
В Норвегии ищут пятерых солдат-призывников, потерявшихся во время учений в граничащем с Россией норвежском Финнмарке. Местная полиция начала поисковую операцию после сообщения о не вернувшемся с учений десятке солдат.
Пятерых позже нашли, сообщает телеканал TV2 со ссылкой на представителя полиции Ёргена Хёукланна Хансена. Трое сами добрались до оговоренного места встречи, ещё двоих обнаружили с вертолёта. Поиски оставшихся пяти продолжаются — с привлечением дронов и собак.
В полиции считают, что пропавшие могли тупо перепутать время встречи. По словам представителя вооруженных сил, поиски начались после того, как солдаты не вышли на связь в назначенный час.
Рассматривается версия несчастного случая, хотя призывники могли и заблудиться. На учениях отрабатывалась способность «долгое время оставаться незамеченными».
Как сообщает телерадиокомпания NRK, учения длились почти две недели и должны были завершиться утром 2 октября.
Не так давно в Литве близ городка Пабраде американские военные утонули на учениях вместе с бронированной ремонтно-эвакуационной машиной M88 Hercules на базе танка М60 Patton. Сначала их объявили пропавшими. Колымагу 1991 года производства обнаружили затопленной в водоёме. Генсек НАТО Марк Рютте объявил о гибели экипажа.
Батальоны американских солдат базируются в военном лагере с 2019 года. Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис сообщил, что его страна готова принять больше американских солдат, которые могут смело тонуть в местных болотах и дальше.
Военный эксперт Виктор Литовкин, которому довелось побывать в тех краях во времена, когда Норвегия не была недружественной, вспоминает, что солдат там было мало:
— На границе пограничная застава в 15 человек. И, как они говорили тогда, «мы защищаем границу не от русских солдат, а от тех, кто убегал из страны» — дело было в середине 90-х.
Но сейчас, видимо, наоборот, кто-то из призывников сбежал. Ушли в леса, сгинули в болоте? Дедовщина? Куда они пропали, зачем? Все эти предположения в конце концов выяснятся. Выводы пока делать, думаю, рано. Когда пропавших найдут, будут знать, почему это случилось.
«СП»: Или не найдут. Но о чем это говорит? О низком уровне боевой подготовки?
— Да, уровень боевой подготовки у них невысок. Помню, лыжи и оружие у них на пограничной заставе стояли сложенные вместе в таких пирамидах. Ребята, в основном, занимались контролем границ через компьютеры.
«СП»: По-моему, у нас на тренировки в леса ходят, в основном, офицеры или контрактники. Срочников на выживание не посылают.
— У них офицеров всего три человека на той заставе было. А причины мало ли какие могут быть. Может, поссорились с офицером или «по бабам пошли»… Это, конечно, сарказм с моей стороны.
«СП»: Пишут, что они отрабатывали навыки маскировки, выживания, чтобы их никто не обнаружил в течение двух недель.
— Все сроки прошли и не могут обнаружить — хорошо подготовились, — иронизирует эксперт…
Появились подробности происшествия: пятерка пропавших разделилась на две группы. У одной из них несколько часов назад удалось зафиксировать GPS-координаты, но затем сигнал пропал.
Операция развернута в местности с болотами, холмами и труднопроходимыми участками. Спасатели признают, что доступ туда крайне затруднён. Для обследования территории, помимо беспилотников и поисковых собак Красного Креста, уже используются вертолёты SAR Queen и добровольцы.
Руководитель спасательной операции Эйвинд Йонсен Хольсбреккен сообщил, что в четверг вечером вдоль трассы E6 были замечены огни, после чего туда направили поисковые группы. Также осматривалась территория вдоль реки Нейден близ границы с Финляндией.
Вегард Финберг из штаба вооружённых сил Норвегии уточнил, что речь идёт о регулярных учениях по отработке выживания, где главная задача солдат — оставаться незамеченными. Он подчеркнул, что все участники хорошо подготовлены и экипированы, а их родственники уведомлены о происходящем.
По словам представителя спасательного центра Якоба Карлсена, «нажата большая красная кнопка», то есть операция перешла в фазу максимальной мобилизации ресурсов.
Подобные происшествия на западных военных учениях случаются не только в Норвегии. Примеров, когда тренировки оборачивались гибелью солдат, хватает.
Особенно трагичен эпизод, вошедший в историю под названием «Трагедия Курксе». В 1997 г. группа эстонских солдат во время учебного перехода пыталась преодолеть пролив Курксе. Из-за внезапно ухудшившейся погоды и сильного течения 14 военнослужащих утонули.
Британии такие инциденты носят массовый характер. По данным Минобороны, за 15 лет, с начала 2000-х до середины 2010-х, на учениях погибло более 130 военнослужащих (от 125 до 134, по разным отчётам).
То есть потери в процессе подготовки — заметная категория. Чаще всего это были несчастные случаи: дорожно-транспортные происшествия, аварии с техникой, падения и другие травмы, не совместимые с жизнью, но не удивительные в сложных условиях.
В феврале 2010 г. в Германии разбился армейский вертолёт UH-60 Black Hawk, выполнявший учебный полёт. При заходе на посадку машина потеряла управление и упала, погибли трое военнослужащих.
Следствие не смогло назвать одну точную причину катастрофы. Рассматривались версии ошибки пилота, неблагоприятных погодных условий и технической неисправности.
Летом 2025 г. в Венгрии во время учебных манёвров перевернулся армейский автомобиль. Один солдат погиб, другой получил тяжёлые ранения.
В странах НАТО, в отличие от России, заметная часть ЧП связана как раз с учениями по скрытному выживанию. Солдаты оказываются потерявшимися, начинаются длительные поиски. Напрашивается вывод, что Запад старательно готовится к диверсионно-террористической войне, причем делает это, никого не щадя…
В последний час
Появилась информация, что пятеро норвежцев, пропавших у границы с Россией, найдены. Полиция сообщила, что они в безопасности, медицинская помощь не потребовалась.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».