Ледяной дождь прошел во Владивостоке 19 ноября — и превратился в настоящую катастрофу. Упали две опоры линий электропередач, которые питали два самых больших района города. В результате эти районы остались без электричества и тепла. Провода рвались по всему городу: на них падали обледеневшие деревья. В некоторых домах не было и воды. Для предзимнего времени года — кризис.
Тем более странно, что когда я стала искать информацию об этом событии, я нашла пугающе мало новостей из крупных федеральных СМИ. В основном о происходящем рапортовали блогеры. Они и описывали, как в магазинах закончились хлеб и вода, как нельзя было заказать еду на доставку, потому что рестораны не работали из-за отсутствия электричества, как в магазинах портились продукты все по той же причине. Как люди мерзли в домах, где температура кое-где опустилась до одиннадцати градусов.
Сейчас в большинстве районов уже есть электричество. Ужас, однако, в том, что не во всех. Также не везде восстановлено отопление и вода.
Здесь можно говорить о роковом сочетании двух факторов: природной катастрофы и неподготовленности на местах. «Особо отметим, что обе вышки, по словам очевидцев, были старыми и ржавыми. Так что совершенно не удивительно, что они рухнули от сильного ветра. В связи с этим хотелось бы задать вопрос энергетикам — за что население Приморья платит бешеные деньги за электричество? За вот эту электрическую рухлядь? Которая, к слову, уже доказала свою нежизнеспособность во время тайфуна Майсак. И ведь ничего не сделаешь — монополисты!», — пишет владивостокский новостной сайт PortoFranko.
Решать проблему, по словам очевидцев, тоже начали не сразу — а когда к местным властям подключились федеральные. «А проблема очевидна: в крае со сложным климатом надо быть готовыми ко всему. И технику безопасности соблюдать надо. И организовать нормальную помощь людям в случае ЧС. А главное — надо было с самого начала признать проблему и просить помощи у Москвы. А не рапортовать бодренько», — сообщает в соцсетях писательница из Владивостока Диана Удовиченко.
Наши вечные оппоненты из условно либерального лагеря часто говорят о том, что «за МКАДом жизни нет». Это, разумеется, не так. Но когда происходят подобные чрезвычайные ситуации, особенно остро становится понятно, как жестко капитализм вредит регионам.
При социалистическом устройстве государства недопустимо многолетнее пренебрежение ремонтом опор ЛЭП, к примеру. Недопустимо пренебрежение мерами защиты и помощи населению в чрезвычайной ситуации. Катастрофа во Владивостоке — это улыбка капитализма, при котором каждый сам за себя. А государство вроде бы и должно своим гражданам — но так, не очень. В меру должно. В меру налогообложения граждан. Хотя и здесь вопросы: например, Владивосток — очень «автомобильный» город, соответственно, владельцы машин платят немаленький налог на автомобили. Но вот проехать по городу в первые дни после катастрофы, как отмечают блогеры, было невозможно: лед, ямы, ухабы.
И поэтому только ручное управление из центра, от «федералов», ситуацию начало исправлять.
Вот это — капитализм.
Не подходит он для России. Капитализм в России существует уже тридцать лет, но так и остается диким, звероватым, словно только что вышел из лесу. Только государственное планирование. И, конечно, смотреть надо не только на Москву, но и на регионы при этом.
«Для нас нет дальних уголков, мы связываем страну воедино, развивая транспортное сообщение, системы связи, формируя единые условия и стандарты жизни для всех регионов, — говорится в программе партии Захара Прилепина. — Мы — партия развития всех территорий России: от столицы до провинции, от центра до периферии. Россия — не страна мегаполисов. России нужна вся наша тысяча городов, как миллионников, так и небольших поселков городского типа».
Отмечается в программе также следующее: «Считаем необходимым создание Объединенного совета по изучению производительных сил (СОПС 2.0) с приданием ему функций реального отраслевого и территориального планирования. Нужно создавать стратегические документы, обязательные к исполнению и для государства, и для частника. У нас огромная страна, и диспропорции в качестве жизни в ней недопустимы. Нам необходим стратегический план пространственного развития, направленный на повышение качества жизни во всех уголках нашей страны. У нас больше 1 000 городов. Это громадное достижение советской власти! Нельзя концентрировать экономику только в миллионниках. Экономика должна развиваться везде, должна создавать качество жизни, воспроизводство жизни».
Как-то так. А Владивостоку, конечно, остается только пожелать скорейшего восстановления.