Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

NASA — Роскосмосу: Гудбай, мистер Рогозин

Авария «Союза М-10» дала импульс развитию американских программ Dragon и Boeing Starliner

16354

Ракета-носитель «Союз» в Америке справедливо считалась проверенной рабочей лошадкой. В частности, заокеанский авторитет по космическим авариям Уэйн Хейл, комментируя последний неудачный полет на МКС, сказал: «Мы, в США, рассчитывали только на «Союз». По его словам, сегодня нет альтернативы программе сотрудничества с Роскосмосом, хотя Америка близка к возвращению в космос на своих кораблях.

Добавим, что авария «СоюзМ-10» выходит за рамки чисто технического происшествия и приобретает политический оттенок. Ведь сотрудничество с американцами на МКС не прервалось даже после Крымской весны 2014 года, хотя Штаты категорически не приняли результаты референдума. Кто знает, может, благодаря контракту между NASA и Роскосмоса, санкции против России оказались тяжелыми, но подъемными.

С одной стороны, «сделанная в СССР» система катапультирования капсулы с экипажем сработала штатно, что существенно нивелировало последствия октябрьской катастрофы на Байконуре. Роскосмос, как ни странно, даже набрал очки и уж точно поставил в неудобное положение разработчиков американских пилотируемых кораблей Boeing и SpaceX. Если у тех случится авария, и погибнут люди, несмотря на предусмотренные системы экстренной эвакуации, Америке придется опять стучаться в двери Роскосмоса.

Читайте также

С другой стороны, неудачи стали визитной карточкой Роскосмоса. Несмотря на первую с 1983 года аварию «Союза», инциденты с другими запусками в России происходят с пугающей регулярностью. Тем не менее, президент Путин не сделал выводов, хотя, судя по суетливой смене губернаторов, глава государства, видимо, догадывается, что нынешняя система отбора кадров не работает.

Дмитрий Рогозин, не будучи технократом, и уж тем более современным Королевым, прекрасно чувствует себя в кресле главы Роскосмоса. Как, к слову, и юрист Дмитрий Медведев, уверенный в своих компетенциях по управлению правительством в эпоху 4-й промреволюции. В полной мере, это касается всей политической элиты современной России, которая только сейчас столкнулась с отложенными, но с непреодолимыми технологическими проблемами.

Как известно, начальники-непрофессионалы могут опираться только на своих технарей-помощников, компетенции которых, ясное дело, «руководители на все руки» оценить не могут. «Рогозиным» остается лишь полагаться на свое чутье и говорливость, с тем, чтобы «повести» за собой инженеров и ученых. Если это не удается, «начальники» пытаются найти и покарать бракоделов, «диверсантов» или, хуже того, «психов с дрелью». Для этого, собственно, и были приостановлены, по крайней мере, на полгода все полеты, в том числе и непилотируемые.

Проблема в том, что у настоящих спецов и редких профессионалов своя гордость. Они-то понимают, что без них ракета не полетит, а вот без «Рогозиных» — запросто. Так уж сложилось в нашей науке: «лобастые» не любят ничего непонимающих в технике болтунов, которые, однако, стоят над ним. Тут речами о великой России делу не поможешь, особенно, если разница в зарплате составляет десятки, а то и сотни раз. Как ни горько это признавать, но «русские мозги» утекают за границу зачастую по этой причине.

По идее, Роскосмос должен провести системную модернизацию. Нужна совсем другая роботизированная логистика с тотальным внедрением методов неразрушающего контроля. Необходимо также с помощью технологии блокчейна «пометить» каждую деталь электронной меткой, чтобы никто, даже из числа высшего руководства, не мог подсунуть контрафакт. А тут опять нагнали армию проверяющих чиновников, которые будут сверять приходные и расходные документы, а то, что вызывает подозрение, отсылать в лаборатории. Толк от такой «обезьяньей» работы, как правило, стремится к нулю.

Руководство NASA это прекрасно понимает, хотя вот уже более 7 лет вынужденно покупать для своих астронавтов билеты на МКС по $70 млн. за одно место. А что, если Роскосмос не справится со снижением качества собираемых ракет? Тогда будущее МКС, да и всей пилотируемой международной космонавтики, окажется под большим вопросом.

Газета Washington Post в связи с аварией «Союз М-10» написала: «Астронавты выжили, но авария ракеты-носителя вызвала настоящий переполох в NASA». За кадром катастрофы в Байконуре остались внутренние американские разборки с руководством Boeing и SpaceX, которые клялись уже в этом году осуществить полеты в космос, но опять перенесли свои миссии на следующий год.

Отметим, что сейчас на борту МКС находятся специалисты, которые могут вернуться домой на запасном корабле «Союз», пристыкованном к станции. В то же время NASA утверждает, что по техническим причинам срок пребывания нынешней экспедиции на орбите ограничен концом текущего года. В декабре, по плану, должен полететь новый экипаж, но следующая миссия находится под угрозой из-за аварии «Союза М-10». Значит, может наступить такой момент, когда астронавтам придется возвращаться на Землю без замены.

NASA даже временно не хочет оставлять без экипажа орбитальную станцию стоимостью 100 миллиардов долларов, так как она требует постоянного технического обслуживания, и прежде ею никогда не управляли только с Земли.

Возможно, именно поэтому, в США официально было объявлено, что программа SpaceX в следующем году перейдет в новое качество. В июне 2019 года агентство планирует отправить в космос корабль Dragon с экипажем и даже доставить астронавтов на МКС. Напомним, что подобные обещания звучат уже давно: причем, самый первый старт ракеты Маска с людьми на борту должен был состояться еще в 2017 году.

Тем не менее, сейчас американцы настроены на результат и готовы ежемесячно информировать общественность о подготовке этого полета. «Этот новый процесс отчетности о нашем графике лучше всего отражает нашу решимость; тем не менее, даты запуска по-прежнему будут иметь некоторую неопределенность, и мы ожидаем, что они могут измениться по мере приближения к запуску», — сказал Фил Макалистер, директор по развитию коммерческих космических полетов NASA. В то же время он признал, что речь идет о новых аппаратах и инженерных процедурах по их запуску. Значит, возможны самые разные сценарии.

Всего в 2019 году планируется две миссии на МКС, в которых примут участие по 2 астронавта, которые уже через 14 дней вернутся на Землю.

Ну, а потом, если, конечно, не будет проблем, американцы будут регулярно — раз в полгода, запускать свои экипажи на МКС. Добавим, что капсула Dragon способна нести до 7 астронавтов (штатно 4 человека), и оборудована системой аварийного спасения по «русской схеме». Кроме того, спускаемый аппарат способен садиться на землю за счет тормозных двигателей, а не приводняться в океане, как было предусмотрено вначале.

Читайте также

Более туманно озвучена миссия Boeing Starliner, которая, по планам NASA, стартует весной следующего года, если её в очередной раз не перенесут на более поздний срок. Выводить аппарат будет ракета Atlas V, в создании которой участвовала корпорация Lockheed Martin, головное предприятие ВПК США. Похоже, наступает время тестирования истребителя спутников, хотя американцы позиционируют его как «космическое такси».

Правда, экс-заместитель директора NASA Лори Гарвер (которая в администрации Обамы активно продвигала проекты Dragon и Boeing Starliner — авт.) считает, что шансы миссии в следующем году состояться, — минимальные. Обе программы опять не выдержали испытаний, не говоря уже о начале необходимой сертификации.

Тем не менее, Белый дом считает, что пилотируемые корабли Dragon и Boeing Starliner в любом случае полетят в следующем году. И от успеха этих двух миссий будет зависеть дальнейшее сотрудничество с Роскосмосом, контракт с которым истекает в ноябре 2019 года. Если надежды американцев оправдаются, NASA с радостью скажет: «Гудбай, мистер Рогозин». В этом случае, Роскосмос ждут трудные времена, ибо без денежек американских налогоплательщиков вся тяжесть поддержки национальной программы ляжет уже на российских граждан. Но самое главное, у правительства США, наконец-то, будут полностью развязаны руки в отношении санкций против нашей страны.


Происшествия в космосе: В Роскосмосе рассказали, что случилось с «Союзом МС-10»

Космическая одиссея: Катастрофа «Союза»: В русскую ракету теперь никто не сядет

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня