В центре Москвы, на Лубянке, в четверг вечером раздалась стрельба. Преступники — их, по первоначальной информации, было трое, открыли огонь из охотничьего карабина «Сайга» (по другим данным, речь об автомате Калашникова) в приемной ФСБ на Кузнецком мосту. Как сообщает RT, в перестрелке с охраной приемной двое нападавших были убиты, а один выбежал на улицу, где продолжил стрелять.
Он добежал до конца улицы Кузнецкий мост, завернул на площадь Воровского, периодически отстреливаясь. Дальше двинулся по улице Большая Лубянка, где забаррикадировался в одном из помещений дома № 2. Оттуда периодически вел огонь по прибывшим бойцам ЦСН ФСБ и ОМОН. В ходе перестрелки нападавший был ликвидирован. Личности убитых в настоящий момент устанавливаются.
По предварительным данным, погибли три человека, возможно, среди них сотрудник ФСБ.
Движение в этом районе было перекрыто, людей эвакуировали. Кроме того, во всех зданиях ФСБ был введен план «Крепость». Объекты закрыли на вход и на выход.
В СМИ можно встретить шокирующие свидетельства очевидцев.
«К нам подбегает мужик в каске и бронике. Орет благим матом: «Сейчас рикошетом башку снесет! Бегите! Тут война». Люди, которые в момент стрельбы находились в кафе, магазинах и других помещениях, оказались заблокированы там больше, чем на час. Позже появилась информация о пяти пострадавших в результате стрельбы. А ФСБ опровергла информацию о трех нападавших.
Атака по времени почти совпала с большой пресс-конференцией президента России Владимира Путина. И это далеко не все совпадения.
Ранее, в тот же день в Москве проверили более 60 школ, более десяти детских садов из-за анонимных угроз взрыва. В некоторых, как, например, в Митино, проводилась эвакуация. Утром после анонимных сообщений о заложенном взрывном устройстве провели эвакуацию и в семи столичных судах: Кунцевском, Хорошевском, Перовском, Пресненском, Зюзинском, Тимирязевском и Чертановском.
Днем ранее все станции Московского метрополитена получили анонимные сообщения о минировании. О большом количестве анонимных угроз стало известно еще 17 декабря — злоумышленники «минировали» аэропорты и вокзалы, суды и школы.
Не было ли все это неким отвлекающим маневром? Возможно и другое: у силовиков была информация о готовящемся преступлении, но они не знали, где точно оно произойдет. Отсюда и многочисленные эвакуации людей в предыдущие дни.
Напомним, это не первый случай атаки против ФСБ. 31 октября 2018 года в здании управления спецслужбы в Архангельске Михаил Жлобицкий совершил самоподрыв, в результате которого погиб сам и ранил троих сотрудников ФСБ.
— Информации об инциденте в Москве пока очень мало, поэтому выводы нужно будет делать позже, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— По горячим следам можно предположить, что вооруженное нападение совершено в привязке к пресс-конференции Владимира Путина. Также можно отметить вызывающий характер нападения — в центре Москвы рядом с главными зданиями силовых структур. Это выглядит как какой-то сигнал от экстремистов в сторону российского руководства. Есть смысл рассматривать это в качестве мести за убийство в Берлине террориста Хангошвили или за активность России в деле борьбе с террористами в Сирии.
«СП»: — Это удар по имиджу ФСБ?
— Любой совершенный теракт, правда, именно о теракте пока говорить рано, - это упущение спецслужб. В таких историях должна идти работа на упреждение. Если террорист вышел на улицу, то никакие меры безопасности его уже не остановят. Мы видим, как в Европе теракты совершают самыми разными способами — наезды на людей на автомобилях, расстрелы, нападения с ножами.
Наверняка сейчас последует критика в адрес силовых структур, так как они в последние годы слишком много внимания уделяют внутренней политике, слежке и работе по оппозиции. Возможно, прозвучат инициативы по ограничению прав и свобод. Среди российских законодателей много тех, кто перебарщивает с запретительными и ограничительными мерами.
В России, к сожалению, достаточно богатая история как небольших, так и страшных терактов. Наше общество выработало к ним необходимый иммунитет. Речь не о том, что нашим людям все равно, если случается теракт. Речь о том, что мы научились к этому относиться без лишней истерики. Ведь это одна из целей террористов — запугать.
Уверен, что российское общество не будет находиться в состоянии испуга. Хотя можно предположить, что по всей стране будет урезана программа новогодних праздников, а люди не захотят какое-то время пребывать в местах массовых гуляний.
Следственный комитет по факту стрельбы на улице Большая Лубянка возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов).
Утром стало известно, что стрельбу открыл житель Подмосковья. Об этом РБК сообщил источник, близкий к ФСБ. Его зовут Евгений Манюров, ему было 39 лет. Он проживал в Подольске. По данным Baza, мужчина принимал участие в городских турнирах по стрельбе. Он работал в нескольких охранных предприятиях, а также на столичном предприятии ОАО «Мосинжжелезобетон» (ЖБИ-15) и ЗАО «Зингер Трансснаб» в Подольске.
Как рассказала мать Манюрова, у него был коллега Паша, который ей сообщил, что сын давно уволился с работы. «В последнее время не работал, общался с какими-то арабами по телефону, я ничего не понимала, о чем, ведь говорил он с ними по-английски», — сообщила она.
Последние новости: Стрельба на Лубянке у здания ФСБ
Улицы в Москве открыли после стрельбы на Лубянке
Преступник, устроивший стрельбу на Лубянке, продавал оружие в Сети
Открывший стрельбу у здания ФСБ преступник ликвидирован