«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский

«Роскосмос» сообщил, что новые пуски с Байконура станут возможны с конца февраля будущего года. Это подаётся ведомством, как достижение.
«На Байконур прибыл полный комплект для замены кабины обслуживания на 31‑й стартовой площадке: 18 большегрузных машин с элементами и оборудованием. К работам привлечены более 130 сотрудников предприятий Роскосмоса, которые с соблюдением мер безопасности работают в две смены», — говорит официальный источник.
О причинах ремонта «Роскосмос» не сообщает. О состоянии российской «звёздной отрасли» рассказал «Свободной Прессе» лётчик-космонавт (335 суток на орбите), Герой России, депутат Госдумы 7-го созыва Максим Сураев.
«СП»: Максим Викторович, из сообщения Роскосмоса непонятно: это хорошо, что мы делаем большой ремонт, или плохо, что ничего нельзя запускать с Байконура до весны. Можете прояснить?
— При крайнем старте с 31-й площадки на Байконуре произошла авария, был повреждён стартовый стол. А он оставался единственным для пуска «Союзов» с Байконура. Был второй стол — Гагаринский, но «двойку» закрыли и отдали её казахам под музейно-выставочный комплекс.
Трамп хочет потратить «миллиарды Путина» для совместного полёта на Марс
США готовятся к беспрецедентному сближению с Россией
Осталась только 31-я площадка, которая сейчас ремонтируется. Как сказал представитель Роскосмоса, через несколько месяцев, к концу зимы, они её починят, наладят, и будут вновь запускать оттуда пилотируемые корабли или автоматические спутники.
«СП»: Сейчас много слухов про будущую Российскую орбитальную станцию. Сначала говорили, что она должна пройти по орбите от полюса до полюса. Теперь склоняются к мнению, что она будет на той же орбите, что и МКС. Какой вариант лучше, на ваш взгляд?
— Много слухов и споров, но решения пока не озвучено. С моей точки зрения полярная орбита — это было бы очень хорошо, потому что оттуда просматривается весь Земной шар. Такое наклонение — 51,6%, которое у сегодняшней МКС, не даёт увидеть не только Северный морской путь — мы даже Москву наблюдаем в горизонте. А Санкт-Петербург можно увидеть только изредка в ясную погоду, потому что он на ещё более далёком горизонте.
А если мы делаем полярную орбиту, то видим не только всю нашу страну, но и весь мир
Россия — северная страна, и было бы логично пустить станцию на полярную орбиту, чтобы видеть регионы, до которых мы сейчас не дотягиваемся. Но дальше возникают технические вопросы.
«СП»: Достаточно ли внимания государства к космонавтике? В «звёздной отрасли» хватает денег?
— Никогда не бывает достаточно. У любого пенсионера спросите, устраивает ли его пенсия, и получите отрицательный ответ. У Илона Маска спросите, хватает ли ему денег, и он ответит, что не хватает.
Никогда не будет такого, чтобы наша пилотируемая космонавтика сказала, что нам всего хватает, и больше ничего не надо. Но финансирование — дело компромисса. Есть задачи — под них выделяются ресурсы. Да, было бы очень хорошо, если бы больше ресурсов выделялось на пилотируемую космонавтику, но мы исходим из того соотношения задач и финансирования, которое имеем.
Евросоюз ждет «Парад цветных революций»: Что еще в «секретной части» Стратегии нацбезопасности США?
Сколько стран будут праздновать «День независимости от ЕС» — вопрос, но и у Трампа это в планах, и Путин возражать не будет
«СП»: Есть статистика: в советское время страна осуществляла около сотни космических пусков в год. Сейчас — речь даже не о десятках. В последний период количество стартов сокращалось на два ежегодно: в 2023-м — 19 пусков, в 2024-м — 17. Про этот год я вообще промолчу. Это — стагнация?
— Не согласен. На заре космонавтики время полётов считалось на часы, на сутки, на двое суток, на неделю, две недели — это был уже рекорд.
А у меня — два полёта по полгода. Сейчас летают уже и дольше. Соответственно, в прежнем количестве стартов уже нет необходимости. Страна обеспечивает круглогодичную работу российских космонавтов на орбитальной станции.
Спутники связи тоже стали более надёжными, они дольше служат.
Если говорить обывательским простым языком, то раньше полного бака машины хватало на то, чтобы проехать 300 км. А современному гибриду такого же бака хватит на 1200 км.
То же в космосе. Научились дольше поддерживать человека на орбите и легче реабилитировать его после возвращения на Землю. Это — естественное развитие космонавтики, которое будет приводить к сокращению количества стартов без ущерба для результата.