Общество

Прощай, «Аврора»!

Все твои залпы в прошлом

  
73

Легендарный крейсер «Аврора» — один из главных символов Петербурга — вычеркнут из состава ВМФ волей министра обороны Сердюкова. Ранним утром вторника корабль покинули последние его моряки, полтора десятка человек, проходившие здесь срочную службу.

Матросы покинули борт корабля в темноте, точно беглецы или воры, скрывающиеся от преследования. Чуть более месяца назад, в начале сентября, матросов — срочников уже пытались «передислоцировать» с крейсера на базу в Выборге. Подогнали было автобус, выстроили служивых на палубе, мол, по флотской традиции надо с кораблем попрощаться. На том тогда все и закончилось — подоспевшая общественность в лице ветеранов ВМФ РФ, а также журналисты не дали свершиться кощунству. И морской Андреевский флаг, свидетельство жизнестойкости военного корабля, спущенного на воду в 1900-м году, а в состав Российского флота вошедшего в 1903-м, еще несколько недель поднимался на мачте в точном соответствии с корабельным Уставом.

Подняли этот флаг и во вторник. Но не утром, с сигналом подъема. И не моряки. «Кто-то из гражданских, насколько я понял, они заправляют теперь там», — констатировал капитан 2-го ранга Николай Амелько. Он не один год отслужил на «Авроре» верой и правдой. Вынужден был уйти с корабля и вообще из флота в конце первого десятилетия 2000-х, потому что «видеть, как уничтожают крейсер, стало невмоготу».

Флаг подняли, но корабль, кажется, все-таки потеряли. Он с этого дня не только юридически, но и фактически перестал быть боевой единицей флота.

— Было бы из-за чего переживать, — хмыкнул в трубку дежурный, когда я набрала номер телефона командирской рубки. — Корабль давно не на ходу, музей — он и есть музей. Никто не собирается закрывать его для посещения. А наша, гражданского персонала, задача — поддерживать в рабочем состоянии все его системы и вообще порядок.

«СП»: — Можно узнать, уважаемый дежурный, сколько человек будет отныне нести свою рабочую вахту на «Авроре»?

— Сколько надо, столько и будут. Если у вас есть вопросы — звоните начальнику Центрального Военно-морского музея (ЦВВМ), он теперь отвечает тут за все!

Прежде чем созвониться с начальником этого музея Андреем Лялиным, напомню предысторию вопроса. Два года назад, с разрешения командования ВМФ РФ и тогдашнего губернатора города Валентины Матвиенко, на «Авроре» прошла ВИП-вечеринка с участием более сотни известных в стране представителей бизнеса, власти, поп-культуры. Все бы ничего, подобное бывало тут не раз, разве что в меньших масштабах, если бы не стриптиз на корме и прыжки с риском для жизни части разгоряченной публики с палубы корабля в Неву. Когда все это стало достоянием гласности, «посыпались» головы. Саму же «Аврору» приговорили к списанию.

Впрочем, люди знающие уверены, что скандальная вечеринка стала лишь формальным поводом к тому, что давно задумывалось «фанерщиком», как называют за глаза моряки Анатолия Сердюкова. Он ведь выпускник торгового вуза, пересевший в кресло министра обороны по приглашению его давнего товарища В. В. Путина почти прямиком со стула руководителя мебельного магазина в Петербурге.

С его руководством связывают развал во многих сферах военной деятельности. Например, решение о резком сокращении военных санаториев и домов отдыха, о чем недавно рассказывала «СП», которые якобы «пустуют в зимнее время». Теперь эти самые санатории перейдут в ведение бизнеса.

— Ну что вы такое говорите, не могли оставить «Аврору» без военной команды, - не поверил корреспонденту «СП» капитан первого ранга запаса Владимир Мамайкин, возглавляющий Международную ассоциацию общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников. — Двух недель не прошло, как на Морском совете Петербурга, созданном при губернаторе города, было принято обращение и к министру обороны, и к президенту страны о том, чтобы на крейсере оставили военную команду. Без нее там никак нельзя! Присутствовал на том совете и Андрей Лялин, начальник музея. Нам было обещано, что к нашему мнению обязательно прислушаются. Нет, не могли уважаемые руководители государства вот так вот взять и наплевать на точку зрения специалистов!..

Попытки дозвониться Андрею Яковлевичу Лялину не увенчались, увы, успехом. Похоже, он решил воздержаться от общения с прессой. Вспоминаю, как в конце сентября, общаясь с Лялиным, уточнила у него информацию о «серьезном ремонте», который якобы уже в скором времени ожидает вверенную его музею «Аврору» (последний раз ремонт корабля проводился 25 лет назад). «Да, разрабатывается соответствующая государственная программа, — подтвердил он. — В планах на 2013 — 2014 годы сначала эксплуатационный, затем технический ремонт и, конечно, докование». Стала спрашивать о финансировании программы. Выяснилось, с финансированием просто беда. Из-за дефицита средств сам ЦВВМ никак не переедет со Стрелки Васильевского острова в новые помещения на площади Труда. До «Авроры» ли тут?..

Обмолвился также А. Лялин о некой частной организации «Славянка». Мол, вот уже год, как это ОАО «полностью обслуживает крейсер». На самом крейсере ни одного человека из этой фирмы в глаза не видели…

Впрочем, Лялина впору пожалеть. Волей — неволей он попал в число тех, кто, наплевав на мнение профессионалов, сделал из крейсера филиал прибрежного музея.

Обеспокоены судьбой корабля все это время были и в известном на всю страну Петербургском клубе моряков-подводников. Минувшим летом его создатель и бессменный руководитель Игорь Курдин вместе с товарищами подготовил и передал через губернатора города Георгия Полтавченко обращение к президенту Путину. К обращению прилагался конкретный план сохранения «Авроры», придания ему статуса вспомогательного судна ВМФ с персоналом из числа уволенных в запас моряков. Георгий Сергеевич, надо отдать ему должное, доставил документ по назначению, точно в руки верховного главнокомандующего. Что же верховный? Он, говорят, едва взглянул на обращение, оставив на нем резолюцию — «Сердюкову А.Э./Пр. доложить».

— Теперь уже можно никому ничего не докладывать, дело, к сожалению, сделано, — едва скрывая горечь, говорит капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. — Ничего уже никто не изменит, все бесполезно. Произошло то, что должно было произойти еще 1-го августа, да несколько отсрочилось по просьбе матросов, попросивших командование дать им до конца пройти на «Авроре» курс молодого бойца. Ну вот, прошли.

«СП»: — И что теперь будет с «Авророй», Игорь Кириллович?

— Предполагалось, что на место выбывших моряков наберут штат гражданского персонала в количестве 32 человек. Зарплата согласно этому самому штату предусмотрена в пределах 4500 — 8000 рублей. Какой нормальный специалист, скажите мне, пойдет работать за такие деньги? Вахту несут сейчас 8 человек. Нужно в ножки им поклониться, что хоть как-то обеспечивают жизнедеятельность корабля. Двое из них вышли сегодня около полудня в пиджаках к мачте, подняли Андреевский флаг. Спасибо, конечно, поддержали, как могли, честь корабля. Но, между нами, моряками, разве это был подъем флага? Чистой воды профанация…

Достаточно категоричен в своей оценке происшедшего с «Авророй» был и капитан 2-го ранга запаса, известный писатель-маринист Александр Покровский:

— Был у России символ — «Аврора». Единственный корабль, дошедший до нас в прямом смысле слова через века. И нет его. Хватило для этого одного росчерка министерского пера. Вы спрашиваете, как относиться к тому, что власть проигнорировала мнение общественности, профессионалов, обращавшихся с ходатайством сохранить военную команду на крейсере? Тут может быть только одно отношение — резко негативное. Власть не считается с мнением народа. Значит, не доверяет ему. То есть относится она к своим гражданам пренебрежительно, чтобы не сказать, как к пустому месту. Что ж, придет время и уже народ проигнорирует такую власть. Защищай, президент, Отечество сам. То Отечество, в котором символы бутафорские, с инвентарным музейным номером.

Фото ИТАР-ТАСС/Trend/Евгений Асмолов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня