Происшествия

«Дальний Восток»: могла ли помощь прийти раньше?

Организация поисково-спасательной операции МЧС вызывает вопросы

3893
«Дальний Восток»: могла ли помощь прийти раньше?

Об итогах первого дня поисково-спасательной операции в Охотском море 2 апреля на заседании правительства доложил глава МЧС Владимир Пучков. По его словам, спасены 63 моряка траулера «Дальний Восток». Из воды подняты тела 56 погибших от переохлаждения. Судьба 13 человек остается неизвестной. Но учитывая, что температура воды в Охотском море около ноля градусов, надежда увидеть их живыми ничтожно мала.

Понятно, что в рамках возбужденного уголовного дела высокая комиссия разберется, почему произошла трагедия. И все ли было сделано для того, чтобы жертвы были не столь велики? Но уже на первых порах ход операции вызывает, по крайней мере, некоторые недоуменные вопросы.

Давайте повнимательней взглянем на хронику происходившего 2 апреля в Охотском море в изложении агентства ИТАР-ТАСС. Большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток» затонул у берегов Камчатки в 00.26 мск. До береговой черты — порядка 300 километров. Через час с небольшим (в 01.44 мск) пресс-служба Дальневосточного спасательного центра МЧС сообщила, что к вылету из Петропавловска-Камчатского готовится вертолет Ми-8 со спасателями и медиками на борту. Лететь предстояло до Магадана. Там — дозаправка. И — в район бедствия.

В 02.34 мск «вертушка» с Камчатки поднялась в воздух. К месту событий прибыла в 08.15 мск. Как выяснилось — напрасно. Ветер не позволил начать эвакуацию спасенных моряков, уже принятых на борт судна «Андромеда». Потому что поднимать пострадавших в вертолет собирались спасательным устройством с тросом и лебедкой. Для чего машина должна была надолго зависать над палубой на высоте не более 40 метров. А такую работу лучше проделывать в полный штиль. Или при небольшом ветре.

2 апреля было ясно, волнение моря было незначительным, ветер достигал 10−15 метров в секунду. Как заявил агентству РИА «Новости» неназванный представитель Южно-Сахалинского морского спасательного подцентра, «погода вполне рабочая. Есть небольшое волнение, ветер северо-восточный. Изменения погоды ночью и утром пока не ожидается».

И, тем не менее, для вертолета и этого оказалось слишком. Ми-8 вынужден был вернуться в Магадан. Его работу отложили до утра 3 апреля. Хотя, конечно, для многих бывших членов экипажа «Дальнего Востока» эта задержка может оказаться роковой. У некоторых спасенных от переохлаждения начали отказывать почки. Как заявил представитель ГУМЧС России по Камчатскому краю, к вечеру оказалось, что «десять человек неконтактны. Кто-то без сознания, кто-то просто в шоковом состоянии». А на участвующих в поисково-спасательной операции судах нет для такого рода помощи ни специальных лекарств, ни оборудования, ни подготовленных врачей.

Впрочем, повторюсь, экипаж прибывшего с Камчатки вертолета в такой ситуации действительно выручить и не мог. Но могли ли другие?

На аэродроме «Хабаровск Центральный» дислоцирована авиационная база Дальневосточного регионального центра МЧС России. В ее составе есть знаменитые реактивные самолеты-амфибии Бе-200ЧС. Крейсерская скорость в 700 километров в час позволяет им за несколько часов оказаться в районе крушения траулера. Посадка на воду возможна при волнении моря до 3 баллов и высоте волны до 1,2 метра. Как следует из слов представителей МЧС в районе поисково-спасательных работ, погода там не превышает эти параметры. Почему бы не попытаться эвакуировать погибающих рыбаков «летающей лодкой»?

Эта идея штабом операции обсуждалась. В 14.10 мск на ленте ИТАР-ТАСС появилось сообщение: «Самолет Бе-200 привлекут к поисковой операции в районе крушения траулера в Охотском море». Но больше на эту тему — ни слова. Хотя в 2012 году в районе Владивостока МЧС проводили масштабные учения именно по такой легенде: «Спасение терпящих бедствие моряков авиацией Дальневосточного регионального центра». На учениях все получилось лихо. В жизни, видимо, оказать реальную помощь экипажу траулера оказалось сложнее. В итоге Бе-200ЧС по состоянию на вечер 2 апреля из Хабаровска так и не взлетел.

Еще одна странность. В 07.12 минут штаб Тихоокеанского флота предложил руководству поисково-спасательной операции свою помощь. Это сообщение ИТАР-ТАСС могли прочитать все желающие. Только они ни слова так и не увидели о том, было ли принято предложение военных моряков?

Между тем, военные способны реально и эффективно поучаствовать в происходящем. Скажем, противолодочными самолетами Ил-38. Эти машины в состоянии совершать полет в течение порядка 8 часов на радиус более 2000 километров. 317-й Отдельный смешанный авиационный полк, в составе которого находятся и Ил-38, базируется неподалеку — на Камчатке, на аэродроме в Елизово. Однако сообщений, что хотя бы один из них вылетел в район бедствия, нет.

И это поразительно. Потому что такие противолодочные машины не раз привлекались к поисково-спасательным операциям в подобных случаях. Скажем, в 2006 году, когда у берегов Республики Корея затонул наш теплоход «Синегорье» с 18 членами экипажа на борту. Спастись удалось только 11 морякам. А два тела погибших с воздуха обнаружили именно военные летчики Ил-38 Тихоокеанского флота.

Возможно, ответы на эти вопросы мы получим 3 апреля? В этот день, с утра, операцию обещают продолжить.

Снимок в открытие статьи: сотрудники Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России отслеживают ситуацию на месте крушения траулера «Дальний Восток» / Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня