Какие места выбирать в самолете, чтобы выжить при жесткой посадке

Трагедия в Шереметьево опровергла статистику

  
13258
Какие места выбирать в самолете, чтобы выжить при жесткой посадке
Фото: Денис Жабкин/ТАСС
Материал комментируют:

Следственный комитет России рассматривает различные версии авиакатастрофы в аэропорту «Шереметьево», в результате которой погиб 41 человек. По информации пресс-службы ведомства, в их числе недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.

Как рассказали в эфире телеканала «Россия 24» члены экипажа, в самолет ударила молния, из-за чего пропала радиосвязь, а самолет перешел на аварийный режим управления. В 18:30 Самолет совершил посадку, имея полные топливные баки, которые вспыхнули, сразу спалив весь хвостовой отсек.

В ходе оперативного совещания, которое провел на месте трагедии председатель СК Александр Бастрыкин, дано указание тщательно исследовать все обстоятельства, предшествовавшие трагедии, установить причины и условия, повлекшие тяжкие последствия, и всех без исключения лиц, чьи действия или бездействие стали причиной гибели людей.

Между тем, как заявил журналистам министр транспорта России Евгений Дитрих, оснований для приостановки полетов самолетов SSJ-100.

«Нет оснований», — цитируют короткий ответ главы ведомства СМИ.

Читайте также
Трагедия SSJ-100: «Это не жесткая посадка, это удар самолета о полосу» Трагедия SSJ-100: «Это не жесткая посадка, это удар самолета о полосу» Почему самолет, вылетевший из Шереметьево, «пошел на грозу»

А вот в Государственной Думе, тем временем, уже поддержали идею об ограничении доступа пассажиров к ручной клади.

«Если мы, в конечном счете, придем к выводу, что это (вынос пассажирами ручной клади при аварийном выходе из горящего самолета — прим. агентства „Москва“) повлекло негативные последствия, это необходимо делать», — заявил агентству «Москва» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен.

Получается, крайней хотят сделать ручную кладь?..

Кадры объятого пламенем самолета, несущегося по взлетно-посадочной полосе аэропорта «Шереметьево» еще вчера ночью облетели весь мир. Тот, кто находился в хвосте самолета, был обречен. Шансы спастись были только у пассажиров, сидевших ближе к кабине пилота. Но значит ли это, что именно в хвосте лайнера расположены самые рискованные места?

Независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич в беседе с «СП» отметил, что пассажиры, находившиеся в хвостовой части самолета, погибли в силу сложившихся обстоятельств.

— Примерно с 13 ряда. Однако по статистике чаще всего в катастрофах выживают люди, которые расположены в центре, над крылом, либо в хвосте.

Здесь же ситуация развивалась таким образом, что им не повезло. Обычно погибает бизнес-класс, но сейчас как раз он спасся.

«СП»: — А почему в таком случае бизнес-класс размещается именно в носовой части?

— Это связано с удобством: они раньше заходят, раньше выходят. Кроме того, передний салон самый тихий с точки зрения аэродинамического шума: когда вы сидите за крылом, то слышите струю двигателей. Поэтому спереди исторически всегда сидел первый и бизнес-класс.

«СП»: — Почему, если есть рискованные места, на них не делают билеты дешевле?

— Потому что в гражданской авиации очень своеобразное отношение к безопасности. Считается, что здесь это не нужно. И статистическая разница между передними и задними местами мизерна. Ценой определяются комфорт, питание, расстояние до предыдущего кресла.

Если «скидки» за риск будут входить в стоимость билета, то подразумевается, что выживут не все. А выживать должны все.

«СП»: — Сейчас много пишут и говорят о попадании молнии. Есть квакая-то защита от подобных природных явлений?

— Конечно. Попадание молнии в самолет — это неприятная история, но это не катастрофа. И почему здесь случилось так, что отказало все оборудование (автоматика, радиосвязь) — это главный вопрос.

Молния даже поводом для катастрофы не должна была стать. Должен, грубо говоря, мигнуть свет, приборы и летим дальше. А то, что всё отказало — это, как раз, ЧП. И это стало предпосылкой для всех дальнейших событий.

«СП»: — Были у людей на борту шансы спастись или ситуация развивалась уже непредсказуемо?

— Во-первых, была слишком жесткая посадка. Если бы она была мягче, то самолет не загорелся бы. И все бы вышли.

Далее, сложно, конечно, сказать, спаслись бы все, если бы пассажиры выскакивали без вещей. Но тот факт, что часть пассажиров спаслась с вещами, говорит о том, что они при выходе доставали ручную кладь. А это потеря времени. Норматив — 90 секунд для освобождения салона. Если ты встаешь, лезешь наверх, достаешь чемодан, то эти секунды теряются, и сзади люди задыхаются.

Сейчас надо смотреть: если задохнувшиеся и сгоревшие люди сзади в проходах лежат между креслами, то значит, им реально не хватило времени на выход. Поэтому рапорт «Аэрофлота», что за 55 секунд эвакуировали всех, это в полтора раза лучше норматива — это для тех, кто ничего не смыслит в авиации. 90 секунд — это на весь салон! А если потеряли больше половины, то о чем говорить?! Можно вообще троих спаси за 5 секунд и рапортовать, что в 10 раз перекрыл норматив. Это глупость.

Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов считает, что все разговоры о том, что самые рискованные места находятся в хвосте или в передней части — это блеф.

— В данной ситуации пожар произошел абсолютно внезапно, притом на заключительном этапе полета — посадке. Когда все люди сидели пристегнутые, готовились к посадке, произошло крушение самолета, его разрушение, разлив и возгорание авиационного топлива, дым и пожар, которые мы видели на экранах телевизоров.

Когда люди почувствовали запах гари, стали задыхаться, то они вскочили и начали двигаться к резиновым трапам, которые уже были оперативно опущены экипажем. Но задняя часть, где также есть выходы, уже горела, и людям некуда было деться, нельзя было протиснуться. Это обстоятельство сыграло свою роковую роль: выходящими был закупорен проход в переднюю часть самолета. И тем, кто находился сзади, деваться было некуда. И 41 человек погиб.

«СП»: — Можно было этого избежать?

— Сложно. Это делалось за секунды. Некогда думать.

«СП»: — Некоторые депутаты предложили ограничить пассажиров в пользовании ручной кладью во время полета, поскольку не секрет, что некоторые спасали чемоданы. Это может как-то изменить ситуацию?

— Да. Раз в жизни может возникнуть ситуация, когда и чемоданы становятся ловушкой.

Читайте также
Шереметьево: Superjet-100 погубила молния Шереметьево: Superjet-100 погубила молния Не менее 41 человека погибли в результате жесткой посадки самолета в Москве

«СП»: — Если у самолетов есть защита от молний, почему это не помогло?

— Авиация существует сто с небольшим лет. И все эти годы ее сопровождают грозы, молнии и другие явления природы — обледенения, болтанки и прочее. И я, и мои коллеги с этим сталкивались. Это было, есть и будет. С законами природы надо не бороться, а надо с ними считаться.

Кстати, во всех международных документах, и в наших тоже, говорится, что категорически запрещено заходить в мощную кучевую облачность, где сильная болтанка, молнии, обледенение, град и прочие опасные для самолета вещи. Их надо проходить сверху, снизу, справа, слева. Если грозовой фронт нельзя обойти, то надо возвращаться на аэродром вылета.

Молния — это не фатальное событие, сколько раз попадали на молнии. Любой профессионал вспомнит не один случай. Но надо быть готовым к тому, что первое, что она выводит из строя первое — радио, второе — электрику, третье — электронику. А это, соответственно, выводит из строя те механизмы, которые управляются электро- и электроникой.

Когда в самолет ударила молния, командир принял правильное решение вернуться на аэродром вылета. В том, что произошло дальше, комиссии надо тщательно разобраться: почему борт производил посадку таким образом, что при касании ВПП на повышенной скорости конструкция самолета не выдержала перегрузки, стала разрушаться, топливо вылилось и загорелось.


Авиакатастрофы: Шереметьево: Superjet-100 погубила молния

Новости гражданской авиации: В Росавиации пока не готовы запретить полёты «Суперджетов»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Роман Блинов

Руководитель аналитического департамента Международного финансового центра (Москва)

Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня