Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Октябрь 1993
11 апреля 2014 19:36

Двадцать лет непрерывного переворота

Юрий Воронин о последствиях Указа № 1400 Бориса Ельцина

14809

Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», подписанный и опубликованный Б.Ельциным 21 сентября 1993 года — поистине трагическое событие не только для России, но и для всего советского народа.

Первым пунктом Указа № 1400 Б. Ельцин «прервал осуществление законодательной, распорядительной, контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ». Отсюда вытекают ряд принципиальных выводов, которые либо замалчиваются российским юридическим сообществом, либо искажаются неодемократами, российскими «свободными, независимыми и демократическими СМИ».

Вывод первый. Прерывая деятельность «законно избранных органов государственной власти» — Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ", Президент РФ нарушил статью 126.6 Конституции (Основного закона) Российской Федерации и закон от 9 октября 1992 г. «О защите конституционных органов в Российской Федерации», в соответствии с которыми «Полномочия Президента Российской Федерации… прекращаются немедленно».

С юридической точки зрения никаких постановлений Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ об отрешении Бориса Николаевича Ельцина от должности Президента РФ не требовалось! Президент Российской Федерации Б. Ельцин в соответствии со статьей 126.6 Конституции (Основного закона) РФ сам отстранил себя от должности Президента с 21 сентября 1993 года с 20:00 — подчеркиваю особо — сам!

Второй вывод. Конституционный суд под председательством В.Зорькина в своем Заключении, принятым после опубликовании Указа № 1400, квалифицировал решение Президента РФ Б. Ельцина от 21 сентября 1993 года как неконституционное, как государственный переворот.

Заключение Конституционного суда означало: Б. Ельцин с момента подписания им Указа № 1400 и выступления по телевидению, то есть с 20.00 часов по Московскому времени 21 сентября 1993 г. — строго юридически уже не являлся Президентом Российской Федерации, поскольку его полномочия, как было четко это зафиксировано в Конституции (Основном законе) РФ, «прекратились немедленно». С этого момента, то есть с 21 сентября 1993 года с 20:00, Б. Ельцин становился просто гражданином Российской Федерации и любые его распоряжения де-юре уже не могли считаться законными. Вот на этот важнейший политический момент юридическое сообщество, мягко говоря, закрывает глаза.

Между тем, события после опубликования Указа № 1400 обернулись для России исторической трагедией. Государственный переворот, совершенный президентом РФ Б. Ельциным 21 сентября 1993 года, начал набирать обороты, принимая форму перманентности.

По личному распоряжению Б. Ельцина был осуществлен штурм здания Белого дома, где находились народные депутаты РСФСР — участники X (чрезвычайного) Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, расстреляны москвичи, вставшие на защиту Конституции и законности в Российской Федерации, что привело к многочисленным жертвам мирных граждан.

В октябре 1993 года в Москве было убито около тысячи и искалечено 6,5 тысяч человек. Конкретные виновники расстрела известны. Главными заговорщиками, готовившими и осуществлявшими государственный переворот, как об этом позднее поведал сам Б. Ельцин, были премьер-министр В.Черномырдин, министр обороны П.Грачев, министр внутренних дел В.Ерин, министр безопасности Н.Голушко, министр иностранных дел А.Козырев, начальник службы безопасности Ельцина А.Коржаков, начальник Главного управления охраны Российской Федерации комендант Кремля М. Барсуков, помощники президента В. Илюшин и Ю. Батурин.

Амнистия февраля 1994 года касалась лишь одной стороны — неправомерно арестованных народных депутатов Российской Федерации и руководства Верховного Совета Российской Федерации. Истинные вершители государственного переворота и расстрела мирных граждан до сих пор не понесли никакого наказания. Эта безнаказанность и является той питательной средой, на которой формируется и усиливается в России такие негативные явления как коррупция и безнаказанность.

С этого исторического момента — сентября-октября 1993 года — Б. Ельцин, с молчаливого согласия юридического сообщества, российской общественности, уже не являясь Президентом Российской Федерации, узурпировал государственную власть и вплоть до 2000 года занимал кремлевское кресло, издавал Указы, распоряжения, другие нормативные правовые акты. Преступления ельцинизма как политико-экономического явления стали нарастать как снежный ком. Уже нелепо стало говорить о демократии в России даже в ее несовершенной, атрибутивной форме. Б. Ельцин как узурпатор и его окружение покончили с демократией в России как с заклятым врагом «тоталитарного советского режима».

Знаковым этапом качественного оформления перманентности государственного переворота сентября-октября 1993 года стало «принятие» новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Согласно действующему на тот период законодательству, принятие новой Конституции Российской Федерации могло быть осуществлено на всероссийском референдуме в полном соответствии с законом «О референдуме РСФСР», который действовал и утратил силу лишь в 1995 году.

Чтобы обойти действующий закон «О референдуме РСФСР», гражданином Б. Ельциным были приняты специальные «одноразовые» правила голосования: «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».

Важной содержательной «загогулиной» Б. Ельцина и его юристов-лизоблюдов (С.Алексеев, Ю. Батурин, А. Собчак, С. Шахрай) является та, что если закон «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию устанавливал, что решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки избирателей, то одноразовым президентским же правилам Конституция считается принятой, если за нее проголосовали 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Напомню динамику «углубления» ельцинской демократии. В голосовании за новую «демократическую» Конституцию приняли участие 58 187 775 избирателей или 54,8% от общего количества внесенных в списки активных избирателей. «За» новую Конституцию проголосовало 32,9 млн. избирателей, «против» — 23,4 млн. Если считать по ельцинскому «Положению…», «за» проголосовало 56,6% от количества выданных бюллетеней. Если же вести подсчет по действующему на тот период закону «О референдуме РСФСР», то «за» Конституцию проголосовало лишь 30,9% активных избирателей, «против» - 22,0% активных избирателей.

В 14 регионах голосование за новую Конституцию вообще не состоялось. В Республике Татарстан, например, насчитывалось 2 638 575 человек, внесенных в списки избирателей. В голосовании за Конституцию приняло участие 367 088 человек, или 13,9% избирателей.

Не следует забывать и то, что якобы всенародно «принятая» ельцинская Конституция не является Основным законом, нормативно-правовым актом высшей юридической силы, как это считается в мировой практике. Название — Конституция — есть, а юридическое содержание полностью отсутствует.

Отсюда следует, что записанное во втором разделе ельцинской Конституции констатирующее утверждение — «Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года», с юридической точки зрения — чистой воды юридическая фикция. Конституция без статуса Основного Закона не может отменить Конституцию со статусом. Неужели этого не знали юридические «мудрецы» С.С.Алексеев, Ю. Батурин, А. Собчак, С. Шахрай? Или они действовали по принципу: был бы заказ, а юристы постараются.

Все юридические «загогулины» по новой Конституции России готовили Б. Ельцину пособники-юристы. Не верю, что они не понимали, что их действия подпадали под действующий на тот период статьи УК РСФСР, являлись «особо опасными государственными преступлениями» и подлежали Суду по УК РСФСР. Не верю, что они до сих пор не понимают, что с их помощью, с их «юридического» согласия государство «Российская Федерация» со всеми ее ветвями власти и законами — фиктивное незаконное образование, что по всем международным правовым нормам в стране продолжают действовать Конституции (Основные законы) СССР и РСФСР, их законы, которые никто не отменял. А ведь эти горе-юристы продолжают учить студентов, будущее нашей страны!

Продолжением перманентного расширения поля государственного переворота сентября-октября 1993 года стали выборы президента РФ в 1996 году.

К началу 1996 года рейтинг Б. Ельцина из-за грубейших ошибок в проведении экономической реформы, резкого обнищания народа, войны в Чечне упал ниже 3%. Нужны были неординарные меры, чтобы Б. Ельцин мог выиграть эти выборы. И прежде всего — административный ресурс и фальсификации, что и было в полную меру использовано режимом.

После выборов президента 1996 года в Госдуме гуляла юморная байка: «председатель Центризбиркома Николай Рябов докладывает Б. Ельцину: «Борис Николаевич, у меня две новости — хорошая и плохая. Плохая: Зюганов получил 70% голосов. Хорошая: вы все равно победили!».

20 февраля 2012 года президент Российской Федерации Д.А.Медведев на встрече с лидерами несистемной оппозиции заявил, что «…победил на выборах президента в 1996 году… не Борис Николаевич Ельцин…». Д.А.Медведев откровенно признал, что выборы Б. Ельцин проиграл. Однако он вновь самоуправно уселся в кремлевском кабинете. То есть речь вновь идет о государственном преступлении, совершенным Б. Ельциным и его окружением, присвоившие себе властные полномочия президента Российской Федерации теперь уже с 1996 г. по 1999 г.

Между тем даже в нелегитимной Конституции Российской Федерации четко зафиксировано, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (статья 3, часть 4).

Таким образом, Б. Ельцин семь лет являлся нелегитимным президентом — «российским пиночетом».

Проблему не легитимности Конституции РФ и не легитимности государственной власти в стране не следует упрощать. Она содержит в себе бомбу замедленного действия, заряд такой мощности, который может разнести Россию как суверенное государство.

Недавно Республика Татарстан, которая в числе 14 субъектов Российской Федерации не голосовала 12 декабря 1993 года за ельцинскую Конституцию, приняла новую концепцию национальной политики, в соответствии с которой Татарстан более «не является правовым государственным образованием в составе России». Республика провозглашена духовным центром всего татарского народа. Выводы, уважаемые коллеги, делайте сами.

Не легитимность политической власти в условиях ельцинизма объективно ставит не легитимной преемников Б. Ельцина и преемников его преемников, указ номер два президента В.В. Путина о беспрецедентных гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, гарантиях юридических, социальных, экономических, политических, о награждении 12 июня 2001 года Б. Ельцина орденом «За заслуги перед Отечеством I степени», решений об увековечивании памяти главного расстрельщика парламента, клятвопреступника, узурпатора и деспота, присвоении его имени государственным учреждениям, вместо того, чтобы разоблачить и судить фальсификатора и политического самозванца, пусть поздно, но справедливости ради, защищая конституционные права соотечественников.

Не менее важен международный аспект фальсификации законности Конституции РФ и легитимности российской власти. С 90-х годов прошлого столетия Запад при Б. Ельцине сполна получили от России множество благ и преференций на будущее, что позволило США и странам НАТО безбедно просуществовать за счет населения нашей страны и даже создать себе задел на будущие времена. И любые отклонения от этой внешнеполитической линии чреваты непредсказуемыми последствиями.

Наконец, вспомним главный урок событий сентября-октября 1993 года. Если стоять на научных позициях, то основной вопрос, который развел парламент — Съезд народных депутатов, Верховный Совет России и президента — это вопрос о модели социально-экономического развития Российской Федерации, выбора путей реформирования новой России.

Модель Верховного Совета, выстраданная нами за три года поиска, — это модель «мягких», последовательных реформ, шаг за шагом, когда на каждом этапе достигался бы определенный успех. Поэтому и приватизацию экономики парламент предлагал проводить взвешенно, по этапам, создавая финансово-банковские, налоговые инструменты для формирования рыночной среды, осуществляя вместе с этим подготовку специалистов, знающих, что такое частная собственность, рынок, конкуренция и т. д.

За 20 лет «реформирования» российской экономики либерал-экономистами, реализации курса «неолиберального монетаризма» в России уничтожена значительная часть промышленного и оборонного потенциала, сельскохозяйственное производство, потеряна лекарственная безопасность, процветает «теневой» сектор и коррупция, пропасть между бедными и богатыми достигла угрожающих масштабов. Россия устойчиво «сидит» на сырьевой игле, оставаясь сырьевым придатком развитых стран мира. По подавляющему большинству видов экономической деятельности нынешняя Россия находится ниже уровня 1990 года, уровня Советского Союза — этой, как говорили на Западе и талдычали наши «реформаторы», «империи зла».

Кризисные годы в Российской Федерации, начиная с 1990-го, по своим масштабам более значительны, более продолжительны и глубоки, чем Великая депрессия США в 30-е годы прошлого столетия, и характеризуются мною как годы Величайшей российской депрессии, и пока ни о каком выходе из депрессионного состояния экономики России речь, к сожалению, не идет.

Величайшая российская депрессия — это не случайное явление. Это сознательный результат ошибок политического руководства страны, до настоящего времени реализующего порочный курс ельцинизма, идеологию рыночного фундаментализма, но самое главное — безмолвствующего согласия общества.

Вместе с этим, Величайшая российская депрессия стала для мировой капиталистической системы той спасательной палочкой-выручалочкой, которая позволила на 20 лет отсрочить глубочайший мировой экономический кризис, поскольку превратила Россию, открывшую свои огромные рынки, в донора для западной экономики.

Какова же альтернатива политико-экономическому курсу ельцинизма?

Важный исторический момент заключается в том, что решения Конституционного суда, Съезда народных депутатов Российской Федерации, квалифицирующие действия и решения экс Президента РФ Б.Н.Ельцина в сентябре-октябре 1993 года как государственный переворот, не отменены до сих пор, а, следовательно, сохраняют свою силу и по сей день. Следовательно, соответствующие высшие органы правопорядка России могут и должны вернуться к их рассмотрению. Это тем более важно, что расстрел народных депутатов и мирных граждан армейскими подразделениями по международным нормам не имеют срока давности. Назрел момент, когда депутаты Государственной Думы РФ могли бы направить в Конституционный суд РФ обращение «О даче разъяснений в порядке ст. 83 ФКЗ -1 от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», в котором попросить Конституционный Суд Российской Федерации дать разъяснение по поводу принятого Конституционным Судом РФ решения от 21 сентября 1993 года — «Заключение Конституционного Суда Российской Федерации» «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, связанных с его указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года», а также вновь открывшимися обстоятельствами, вытекающими из признания бывшего президента Российской Федерации Д.А.Медведева на встрече с лидерами несистемной оппозиции, что «…победил на выборах президента в 1996 году… не Борис Николаевич Ельцин…»:

1.Являлись ли действия гражданина Б. Ельцина конституционными, когда после опубликования 21 сентября 1993 года Указа № 1400 и полномочия которого, как нарушившего действующую Конституцию Российской Федерации, согласно статье 121.6 «прекратились немедленно» он продолжал занимать должность Президента Российской Федерации?;

2.Являлись ли действия гражданина Б. Ельцина конституционными, когда он 15 октября 1993 года подписал Указ «президента» Российской Федерации о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»?;

3.Являлись ли действия гражданина Б. Ельцина конституционными, объявившим выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации на 12 декабря 1993 года?;

4.Является ли легитимной Конституция Российской Федерации, якобы «принятая» в декабре 1993 года 30,9% голосов активного количества избирателей вместо 50% плюс один голос, как это требовалось по действующему на тот период Федеральному Закону «О референдуме РСФСР»;

5.Соответствовало ли содержание Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 65−1ГД от 23 февраля 1994 года «Об объявлении политической и экономической амнистии» ст., ст. 3, 17−22,31, 39,45,46, 49, 52,53, 54(ч.2) и ст. 56 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года?;

6.Соответствовали ли Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. действия гражданин Б. Ельцина, выразившиеся, по свидетельству Генпрокуратуры Российской Федерации, в его личном препятствовании расследованию событий сентября-октября 1993 года и фактов массового убийства соотечественников в них?

7.Соответствуют ли Конституции Российской Федерации (ст3, ч.2 и 3) действия гражданина Б. Ельцина, продолжившего по своей инициативе занимать должность Президента РФ после издания Указа № 1400 от 21 сентября 1993 года, а также совершенный в 1996 году им повторный факт присвоения указанной должности, на которую, по заявлению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Б. Ельцин не имел прав, так как «…победителем на выборах президента в 1996 году… не был Борис Николаевич Ельцин»?

Ответы на эти вопросы станут базой для разрешения назревших политико-экономических проблем.

Прежде всего остро встает вопрос о восстановлении легитимности российской власти в сфере политической.

Принимая во внимание нелегитимность Конституции Российской Федерации, первоочередной задачей становится необходимость принятия федерального конституционного закона о «Конституционном Собрании» — реализации статьи 135 «принятой» Конституции РФ. Что, за двадцать лет было весьма сложно разработать и принять данный закон?

Реализация федерального конституционного закона о «Конституционном Собрании» позволит провести в «мягкой» форме назревшую конституционную реформу, без которой невозможно реанимировать и сформировать нашу политическую систему эффективной, а правящий режим — демократическим, добиться легитиминизации высших органов государственной власти.

Давно назрели изменения в устранении дисбаланса полномочий среди высших государственных органов федеральной власти, особенно в соотношении «президент-председатель правительства — парламент».

В сфере экономической курс рыночного фундаментализма, проводимый российскими либерал-экономистами с начала 90-х гг. и показавшего свою ущербность в форме Величайшей российской депрессии, должен быть отброшен как курс тупиковый.

Первейшим условием перестройки экономической системы Российской Федерации на качественно новой основе должно стать изменение курса социально-экономического развития, смена его модели, ликвидация тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы.

В чем суть смены социально-экономического курса?

Исходным моментом, действительно характеризующим смену социально-экономического курса России, является формирование государственной идеологии развития общества, определение того, какой социально-экономический облик страны мы хотим иметь через 15−20−30 лет. Эта идеология должна быть понятна большинству народа и поддерживаемая им.

Так, Китай еще в начале 90-х годов прошлого столетия сформировал научное видение своей страны до 2050 года, реализуя общенациональную идею — вывести страну в лидеры планеты, твердо следуя по пути социализма с китайской спецификой.

Наиболее приемлемой государственной идеологией Российской Федерации, способной объединить генетический, интеллектуальный и социальный потенциалы российского общества, должна стать нацеленность социально-экономической политики государства на формирование общества подлинной социальной справедливости, которое отстаивали Пушкин и Лермонтов, Герцен и Белинский, Писарев и Добролюбов, Чернышевский и Достоевский. Всё то, за что боролась передовая российская интеллигенция XIX и XX веков, и я не боюсь, в отличие от российских «поэтов демократии» ельцинской закваски, утверждать, что это и есть социализм в его общеисторическом понимании.

Локомотивом выхода из Величайшей российской депрессии должно стать рост прежде всего отечественного (!) производства на основе ускорения научно-технического прогресса, развитие отечественного машиностроения, транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, строительство жилья и дорог, сельского хозяйства, легкой и текстильной промышленности, опора на собственный интеллектуальный кадровый потенциал.

Воронин Ю.М., президент Ассоциации депутатов России, доктор экономических наук, профессор.

Народный депутат РСФСР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета (1992−1993гг.), депутат Государственной Думы второго созыва, аудитор Счетной палаты РФ

Фото РИА Новости/ Владимир Федоренко

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня