Общество

Сладкая трясина бабла

Почему свита тащит короля в ад

  
84

У меня есть состоятельный друг, который постоянно сомневается, за что его любят люди, за деньги или за него самого. О чем тут переживать? Деньги и есть он сам, и, бесспорно, деньги — это лучшая черта его характера. Я помню его бедным, он был намного хуже. Он был злее, скучнее, он не умел танцевать. Сейчас у него есть учитель танцев отдельно для танго, отдельно для линди хоп. Он стал дарить отличные подарки, он всегда платит за стол, на следующий год он собирается учиться в Гарварде. Но он остался занудой. Раньше постоянно ныл, где заработать миллион, теперь, когда миллион есть, ноет о своем недоверии к людям.

— Вот будет она со мной, — вопрошает он, постукивая по загорелому колену своей подруги, — если я разорюсь?

— Я первая перестану с тобой общаться, — успокаиваю я, — как представлю это нытье 24 часа в сутки: «Я разорился, со мной никто не общается».

А если серьезно, почему людей, имеющих деньги, так сильно беспокоит этот вопрос? Зачем вообще так глубоко копать, чтобы узнать химический состав любви окружающих. Нет среди нас святых старцев, которые любят всех и ни за что. Но если ты тот, кого постоянно используют, для этого не обязательно быть богатым, достаточно быть дураком. Гораздо трагичнее, когда ты беден, без работы и жены, а люди все еще находят новые пути, чтобы использовать тебя в своих интересах.

Кто будет со мной дружить, если у меня не будет денег? А кто будет с тобой дружить, если у тебя не будет ног? Как минимум с тобой станет сложнее ходить по барам. Большая часть человеческих отношений не выдержит даже этих малых испытаний. Отцы бросают жен с больными детьми на руках. Дети сдают родителей в дом престарелых. А вы тут что-то талдычите про старых друзей, которые с вами не из-за денег.

Богатые люди, запомните, нет ничего хуже, чем ваши старые друзья! Люди, которые помнят вас никем, таким же «пацаном», как они. С которыми вы в песочнице, в армии, в общаге. Им тяжелее всех остальных пережить ваш успех и еще сделать вид, что они счастливы за вас. Старым друзьям надо постоянно стараться вести себя так же, как и раньше, щелбаны, подзатыльники, старые шутки, и все это на заднем сидении вашего майбаха или в кабинете из красного дерева размером больше, чем вся их квартира. Им нельзя ничего просить у вас, иначе вы же и подумаете, что они такие же, как и все остальные. Дай. Дай. Дай. И при этом вашим друзьям ежедневно приходится наблюдать, как случайные лизоблюды и прихлебатели получают с вас то, что по праву принадлежит им проверенным и бескорыстным.

И когда вы приезжаете к ним на День рождения на дачу в середине ночи, пьяный, ностальгирующий по старым временам, и хозяин уступает вам свое место за маленьким столиком на тесной кухоньке летнего щитового домика шесть на шесть, и вы там посидите «по-простому» и каламбурите. Знайте, вы испортили человеку праздник!

Люди со славой, властью, деньгами, предлагаю условно называть их «волшебными», часто склонны к размышлениям — за что именно их любят. Очаровательная иллюзия, потому что уродливая реальность по другую сторону их волшебного измерения такова, что их не любят в принципе.

Почему-то эту простую истину знаем только мы, а не они. Чем больше «волшебные» люди проявляют щедрость, благородство и великодушие, тем обделеннее, злее и несчастнее чувствуют себя получатели. Мне кажется, в этом виновата «уникальная шкала волшебника». Как она работает? Упростим до понятий «бедный» — «волшебный». Жил был «бедный» человек, не тужил, плакал от счастья, когда друзья вдесятером скинулись и подарили ему на день рождения зимнюю куртку, а тут его старый друг, назовем его Ромой, стал «волшебным» и неожиданно подарил ему BMW. Вот этот «бедный» друг садится на благоухающее новой кожей сидение, проводит рукой по деревянному рулю, играет кнопочками, любуется подсветкой бардачка, поворачивается и говорит:

— Жмот наш Ромка. Для него 50 тысяч евро за эту машину — то же самое, что для меня 500 рублей. Смотри-ка, для старого друга и 500 рублей не жалко.

И посидев еще немного за рулем, обиженно хлопнет автомобильной дверцей и пойдет допивать водку за стол. Но машинку примет, конечно, она классная, и цвет необычный. Рома сказал, таких вроде только две в городе.

И потому еще многие удивляются, почему «волшебные» люди перестают прилагать усилия, чтобы поддерживать отношения с обычными. Если вас не связывает баня по субботам, общий офис или хоккей, придется что-то придумать, иначе даже самая старая дружба быстро сойдет на нет.

У нас с моим «волшебным» другом обеды по воскресеньям. Обсуждения его бурной личной жизни, сплетни, философские беседы. И вот здесь он меня постоянно разочаровывает тем, что не хочет признать приятные метаморфозы, которые произошли с его личностью благодаря появившимся деньгам. Он все время настаивает, что остался прежним, простым, добрым парнем (каким кстати никогда не был), который все так же любит сосиски и караоке.

Я не устаю разубеждать его в обратном. Цитирую великих чернокожих философов от американского рэпа: «Не верьте, если богачи говорят вам, что деньги их не испортили, значит, у них еще просто не было слишком много денег». Его характер, возможно и претерпел положительные изменения, но также он приобрел много новых «волшебных» привычек, которые не всегда согласуются, например, с моими понятиями о приятном времяпрепровождении или адекватном поведении.

Еще он отказывается признавать факт наличия свиты. Называя свое окружение друзьями и приятелями. Он никак не хочет понять, что свита — это самообразующийся, саморегулируемый элемент его жизни. И большинство людей автоматически становятся его частью, переступив определенную черту близости к телу.

Мой друг стал «волшебным», и у него появилась харизма голливудской звезды. Когда он входит в помещение, люди начинают шептаться и оборачиваться. От него исходит свечение. Его показывают по ТВ. Он в списке самых завидных холостяков, он спас Масайских жирафов от вымирания, он хорошо танцует. Окружающие мгновенно попадают под его обаяние, магию «волшебства» и света. Им начинает казаться, что они каким-то образом станут частью этого сказочного мира, но только если понравятся, очаруют. Благодаря бесконечному стремлению окружающих порадовать, насмешить, угодить, «волшебным» людям, последние довольно быстро теряют связь с реальностью. И в этот момент, обычные люди начинают злиться и пенять им на неадекватность.

Удивительнее всего наблюдать, когда по всем параметрам независимые, сытые, ко всему привычные люди начинают играть в кривые зеркала с «волшебными». Непрофессиональные прихлебатели, не жополизы третьего разряда, не сотрудницы гарема, а «уважаемые» люди, волей случая попавшие в чью-то чужую сказку. Принимая во внимание их кристальную репутацию, твердость нрава и выпуклость характера, «волшебные» люди в беседе обращаются к ним и только к ним в надежде на интересную, острую дискуссию, приправленную толикой эпатажа. И что получают? Нет, не откровенное вранье и привычное лицемерие, а такой смягченный, обтекаемый вариант правды.

Как-то раз за «волшебным» столом разговор зашел о кино. О Михалкове. О чем еще говорить приличным, образованным людям с «волшебными». Последнее связующее звено. Так вот, речь о его нашумевшем шедевре? Или не шедевре? Так примерно сформулировал вопрос хозяин стола, обращенный к человеку зрелому, культурному и совершенно ни в чем от него не зависящему. Ответ мне был известен. Слышала от «культурного» раньше. Два слова. Одно ругательное, одно фамилия режиссера и тире между ними.

И вот. Тяжелая пауза. Свита с напряжением ждет. «Культурный» человек снимает очки, подслеповатыми глазами в отчаянии ощупывает бесстрастное лицо моего «волшебного» друга в поисках подсказки. Видит только свет, он слепит, манит и ответов не дает. И вдруг. Полилось. Бурлящая река сладких, бессмысленных слов, неуловимых, как воздух, быстрых, как водяной поток: «И необычное впечатление. И вышел растерянный. И как не досказали что-то, какое-то разочарование что ли, и есть вопросы к фильму».

И замер, так и не сумев перейти черту. А там, в конце, просилось что-то про большого мастера и шедевр. Но не смог, не дотянул. Ему же кино не понравилось, и режиссера он не любит. Говорит, слишком к власти приближен. Зазнался. Потерял связь с реальностью. Ага, если потерял, то благодаря таким, как вы, господин АП.

Шок. И ты, Брут? Почему так? Мечта получить что-то впрок? Та самая голливудская харизма? Очарование «волшебством»? Что бы это ни было, это пагубно для тех, против кого обращено. Когда человеку повезло, и он имеет привилегию говорить то, что думает, но на всякий случай, этого не делает. Врет. Юлит. Уклоняется. Полезно вспомнить, что дело происходить не перед расстрелом в фашистском лагере, а в стейк-хаусе на Пречистенской набережной.

Когда даже независимые, устойчивые к внешним воздействиям роскоши и власти люди начинают подгонять картинку под чье-то видение, реальность искажается и навсегда перестает отражать правду. Вот именно эти, лучшие из «обычных» людей губят «волшебных». И защитить их некому.

Моя правда заключается в том, что я люблю богатых больше, чем бедных. Но вот, к сожалению, мой «волшебный» друг об этом никогда не узнает.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня