18+
среда, 18 октября
Общество

Кирпич на голову учителя

У врачей, педагогов и социальных работников появятся кодексы профессиональной этики

  
164

Минтруда РФ разрабатывает законопроект об этических стандартах для представителей ряда профессий бюджетной сферы. Если документ, проект которого опубликован на сайте ведомства, будет принят, собственные кодексы чести в скором времени могут появиться у врачей, педагогов и социальных работников.

Предложенный законопроект предусматривает изменения в законодательстве о социальном обслуживании, об образовании, об охране здоровья и ряд иных актов, чтобы, как пишет «Российская газета», «определить порядок разработки и утверждения кодексов профессиональной этики работников отрасли социальной сферы». До сих пор в российском законодательстве норм, определяющих порядок подготовки и издания профессиональных этических правил, просто не было.

Между тем во многих странах мира кодексы этики для различных видов деятельности в системе государственного управления существуют уже очень давно, как часть профессиональных стандартов. Это некий свод норм поведения, считающегося уместным для человека той или иной профессии.

«В Америке, например, кодексы поведения разрабатываются и для отельной фирмы, и для отдельного профессионального сообщества, — рассказал „СП“ завкафедрой психологии РГТЭУ, психоаналитик Павел Гуревич. — Даже самая маленькая компания там имеет свой собственный этический кодекс — в нем есть рекомендации как для рядовых сотрудников, так и для руководителей высшего звена. Это так называемая „ситуативная этика“, этика на определенные ситуации. Например, человек поступает в фирму, и там могут быть особые правила: не увлекаться, скажем, амурными отношениями на работе. Человек подписывает договор, и если это условие нарушит, то его изгоняют. Так, кстати, никто не задается вопросом: надо ли заниматься доносительством. Если официантка уронила поднос с посудой, об этом начальство узнает немедленно — сообщит коллега этой официантки. Он обязан это сделать. Те же нормы существуют у учителей, врачей, психоаналитиков — практика эта довольно известная».

«СП»: — Приживется ли она у нас? И, вообще, подобные своды правил как-то влияют на личностные и профессиональные качества человека?

— У нас, к сожалению, нет у многих готовности, соединять правила с реальным поведением. А работают этические кодексы только в правовом обществе. Я бы так сказал, в любом обществе есть три «скрепы»: интересы, мораль и право, т.е. все должно быть в гармонии. Люди объединяются по интересам, по нравственным принципам, которым они следуют, по правосознанию. Но когда общество безнравственно в целом, когда нет разработанных юридических законов, то этот вопрос становится абстрактным: «Надо ли?». Ну, конечно, надо. Только что надо? А надо, чтобы общество было нравственным, было правовым. А когда общество дремучее, и вдруг дается клятва где-то в отдельно взятом коллективе — это, на мой взгляд, абсурдно. Так что начинать надо с разработки законов по тем ситуациям, которые никогда не были предметом юрисдикции. Даже советская идеология апеллировала к нравственности. А мы сейчас об этом вообще не говорим, не задумываемся даже, насколько нравственно то или иное деяние. А когда человек понимает, что ему это сулит выгоду, то он переступает все нравственные нормы: может украсть, заняться рейдерством и даже убить.

«СП»: — Так нужны ли отдельные нормы профессиональной этики?

— Затрудняюсь все-таки ответить одним словом: да — нет. Нужны, наверное. Но только если это будут не какие-то формальные вещи. Можно ведь написать все что угодно. А что будет на самом деле? Вот что важно.

Эксперт «Центра медицинского права» Андрей Карпенко убежден, что для работников отечественного здравоохранения такой кодекс просто необходим:

— Вообще, основным вопросом юриспруденции — самым-самым главным — является вопрос: где границы между теми сферами нашей жизни, которые должны регулироваться законами, и той сферой, которая не должна этими законами регулироваться. Эта грань очень расплывчатая. И чем больше мы сместимся в сторону той сферы, которая должна регулироваться хоть какими-то нормативными актами, тем лучше. Потому что наше общество, увы, далеко не совершенно, и всегда лучше, чтобы был хоть какой-то нормативный акт. Пусть это даже будет этический кодекс, или что-то в том же духе. Это мое личное мнение.

«СП»: — Кто должен определять «правила игры»?

— Исключительно профессиональное сообщество. Врачебную этику, понятно, должно разрабатывать врачебное сообщество. Этику педагога — педагогическое.

Сопредседатель Межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов, в свою очередь, довольно скептически оценивает полезность этических постулатов, спущенных «сверху»:

— Откровенно говоря, не думаю, что Министерству труда или Министерству образования надо озаботиться какими-то этическими кодексами для педагогов. Потому что на уровне профессиональной культуры эти нормы давно сложились. Всем понятно, что педагогу не стоит ни на рабочем месте, ни за его пределами ругаться матом, подрабатывать в стриптизе или еще каким-то образом дискредитировать образ учителя. Есть более серьезные проблемы.

«СП»: — Например?

— Например, при интерпретации статей закона об образовании или Трудового кодекса, где говорится об основании увольнения педагога, совершившего аморальный поступок. Проблема в том, что, в сущности, нет внятного разъяснения от законодателя, что подразумевается под аморальным поступком. И естественно, что на местах, в случае каких-то конфликтных ситуаций руководители учреждений образования могут трактовать это положение очень широко и не в пользу учителя. И если бы (в данном случае) Минобразования официально разъяснило бы, что подразумевается под аморальным поступком со стороны педагога (пусть они и не называют это этическим кодексом, но просто попытаются интерпретировать норму, которая реально может педагогу поломать жизнь), было бы неплохо. По крайне мере, с этим можно было бы работать. Это можно было бы отнести, допустим, в прокуратуру или в суд или даже Конституционный суд на предмет нарушения прав личности. Пока каждая ситуация рассматривается индивидуально — это плохо, потому что создает угрозу произвольного толкования.

«СП»: — А насколько учитель может быть свободным, скажем, в политических предпочтениях?

— Есть такое понятие, как запрет на профессию, для тех педагогов, кто был осужден по экстремистской статье. Но это опять же очень спорная вещь. Хотя к нам в профсоюз не поступало еще заявлений от педагогов, которых на этом основании вышвыривают из школы, тема для обсуждения здесь есть. Дело в том, что экстремизм тоже внятно не разъяснен в законодательстве. Мы знаем, что например лозунги «Долой самодержавие!» или «Права не дают, их — берут»" некоторые эксперты готовы признать экстремистскими. Это известная проблема, касается она и педагогов, тех, которые имеют активную гражданскую позицию и участвуют, например, в оппозиционных акциях. Поэтому в данной ситуации разъяснение, что такое экстремизм, было бы весьма и весьма полезным. Но это, наверное, вопрос уже не к министерству, а к нашему Конституционному суду или Верховному. Кроме того, в последней версии закона об образовании появилась новелла о том, что учитель может быть наказан (вплоть до увольнения), если он якобы способствовал разжиганию национальной, социальной, религиозной и прочей розни, путем (цитирую) «сообщения учащимся недостоверных сведений о культурных, религиозных, и прочих исторических особенностях развития тех или иных народов».

Но нельзя не понимать, что трактовка, что способствует разжиганию, а что не способствует — это схоластика, и, в общем, подвести под наказание можно любого. Особенно это касается историков и обществоведов. Потому что там каких-то твердых истин, которые нельзя интерпретировать, практически и нет. Поэтому мы хотим знать, имеет ли учитель право интерпретировать исторические факты: если да, то в каких пределах. Вот те проблемы, которые сегодня связывают учителя по рукам и ногам. Поможет их решить какой-то этический кодекс, который министерство выдаст как бы «вниз», в массы? Мне кажется, что это неактуально. Это будет всего лишь еще один камень, кирпич, который уронят на голову учителю.

Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня