Но поняла ли власть, чего хотят от нее люди на самом деле
Российские власти в очередной раз проявили невосприимчивость к настроениям народа. Несмотря на массовые выступления граждан после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня», губернатор Кемеровской области Аман Тулеев отправлен в отставку не будет. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники, близкие к администрации президента.
По словам собеседников издания, если отставить Тулеева сейчас — сразу после пожара, то это решение Кремля воспримут, как принятое под давлением протестующего населения. В то время как Владимир Путин такого не приемлет и вообще против показательных отставок.
Действительно, во время визита в Кемерово, на встрече с родственниками погибших в здании судмедэкспертизы Путин, отвечая на вопрос о возможной отставке губернатора, обозначил свою позицию: «под камеры этого не делается, для красного словца и на фоне трагедии».
Источники издания отмечают, что решение об уходе Тулеева с поста губернатора, принятое еще до трагедии, остается в силе, но будет реализовано позже — возможно, в конце весны. Еще одна причина, по которой Тулеева не уволят немедленно — его заслуги, а также уважение со стороны президента.
В администрации Кемеровской области заявили, что не располагают сведениями об отставке своего босса. Тулеев находится на рабочем месте и проводит встречи с родственниками погибших сообщили в пресс-службе. Дмитрий Песков напомнил СМИ, что кадровые решения центр не анонсирует, а объявляет о них, когда решения уже приняты.
Но поняла ли власть, чего хотят от нее люди на самом деле
Спустя три дня после трагедии Тулеев записал обращение к жителям региона, в котором пообещал помощь семьям погибших в захоронении, а также выплаты общим объемом 5 млн рублей. При этом он назвал многотысячный митинг в Кемерово 27 марта «четко спланированной акцией», на которой присутствовало в основном «подогретая молодежь».
Тулеев также обратил внимание земляков на вмешательство в ситуацию внешних сил. Речь шла о пранкере с Украины, который звонил в кемеровские морги и сообщал ложную информацию о числе погибших, а также ложные звонки о минировании местных шахт. «Все глубоко продумано, чтобы взбудоражить людей, натравить одну часть на другую», — заявил губернатор.
И это еще больше возмутило людей. Человек, вместо того, чтобы быть с людьми в минуту их страшного горя пытается обвинять какие-то внешние силы. Какие внешние силы, когда люди сгорели в кемеровском торговом центре? Его, кемеровские люди? Или человек даже не в состоянии оценить размах бедствия?
Вот почему многие считают, что Тулеев должен уйти в отставку. Несмотря на все прежние заслуги. Тяжеловес в политике буквально за несколько дней утратил весь свой прежний вес.
«Я знаю Амана Тулеева, прошла с ним очень многое. Бастовали учителя, шахтеры, взрывался метан, но он всегда был вместе со всеми. Но сейчас не выйти к людям?! Да, на площади был стихийный митинг. Но ведь нашлись те, кто вышел. У меня не укладывается в голове, как можно было назвать их бузотерами! Нормальный человек был обязан уйти в отставку. Попросить у людей прощения и уйти», — говорит бывший заместитель Тулеева Татьяна Машковская.
Не желающий отправляться в отставку Тулеев по отношению к подчиненным придерживается прямо противоположной политики. После пожара он уволил своего заместителя Алексея Зеленина и начальника департамента внутренней политики области Нину Лопатину. Ранее Тулеев публично заявлял о своей обиде на них за недостаточно активное опровержение слухов о расстройстве своего здоровья.
Симпатии общества, кажется, уже не стороне губернатора. Публикация в федеральных СМИ о том как дети и внуки Тулеева «прожигают жизнь» явно призвана развенчать образ губернатора как близкого к народу чиновника.
Гражданский активист, правозащитник из Кемерово Николай Федоров не видит другого варианта, кроме отставки губернатора.
— Конечно, необходима отставка Тулеева. При ныне действующем руководстве области рассчитывать на честное расследование трагедии в «Зимней вишни» бесполезно.
«СП»: — Почему?
— Обратите внимание на то, как власти ищут погибших. Они это делают на основании обращений родственников. Если обращения нет, человека не ищут. Ни по видеозаписям, ни по проданным билетам… То есть сама постановка вопроса неверная. Это бесчеловечно. И никаких моральных угрызений у них нет. Тех, кто протестовал на площади вообще поливали грязью. Поэтому нужна отставка и губернатора и всех его замов и руководства МЧС тоже.
«СП»: — Ну, двоих чиновников, в том числе зама, Тулеев уволил. Этого недостаточно?
— Ему надо было кем-то пожертвовать, чтобы сохранить себя. Вот и нашли меньшее зло. Не вообще меньшее зло, а именно для себя самих.
«СП»: — Каковы итоги двадцатилетнего срока губернаторства Тулеева?
— Все, кто не пристроил себя куда-то, кто сталкивается с реальными проблемами, знает, что регион погибает. Выкачиваются все ресурсы, продаются, деньги в регион не возвращаются. В области есть только два более-менее прилично выглядящих города — Кемерово и Новокузнецк. Два шага из города, смотреть не на что. Сравниваю с соседними регионами, просто хочется плакать.
Житель города Белово Кемеровской области, пенсионер Александр Николаенко еще более резок в своих оценках.
— Тулеев — верный путинец, потому только его и держат. Между тем, в области за последние 18 лет вымерло шесть городов-стотысячников. Вот о чем надо бы еще скорбеть.
«СП»: — Расскажите подробнее…
— У нас было три миллиона жителей, а сейчас 2,5 миллиона. Поэтому я считаю, что Тулеев устроил самый настоящий «геноцид» в Кузбассе. Причем он творится прямо сейчас. Где город Белово, в котором жило 111 тысяч человек, а осталось 70 тысяч? Похожая картина в Междуреченске…
«СП»: — Вы назвали Тулеева «верным путинцем». Почему? Он что, дает центру хорошие результаты на выборах?
— Он дает почти 90 процентов (на последних выборах за Путина в Кемеровской области проголосовали 85,5 процентов — авт.)
«СП»: — Мы помним Тулеева времен Ельцина, как чрезвычайно расположенного к шахтерам. Может они ему просто отвечают взаимностью?
— Ничего подобного. Шахтеры плюются. Тулеева не любят за высокомерие, за то, что все автобусы тулеевские. Культ личности настоящий. А на выборах шахтеры голосуют за Зюганова.
О логике кадровых решений Кремля и отношении центра к Тулееву «СП» рассказал гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
— Не принимать решения под давлением — это императив самого президента. Естественно, нет никакой бумажки, где написано, что под давлением нельзя, но все знают, что Владимир Владимирович принципиально не принимает решения, к которым его кто-то вынуждает. С этим ходить к нему бессмысленно. А зачем чиновнику готовить самоубийственное для себя решение? Ведь так можно подорвать доверие начальства к себе, а результата не будет, потому что решение уже сформировано. Так было при франкских королях, при всех императорах, при генсеках и так будет всегда. Так устроен аппарат.
«СП»: — Это все касается ситуации с Тулеевым?
— Да, но это только один момент. В целом ситуация с Тулеевым отличается от ситуации с любым другим губернатором. Тулеев — это «наше всё» Кемеровской области. В силу долгого исторического процесса он всегда был не просто губернатором, а лидером людей. Его всегда поддерживало большинство, причем, те, кто ниже среднего класса. Рабочие, шахтеры… Они за него голосовали. А это не тот контингент, который можно заставить голосовать.
Несмотря на то, что Тулеев серьезно заболел, идею попросить его уйти в отставку даже не рассматривали, потому что даже если бы он сам согласился, регион на это не согласился бы. Он как Леонид Ильич Брежнев — мог остаться во главе региона пока он жив. Потому что было важно не то, как он управляет — в конце концов у него есть заместители, а то, что люди видят только его во главе региона. Даже если бы он ушел, то избрали бы того, кого бы он рекомендовал.
Так было еще четыре дня назад — до трагедии в Кемерово.
Это, кстати, и является причиной неуклюжих действий администрации области. Чиновники просто не умеют разговаривать с нелюбящим их народом, так как с этим никогда не сталкивались. У них всегда была социальная война с центром [страны] и социальный мир с собой [внутри региона]. Когда кемеровские шахтеры стучали касками на Горбатом мосту, Тулеев для них был с ними. Они его воспринимали не как ставленника Москвы, который им деньги не платит, а как лидера забастовочного движения.
Если бы представители власти, хотя бы вице-губернатор, приехали на пожарище, что-то сказали, то многих эмоциональных всплесков в Кемерово не было бы. Но никто не приехал. Сам Тулеев, говорят, нехорошо себя чувствовал, на совещании у президента его поддерживали, а его заместители в принципе не умеют себя вести как политические фигуры.
«СП»: — Получается, и Тулеев и его замы, все белые и пушистые… Вот, только людям от этого не легче — они требуют отставки тех, кто не справился с ситуацией… И кто в общем довел ее до такого кошмара.
— Сейчас вопрос отставки Тулеева зависит от того, потерял ли он после трагедии в ТЦ поддержку основной массы населения. Если да, то конструкция власти в Кемеровской области все равно не выдержит, потому что она построена на союзе власти и населения. Это патерналистская черта. Именно поэтому такое возмущение. Будь у него менее патерналистская форма правления… Не он же поджигал этот торговый центр и не он запирал двери в кинотеатре, но он сам приучил регион к тому, что все, что там происходит, имеет источником его.
Это нерационально, да. Какой бы не был пожар уследить за всем губернатор не в состоянии. Но в той психологической схеме власти, которую выстроил Тулеев еще в 1990-е годы это выглядит так.
Вопрос в том, возмущенные люди повозмущаются, а потом успокоятся или они считают его всерьез виноватым и это мнение большинства. Во втором случае, ему придется уходить, потому что тут выдержит только система власти, которая будет по-другому организована. У патерналисткой системы, как у выключателя света, есть только два крайних положения — власть во всем права и власть во всем не права. Михаил Горбачев, кстати, по этим граблям прошелся, думая, что можно быть «частично беременным», что можно признать ошибки и тебя поддержат. Оказалось, нет.
Теперь социологи должны выяснить, насколько население винит Тулеева в произошедшем и насколько это широкий круг людей. Потому что если это только городская интеллигенция, то это неважно, потому что база Тулеева — это не средний класс или угольные бароны, а простые люди. Если же окажется, что они от него отвернулись, то самое безопасное для Тулеева уйти в отставку. Все остальное будет хуже.
Только после массовых акций в Кемерове, власть объявила траур по всей стране
«СП»: — Он же болен, зачем ему держаться за власть?
— Это не имеет значения. Как не имело значения для Брежнева. Он же хотел уйти, но его не отпускали. Тулеев такой же. Возможно, многие чиновники в Москве хотели бы его отставки, так как он с их точки зрения очень своевольный человек. Но для этого Тулеева надо очень хорошо попросить уйти самому. Чтобы по состоянию здоровья, а не по утрате доверия. Иначе, регион не поймет и не примет нового руководителя. Последнее обстоятельство самое важное.
Раньше на похожие катастрофы — например, аварии на шахтах, Тулеев реагировал совершенно иначе, потому что он был здоров. Он сразу приезжал на шахту, встречался с людьми. Потом он оставался на шахте до тех пор, пока последствия аварии не были ликвидированы. И все это знали. Такие действия и создали ему образ «отца народа». Но сейчас он этого не сделал. Видимо, все-таки из-за возраста и состояния здоровья. Я — не врач, но лицу Тулеева видно, что он болен и устал.
Но надо понимать, что по состоянию здоровья власть уволить не может. Человек должен уйти сам. Уволить можно только по утрате доверия. А это означает, что доверие теряет вся команда. Вспомните смену мэра в Москве. То есть смена губернатора означает смену всей аппаратной верхушки.
Новости о ЧП в Кемерово: Житель Кемерово рассказал, как погибали люди в кинотеатре ТЦ
Новости о ЧП в Кемерове: Кемеровский спасатель рассказал страшные подробности о поиске погибших в «Зимней вишне»