боевые отряды из числа «патриотов Украины»

Штурм СлавянскаШтурм Славянска
Киевские власти начали спецоперацию в мятежном городе Донбасса

В предчувствии ГражданскойВ предчувствии Гражданской
На Украине началась спецоперация по подавлению мятежного Юго-Востока

Какие квартиры не стоит покупатьКакие квартиры не стоит покупать
О сделках, которые попадают в зону риска

«Мистраль» взял курс на  НАТО«Мистраль» взял курс на НАТО
Членам альянса предлагают выкупить вертолетоносцы, чтобы они не достались России

Зачем России Восточная Украина?Зачем России Восточная Украина?
Экономика мятежных областей и так давно интегрирована в российский промышленный комплекс

Киев хочет обмануть Юго-ВостокКиев хочет обмануть Юго-Восток
В распоряжении «СП» оказались секретные документы о соглашении между «украинскими властями» и протестующими

Выбор редакции

Соловецкие пляскиСоловецкие пляски
Алексей Колобродов о новом романе Захара Прилепина «Обитель»

Региональная державаРегиональная держава
Олег Кашин о главной странности постсоветского пространства

Украинский расколУкраинский раскол
США заинтересованы в разделе страны

Цитаты
Гнездо
Маркетгид
Свободная Пресса — Юг

Из России в РоссиюИз России в Россию
Репортаж «СП-Юг» о том, как и чем живет сегодня Крым

«Олимпийская» деревня, из которой уходит жизнь«Олимпийская» деревня, из которой уходит жизнь
Сочинское село, уничтоженное ради стройки века, до сих пор не может прийти в себя

"Подзаборное дело" привело за решетку"Подзаборное дело" привело за решетку
Репортаж «СП-ЮГ» из тамбовской колонии, где отбывает срок эколог Евгений Витишко