Общество

Хрупкие чувства верующих

Иван Давыдов сомневается, что Россия все еще светское государство

  
126

Важно уважать чужие чувства. Очень важно уважать чужие чувства. Особенно религиозные. Особенно — как раньше думали — религиозные чувства мусульман. Но православные активисты (есть теперь такая удивительная порода людей — православные активисты), доказали в последние месяцы со всей возможной бескомпромиссностью, что способны по части защиты собственных религиозных чувств посредством избиения на улице женщин и порчи одежды любому мусульманину дать сто очков вперед.

То есть дело, видимо, не в конфессиях.

Дело, видимо, в том, что — откровенно говоря, неожиданно, — на двадцать третьем году существования государства российского пришлось отвечать на вопрос: а оно какое, это государство? Светское? Вроде бы да, светское, на этот счет и статья в Конституции имеется.

Но трепетность, с которой государство взялось вдруг защищать религиозные чувства, заставляет задуматься.

В России, как известно, совсем скоро может быть закрыт доступ к сервису YouTube. На сервисе YouTube лежат в открытом доступе фрагменты фильма «Невинность мусульман», и убирать их хозяева сервиса, во всяком случае, пока, не собираются. Дикий народ, американцы, свободу слова чтут, а на чувства чужие плевать им.

Мы, конечно, куда нежнее. У нас депутат-единоросс Гаттаров превентивно — волнений-то мусульманских в стране не наблюдается, — накатал в прокуратуру донос, то есть, извините, запрос с требованием фильм признать экстремистским. Прокуратура признала — речь ведь о чувствах, о святых чувствах! И теперь осталось дождаться решения суда. Если суд с прокуратурой согласится — не видать больше россиянам экстремистского YouTube.

Впрочем, в нескольких регионах прокуроры уже требуют закрыть доступ к сайтам, на которых выложен несчастный этот фильм. Некогда судебных решений дожидаться: чувства в опасности!

Интересно, но все-таки несколько печально наблюдать, как светское государство не просто пытается встать в характерную коленно-локтевую позу (или молитвенной что ли назовем ее, благозвучия ради), но еще и сразу несколько ковриков специальных для этого намерено задействовать.

Ведь если государство светское — то оно, увлекшись чувств защитой, может зайти довольно далеко. Что в следующий раз оскорбит мусульман? Открытые лица женщин? Или, допустим, коленки? Придется запретить тогда законодательно короткие юбки и паранджи ввести: чувства важнее.

Впрочем, мусульмане на этот счет пока молчат, а вот протоиерей Чаплин высказывался давно и однозначно.

И потом, чувства ведь, повторюсь, есть не только у мусульман. Что, если завтра иудеи потребуют запретить продажу свинины? Им, наверное, неприятно в магазинах этакую гнусную штуку видеть. Чувства страдают. А православные возмутятся всеобщим обжорством неверующих в Великий пост. И соблюдение постов придется делать общеобязательным в законодательном порядке. Потому что — чувства, не шутят ведь такими вещами.

Ну, и так далее. Между прочим, если государство все-таки светские, то приверженцы любых не запрещенных законом религий в нем равны в правах. Чем чувства поклоняющихся знаменитому макаронному монстру хуже чувств, например, иудейских? Ничем они не хуже. А если так — придется нам Италии войну объявить. Итальянцы их бога вообще едят, причем не причащения ради, а услады брюха для. Сами жрут, и весь мир обучили.

Хватит этот терпеть!

Шутки шутками, а закрытие доступа к YouTube — вполне реальная перспектива. Уступки — дело скользкое, опасное. Один раз ноги об Конституцию вытрешь, защищая оскорбленные чувства, и дальше трудно будет останавиться. И все, что описано в предыдущих абзацах, вполне может продраться в реальность. Вот тогда и посмеемся.

Уважение к чувствам других — это важно и здорово, разумеется, но главное — помнить: гражданам чрезмерно чувствительным надо объяснять, со всей возможной жесткостью объяснять, что нежная их чувствительность имеет предел. Свобода слова, высказывания, самовыражения — это, как модно теперь говорить, существенная часть нашего «цивилизационного ядра». Может быть даже основная. И это как раз покушения на нее под прикрытием защиты чрезмерно нежных чувств приводят к тому ужасу, который сейчас на Ближнем Востоке творится, а не наоборот.

Если вас оскорбляют внутри вашего пространства — хоть бытового, хоть сакрального, — закон на вашей стороне. Вы можете требовать защиты. Но если где-то далеко лежит такое что-то, содержание чего вас может оскорбить, и вы специально, чтобы оскорбиться, в это что-то влезаете, — то проблема как раз в вас. И решать ее должны, наверное, психиатры, а не прокуроры.

Чувства мои грубы. Но процентов восемьдесят того, что показывают по центральным каналам российского ТВ, предположительно, способно оскорбить их. Но я не уверен — во избежание неприятностей я просто не смотрю российские телеканалы.

И не очень понимаю, отчего обладатели чувств более, как видно, нежных, не могут действовать так же. И почему государство, вместо того, чтобы объяснить им очень простые правила игры, радостно идет у них на поводу.

Идет, между прочим, в яму.

Хотя, конечно, все эти рассуждения имеют смысл, только если государство у нас по-прежнему светское. Но если уже нет — так хоть предупредили бы.

Фото: кадр из фильма «Страсти Христовы"/Кинопоиск.ру

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня