ФСБ сообщила о задержании двух подростков 14 и 15 лет, которые готовили вооруженное нападение на школу. В ходе допроса подозреваемые заявили, что планировали убить до 40 человек из мести. Об этом сообщает Центр общественных связей (ФОС) ФСБ России.
Также отмечается, что задержанные состояли в интернет-сообществах, пропагандирующих массовые убийства и суицид.
— Подростки задержаны на территории одного из заброшенных бомбоубежищ, где они хранили в тайнике обрез охотничьего ружья, — говорится в пресс-релизе.
Кроме обреза, школьники планировали использовать при нападении бутылки с зажигательной смесью. Судя по видеозаписи допроса злоумышленников, распространенного ФОС, вооруженное нападение было запланировано на май 2020 года.
В мае 2019 года в городе Вольске Саратовской области семиклассник Даниил пришел в школу с топором и коктейлями Молотова. В результате была ранена шестиклассница, которую злоумышленник ударил топором по голове. В своем манифесте Даниил говорил, что его вдохновили действия Владислава Рослякова — керченского стрелка, который устроил стрельбу и взрыву в колледже в октябре 2018 года. В результате инцидента погиб 21 человек, включая Рослякова, еще 60 были ранены.
Увлечение так называемой субкультурой «Колумбайн» — она заключается в подражании американским подросткам, которые в 1999 году совершили массовое убийство в одноименной школе — в России не снижается, несмотря на весь резонанс, который вызывают такие случаи.
После трагедии в Керчи Путиным был подписан закон о досудебной блокировке сайтов и «колумбайн-сообществ», содержащих информацию, способную спровоцировать несовершеннолетних на массовое убийство. Также предлагалось закрепить охрану образовательных учреждений за Росгвардией, усилить контроль за хранением и оборотом оружия, увеличить возраст приобретения до 21 года и даже запретить компьютерные игры. Ничего, кроме закона о блокировке сайтов, сделано не было.
Подростки, планирующие отомстить за травлю в школе с помощью массового убийства, называют себя скулшутерами. О причинах такого поведения мы поговорили с президентом благотворительного фонда «Шанс», психотерапевтом Геленой Ивановой.
— Обычно это дети из семей, где нарушены детско-родительские отношения: такие дети обычно плохо учатся в школе, у них нет никаких жизненных перспектив. Кроме того, они вступают в возраст подростковой идентификации и находят объекты для подражания вне семьи. В том числе это могут быть и субкультуры, с которыми они себя ассоциируют.
Если ребенок сталкивается с агрессией в семье или школе, то с большой вероятностью он примкнет к агрессивной субкультуре. Например, если в семье много агрессии, то у ребенка два выхода — самому становиться агрессором или быть жертвой. Кроме того, чем ниже социальный уровень, тем больше девиации.
Субкультуры были всегда и они всегда будут. Это островки подростковой идентичности: дети ищут себя и прыгают с одного островка на другой. Этим ребятам не повезло, — заключает Гелена Иванова.
Бывший руководитель аналитического подразделения «Вымпел», полковник ФСБ в отставке Владимир Клюкин ничего удивительного в популяризации «колумбайн-сообществ» не видит.
— Единственное, что могу сказать, это давно мною ожидаемый тренд в нашем обществе и ничего удивительного в этом нет. К сожалению, по моему мнению, это не последний подобный случай, который может у нас возникнуть в любой точке страны, где есть свободный интернет и еще целый ряд факторов, который сподвигает наших подростков на подобные деяния.