Американские военные инспекторы проверят 23-ю отдельную мотострелковую бригаду, дислоцированную в Самаре. Об этом 26 января сообщил начальник управления Минобороны РФ по контролю за выполнением договоров Сергей Рыжков.
— В соответствии с Венским документом 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности, с 26 по 28 января 2015 года американские инспекторы проведут посещение военного объекта, — сказал он, добавив, что инспекторам будет представлена информация о бригаде, а также организовано ознакомление с личным составом и основными системами вооружения и военной техники.
Венский документ 2011 года, принятый на пленарном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности, развивает и дополняет меры доверия, зафиксированные в Документе Стокгольмской конференции 1986 года, а также в Венских документах 1990, 1992, 1994 и 1999 годов. Цель Венского документа — укрепление стабильности и уменьшение угрозы возникновения военных конфликтов в регионе ОБСЕ. В соответствии с ним государства-участники ежегодно обмениваются информацией о военных силах и основных системах вооружений и техники, о планировании в области обороны и военных бюджетах. Также они проводят инспекции указанных районов, посещают воинские формирования для оценки предоставляемой о них информации.
В марте 2014 года заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов отмечал, что в рамках Венского документа 2011 Россия ежегодно принимает более 10 инспекционных групп на различных воинских объектах Вооруженных сил. А в ноябре 2014 года глава МИД РФ Сергей Лавров, говоря о Венском документе, замечал:
— Конечно, в информации о состоянии наших Вооруженных сил там немало секретного. Но базирование, где кто размещается, — нам нечего скрывать. Мы не собираемся идти дальше, что касается прозрачности обмена информацией, чем готовы идти наши западные партнеры. Они, к сожалению, сейчас делают все, чтобы это сотрудничество прекратилось.
«Свободная пресса» уже не раз рассказывала о плюсах и минусах выхода нашей страны в нынешней геополитический ситуации из Договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) и Договора СНВ-3 2010 года. Но какие «дивиденды» нам приносит выполнение обязательств в рамках Венского документа 2011 года? Отметим, что он предполагает регулярный обмен со странами ОБСЕ информацией о вооруженных силах, вооружениях, повседневной деятельности войск, учениях, планах развития ВС, военных расходах
Бывший командующий 58-й армией Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Виктор Соболев ставит Венский документ 1990, 1994, 1999 и 2011-го годов в один ряд с Договором об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, на выполнение которого Россия в 2007 году ввела односторонний мораторий в связи с действиями США в Европе.
— ДОВСЕ, который, к счастью, теперь не действует, предусматривал квоты, то есть ограничения на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной стране. Причем устанавливались процедуры и временные рамки для сокращения численности вооружений и техники до определенных пределов.
Венский документ от 2011 года, помимо инспекций, предусматривает уведомление других стран о военных маневрах в том случае, если в них принимают участие не менее 9 тысяч военнослужащих. Если в проверке боеготовности участвуют свыше 13 тысяч человек, то за маневрами должны следить зарубежные наблюдатели. То есть при проведении плановых мероприятий западные страны необходимо уведомлять заранее, а при внезапных учениях — можно оповещать с началом маневров…
Когда я служил в ГРВЗ (Группе российских войск в Закавказье — «СП»), нас часто посещали иностранные гости. Доходило до абсурда: я отправляю на полигон танки для тренировочных занятий. А иностранные проверяющие приезжают и говорят, мол, здесь стоял танк за таким-то номером, где он? И не уезжали, пока не убеждались, что им не врут…
Американцы и так знают, где находятся наши части, какова их численность. Но им нужно лишний раз приехать и убедиться, что принципиальных изменений в российских войсках нет. Для чего? Чтобы ответить на вопрос: «Можно ли бомбить Россию сейчас или надо немного подождать?»
Я считаю, что в нынешних сложных геополитических условиях, когда Украина напрямую заявляет о войне с Россией, соблюдать правила, которые разрешают иностранцам посещать наши воинские части, неверно. Нечего им делать на наших военных объектах. В конце концов, кому какое дело, где наши части находятся и чем они занимаются? Посмотрите, какую базу Штаты «отгрохали» в Косово — Кэмп-Бондстил, которую по размерам иногда сравнивают с государством… Что-то я не слышал, чтобы туда была допущена российская инспекция…
Такого же мнения придерживается и бывший начальник главного управления международного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов.
— Во-первых, у нас и в рамках ДОВСЕ действовало правило инспекции. И мы иногда пользовались им. К примеру, когда начались события вокруг Косово. Но дело в том, что американцы уже тогда просто не пускали нас на определенные территории, объясняя это тем, что там якобы их воинских частей нет. Правда, потом мы узнавали, что в названных местах действовали частные вооруженные формирования, ну а американцы умывали руки.
Во-вторых, соотношение было не в нашу пользу: на три-четыре западных инспекции мы могли ответить только скромной одной. Сейчас Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности также действует не в наших интересах. Поэтому в связи с санкционным давлением Запада и развязанной им информационной войной нам, может быть, и стоит заморозить участие в Совместном постоянном совете Россия-НАТО и отказаться от инспекций, которые России ничего не дают.
Конечно, вряд ли западные делегации, посещая наши части, выведывают какие-то секреты — их специалисты осуществляют за нами слежку в радиоэлектронном и радиотехническом виде. Но я считаю, что это некий акт политического давления, который обязательно будет использоваться СМИ в антироссийских целях. России инспекции не дают ничего.
Однако бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский считает, что Венского документа надо придерживаться в любом случае.
— В настоящий момент Венский документ остался единственным в рамках ОБСЕ, который действует в Европе и обеспечивает транспарентность и меры доверия. Другое дело, что он уже устарел и его нужно модернизировать, приводить в соответствие с современными реалиями. Критерии, которые заложены в нынешней редакции Венского документа, по сути, не менялись с 1986 года, когда прошла Стокгольмская конференция — документ, принятый на ней и послужил основой для Венских документов 1990, 1992, 1994, 1999 и 2011 годов.
В свое время мы вносили громадное количество предложений. К примеру, остается непокрытой мерами доверия деятельность военно-морских сил. Когда начались события в Югославии, мы вносили предложение по морским мерам доверия, обосновывая свою позицию тем, что боевые действия сейчас ведутся с активным привлечением крылатых ракет палубной и наземной авиации, кораблей. Но США, Великобритания и другие натовские страны выступили против, мотивируя это тем, что есть такое понятие как «свобода мореплавания»
Директор Центра общественно-политических исследований, подполковник запаса Владимир Евсеев также полагает, что в любом случае Россия должна сохранять каналы взаимодействия и с США, и с Европой.
— Чтобы там ни говорили, но объективных предпосылок к столкновению России с НАТО на территории Украины нет. Следовательно, нет оснований говорить о прекращении контактов, тем более что Венский документ не представляет каких-то проблем для военной безопасности России. Другой вопрос, если речь идет, например, о Программе Нана-Лугара, от которой Россия недавно отказалась. Напомню, в соответствии с ней американские инспекторы могли посещать объекты ракетно-ядерного комплекса Российской Федерации. Вот на таких объектах американцев быть не должно.
Но прерывать взаимодействие на уровне отдельных воинских частей — смысла нет. Такое сотрудничество — в рамках Венского документа, договора «Открытое небо» — должно быть хотя бы по той простой причине, чтобы на Западе меньше думали о том, что якобы Россия готовится к нападению на страны Балтии или кого-то там еще, и чтобы тот психоз, который сегодня развернут в Европе, постепенно сходил на нет. К тому же, в рамках этого документа не только Европа о России получает информацию, но и Россия о Европе. А это важно, учитывая множество высказываний о возможности размещения американских баз в странах Балтии и Польше. Убежден, что в реальности мы наблюдаем лишь имитацию противостояния. Ну, о какой реальной борьбе можно говорить, если страны Восточной и Центральной Европы абсолютно не готовы к наступательным боевым действиям.
«СП»: — Однако Альянс рядом с российскими границами действительно укрепляет инфраструктуру, создавая склады вооружений, штабные структуры, различные схемы логистики…
— Давайте ответим на вопрос: а есть ли подобные базы и склады в других уголках планеты, не только у российских границ? Однозначно — есть. Да, Соединенные Штаты действительно хотят быть готовыми к любому развитию событий. Вооруженные силы США — это порядка 1 млн. 250 тысяч бойцов, плюс 700−800 тысяч военнослужащих нацгвардии. Для такой армии развернуты склады в различных точках земного шара. Но! Поддержание такого рода резервов требует значительных средств, к тому же, распыление сил объективно ослабляет ВС США.
В Америке прекрасно понимают, что в случае столкновения с Россией, речь пойдет о применении ядерного оружия. Поэтому пусть Штаты и НАТО размещают склады, где угодно, если им денег не жалко, но если воинские части РФ и США когда-нибудь и столкнутся на территории Европы, то фактически это будет означать применение тактического ядерного оружия. И в России, и в США, и в Европе это прекрасно понимают, поэтому все, что сейчас мы видим — всего лишь имитация противостояния, нежели реальная подготовка к противостоянию друг с другом.
Фото: Photoagency Interpress/ Russian Look