В воскресенье вечером в аэропорту «Шереметьево» при взлете потерпел крушение самолет авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс из Москвы в Мурманск. На борту лайнера, по предварительной информации, находились вместе с членами экипажа 78 человек. Первоначально сообщалось, что погиб один человек и четверо пострадали. Но затем на лентах информагентств появились сведения о 13 погибших. В их числе двое детей. Позже эту информацию подтвердили и в Следственном комитете РФ. Еще два человека были направлены НИИ им. Вишневского.
В 23:35 на сайте СК РФ появилось сообщение, что из 78 пасажиров и членов экипажа спастись удалось только 37-и. Это значит, что скорбный список возрос до 41 человека.
Superjet 100−95, выполнявший рейс SU 1492, взлетел в 18:02. Но уже через 28 минут самолет запросил экстренную посадку. Сразу сесть не получилось из-за метеоусловий — в это время над аэропортом бушевала короткая, но сильная гроза. При заходе на второй круг борт трижды ударился о посадочную полосу и загорелся. На видеокадрах, сразу появившихся в интернете, видно, что вспыхнул хвост самолета и его двигатели. Причем, в авиакомпании «Аэрофлот» официально заявили, что двигатели лайнера вспыхнули только при аварийной посадке. То есть — после удара о посадочную полосу.
Предположительно, у самолета разрушилось шасси. Лайнер садился с полными баками, сбросить горючее самолет не смог, поскольку, как сообщалось, прервалась связь с диспетчерским пунктом. Почему это произошло, будет выяснять следствие.
Эвакуация пассажиров производилась по надувным трапам. Кто-то выпрыгивал прямо с борта. Благодаря этому удалось избежать большего количества жертв. Тем не менее, самолет полностью выгорел. По последней информации погиб один из бортпроводников, который помогал пассажирам покинуть самолет.
Агенство «Интерфакс» со ссылкой на неназванный информированный источник сообщило, что часть погибших сгубила возникшая на борту при аварийной посадке паника. «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне», — сказал собеседник агентства.
По решению председателя СК России расследование уголовного дела об аварийной посадке пассажирского самолета в столичном аэропорту Шереметьево принято к производству Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации.
«Вскоре следователи приступят к опросам пострадавших, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Будет изучена необходимая техническая документация. Следствие рассматривает различные версии произошедшего» — говорится на сайте СК РФ.
В СМИ уже прозвучала одна из них — в самолет могла попасть молния. После этого отказала автоматика.
Безусловно, в причинах ЧП будет разбираться следствие, но известно, что в 2006 году потерпел крушение самолет Ту-154М авиакомпании «Пулково», который попал в грозовой фронт над Украиной. Самолет летел из Санкт-Петербурга в Анапу. Тогда погибли 159 человек, в том числе 39 детей. Были и другие трагедии, связанные с попаданием молнии в самолет.
Как сообщила пресс-служба АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), «сгоревший самолет с заводским номером 95135 произведен в августе 2017 года. Плановое техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019 года».
До сих пор самым страшным ударом по репутации Sukhoi Superjet 100 считалась авиакатастрофа, случившаяся семь лет назад, 9 мая 2012 года, в Индонезии. Тогда наш только начавший летать и активно продвигавшийся на внешние рынки «Сухой» (регистрационный номер RA-97004, серийный 95004) выполнял обычный демонстрационный полет по приборам. На борту были 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа. За штурвалом — опытнейший летчик-испытатель 57-летний Александр Яблонцев. Примерно через 25 минут после взлета из аэропорта Джакарты машина врезалась в гору на острове Ява. Не выжил никто.
Согласно отчету комиссии, расследовавшей это ЧП, ни российские пилоты, ни индонезийские диспетчеры не допустили фатальных ошибок. К аварии привело роковое стечение обстоятельств, каждое из которых, считают расследователи, было некритичным по отдельности. Но первый тревожный звоночек уже прозвучал.
Нынешняя трагедия в Шереметьево безо всяких вариантов еще более осложнит только начавшуюся, в сущности, трудовую биографию Sukhoi Superjet 100. И без нее из-за рубежа уже градом сыплются отказы от этого детища смутных лет российского авиапрома. И именно из-за технических проблем при эксплуатации лайнера.
Так, в ноябре 2018 года бельгийская авиакомпания Brussels Airlines отказалась от самолётов Sukhoi Superjet 100. По официальному заявлению — из-за частых отказов оборудования этой машины. Спустя всего четыре месяца, в феврале 2019-го, об отказе сообщила и ирландская CityJet (о причинах, правда, широкую общественность не известили. Но догадаться можно). А в марте 2019 года один из крупнейших в мире эксплуатантов таких лайнеров — мексиканская компания Interjet распространила сообщение, что рассматривает возможность дальше перевозить пассажиров исключительно на самолетах других типов.
Авиакатастрофы: Низший пилотаж: Почему в России летать во много раз опаснее, чем в США
Происшествия: Путин выразил соболезнования родным и близким погибших в Шереметьево