Под Харьковом, близ аэродрома города Чугуев, разбился военно-транспортный самолёт Ан-26 ВМС Украины. На его борту, как сообщается, находилось 28 человек — 7 членов экипажа и 21 курсант Университета воздушных сил имени Ивана Кожедуба. По последним данным 25 человек погибли, позже скончался один из выживших. Причина — отказ одного из двигателей двухмоторного самолёта.
Печальная, но довольно странная история, в которой пока много непонятного. Утверждается, что сам самолёт, которому исполнилось 43 года, числился находящимся в ремонте и по идее должен был проходить регламентные работы. Отказ одного двигателя на подобного типа планере — штатная ситуация, которая отрабатывается в учебных целях и причиной для катастрофы, по идее, стать не могла. Также говорится о том, что пилот перепутал автомобильную трассу Киев-Харьков с взлетно-посадочной полосой, что тоже маловероятно. Даже если за штурвалом находился курсант-стажёр, опытный лётчик-инструктор не позволил бы совершить подобную ошибку.
Ещё более непонятная ситуация с выжившими, которые находятся в тяжелом состоянии, а один скончался. Говорится о том, что они покинули самолёт до момента столкновения с землёй. Это как? То есть на борту возникла какая-то неизвестная, но достаточно критичная ситуация, и командир воздушного судна дал команду покинуть самолёт без средств парашютного десантирования. Самостоятельно выбраться во время полёта из Ан-26 практически невозможно. Здесь два варианта — либо опустить рампу, которая имеется на этом самолёте в хвостовой части и используется для десантирования техники и парашютистов, либо открыть правую дверь. В обоих случаях это возможно лишь с участием борттехника или одного из членов экипажа.
Если подобное действительно произошло, то ещё до столкновения с землёй стало ясно, что самолёт терпит катастрофу и иных шансов на спасение не существует. И выпрыгнуть на ходу из летящего Ан-26 это надо решиться. Либо испугаться до такой степени, что проще шагнуть в бездну, чем остаться на борту. Одной из таких причин мог быть, вероятно, пожар в салоне самого самолёта, а не отказ двигателя.
— Командир воздушного судна обязан до конца бороться за живучесть самолёта даже в самой критической обстановке, — говорит пилот-инструктор военный лётчик полковник Владимир Таланов. — Экипаж предпринимает все необходимые меры для того, чтобы посадить аварийную машину, неважно каким способом — приводниться, сесть, как говорят, на «брюхо», «плюхнуться», «шлёпнуться», но дотянуть до наиболее безопасного участка приземления. Отдать команду на покидание воздушного судно никто не станет, это равноценно тому, чтобы отправить людей на самоубийство. Мне за многолетнюю практику доводилось попадать в разные ситуации, в том числе и аварийные, однако в каждом случае первой обязанностью пилота являлось спасение находящихся на борту людей, а потом уже и по возможности самой воздушной машины. Этому учат ещё с курсантской скамьи будущего лётчика.
Здесь можно вспомнить, что полковник Таланов действительно попадал в различные воздушные передряги, как и многие другие как военные лётчики, так и пилоты гражданской авиации. За его плечами — две вынужденные посадки, когда только от его профессионализма зависела жизнь многих людей. В октябре 1994 года Таланов умудрился посадить Ан-72 под Воркутой, когда отказали основная, а затем и запасная гидросистемы и самолёт стал неуправляем. Вместе со вторым пилотом они в буквальном смысле согнули стальную ручку управления, но смогли развернуть машину в воздухе и задать глиссаду для посадки. Она была жёсткой — у Ан-72 обломились крылья, выпущенные вручную шасси ушли при ударе в салон, но жизнь двадцати людей была спасена.
В нынешней истории под Харьковом чуда в небе не случилось. Вероятно, что расследование этой трагедии ещё прольёт свет на причины произошедшего, с учётом того, что несколько человек всё-таки умудрились выжить после такой катастрофы и смогут рассказать, что произошло на самом деле с разбившимся Ан-26.
Вряд ли за штурвалом самолёта мог находиться курсант, их скорее всего перевозили на военный аэродром Чугуева, где ранее существовало знаменитое военное училище лётчиков, для последующих индивидуальных полётов. Подобной практики, когда курсанты — будущие лётчики, проходят совместное обучение большой группой во время полёта, просто не существует. Это нонсенс. Занятия проводятся индивидуально и уж точно не передают штурвал друг другу, чтобы только за него подержаться. Причина катастрофы, скорее всего, именно в техническом состоянии самого самолёта.
Ан-26 считается одним из самых надёжных самолётов в своём классе, поднявшись в небо ещё в 1969 году, он до сих пор эксплуатируется в ВВС России, Украины, Белоруссии, Казахстана и ещё ряда стран. При этом уже заметно устарел и требует не модернизации, а замены на современные типы военно-транспортных самолётов. А ещё Ан-26 стал в последние годы чаще попадать в сводки авиакатастроф. Одна из последних трагедий произошла в Сирии на авиабазе в Хмеймиме, когда при заходе на посадку 6 марта 2018 года разбился Ан-26 из состава 6-й армии ВВС и ПВО (Санкт-Петербург). На его борту находились 33 пассажира и шесть членов экипажа, все они погибли при крушении. Причиной была названа техническая неисправность. Всего за последние пять лет разбилось 8 подобных самолётов.
В России сейчас эксплуатируются около 150 самолётов Ан-26, большей частью в ВВС (в Украине осталось 45 таких самолётов). Вероятно, что после нынешней трагедии под Харьковом их полёты будут прекращены, это обычная практика до выяснения причин авиакатастрофы. Потом опять эти «старички» опять будут вынуждены подняться в небо — замены-то им нет. Ведь обещанный отечественный Ил-112 В (аналогичный по классу) пока на вооружение российской армии так и не поступил.
…Безумно жалко погибших. Парни, ещё совсем мальчишки, мечтали о небе, хотели стать лётчиками. Небо их не сгубило, оно их приняло — навсегда подняв в облака. А вот на ком останется вина от этой трагедии? Всё спишут на старенький Ан-26, который по чьей-то команде пошёл на взлёт вместо долгожданного ремонта.