
Десять человек погибли в Ленинградской области, ещё троих доставили в реанимацию в состоянии средней тяжести — таков результат страшной автомобильной аварии. Она произошла в начале десятого утра субботы на трассе «Скандинавия». На том её участке, которая ведет из приграничного к Финляндии Выборга к пограничному пункту Брусничное.
По данным МЧС Ленинградской области, причиной происшествия стали «неблагоприятные погодные условия». Столкнулись на «Скандинавии» микроавтобус, рассчитанный на 18 пассажиров, принадлежащий частному предпринимателю из Петербурга, и лесовоз. Лесовоз шел пустым. В противном случае могло быть ещё хуже. В микроавтобусе было 12 человек. По предварительным данным, все они направлялись в однодневный тур в Финляндию. Из Петербурга что ни день уходят в соседнюю Суоми десятки таких машин-маломерок. Иной раз на них не попасть — столь популярны.
Сам участок трассы проходит вдоль Сайменского канала. Он находится в долгосрочной аренде у финнов. Дорога очень качественная. Там, правда, много поворотов, в том числе, крутых, но есть дорожные знаки, всё в принципе понятно — где поворот, когда и насколько снижать скорость.
Спасатели говорят сейчас о том, что спровоцировал ДТП водитель маршрутки. Когда до пропускного пункта оставалось совсем немного, он решил кого-то обогнать (пока неясно кого — скорей всего, другую маршрутку, они постоянно «дерутся» — то за пассажиров, то за место на российско-финской границе, где бесконечные очереди). Выскочил на встречную полосу, а дорога там неширокая, по одной полосе в каждую сторону, где и врезался в лесовоз.
Говорят также о том, что дорога в этом месте была «слишком хорошо вымыта» и даже при высокой для февраля температуре воздуха (около нуля) превратилась, в сущности, в каток. А посыпать её антигололедными реагентами финны почему-то не стали.
Как только стало известно о страшном ДТП, на место выехали прокурор Выборгского района Ленобласти Олег Минаев и председатель комитета по безопасности Выборгского района Андрей Никитин. Подъехал и первый вице-губернатор региона Константин Патраев. Что, однако, не ускорило разбор места происшествия.
Лишь после полудня из покореженной маршрутки стали доставать тела погибших. Вполне возможно, что если бы медицинская помощь и спасатели подоспели быстрей, кого-то из десяти могли бы ещё спасти. Сыграла тут свою роль, не исключено, «нейтральность» территории: формально участок российский, но от всех наших служб достаточно отдаленный. А финны по договору аренды отвечают лишь за его техническое состояние.
К 16 часам ни о каком изучении технического состояния автомашин-участников ДТП речи ещё не шло. В помощь спасателям из Выборгского района была отправлена 2-я рота спецбатальона УГИБДД.
На дороге в обе стороны очень быстро образовался затор преимущественно все из тех же маршруток. Выходные — время зарабатывать для коммерческих автоперевозок.
Популярную у жителей Петербурга и Ленинградской области трассу «Скандинавия» (с бесконечными на ней ремонтами) давно называют «дорогой смерти». ДТП случаются тут постоянно. Редко без жертв. Одна из причин — нарушение скоростного режима. Трасса сделана на совесть. Вот и несутся автомобили, маршрутки с «челноками», туристские автобусы, с одной мыслью — быстрей к границе.
Справка «СП»
Финляндия арендует 19,6 км из 34 км российской части Сайменского канала (длина всего канала — 57 км), от шлюза «Брусничное», и прилегающую территорию, а также остров Малый Высоцкий. Срок аренды — до 2063 года. Аренда платная — ежегодно в казну России переводится 1,22 миллиона евро, а также «по 0,18 евро за каждую единицу валовой вместимости судов, превышающую 1,5 млн. единиц суммарной валовой вместимости за навигацию».
Первый такой договор был заключен в 1962 году. В 2011 году был подписан новый.