Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
27 октября 2008 14:56

ЧП мирового масштаба

Как русский шофер спас президента США

989288

Недавно мне посчастливилось присутствовать на праздничном застолье в Совете ветеранов Службы внешней разведки. Как водится, не обошлось без воспоминаний. Один из разведчиков поведал историю, о которой еще никогда не рассказывалось в прессе. Речь шла о том, что во время Ялтинской конференции в 1945 году с американским президентом Франклином Рузвельтом произошел дорожный инцидент, чуть было не стоивший ему жизни. Трагедию предотвратил шофер Федор Ходаков.

Чтобы прояснить этот эпизод, я обратился с запросом в ФСБ России. В ответе руководителя Службы хозяйственного обеспечения А. Белякова сообщалось: «Шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков с 8 января по 15 февраля 1945 года находился в командировке по обслуживанию Ялтинской конференции. Описываемое вами происшествие документально не подтверждено. Однако эта история передается ГОНовцами из поколения в поколение. Можно предположить, что данный случай не получил официальной огласки с целью сокрытия от вышестоящего командования».

Попытка найти родственников Ходакова принесла неожиданный успех. Оказывается, в Москве живет его сын Геннадий Ходаков, который согласился побеседовать о том, что рассказывал ему отец о «ливадийском инциденте».

— Эту сенсационную историю отец рассказал нам, домочадцам, незадолго до своей кончины. Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов — святая святых. Как рассказывал отец, перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «виллис». Видимо, по неосторожности, неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции этого «виллиса» двери отсутствовали). Охранники уселись на задних сиденьях автомобиля. За рулем джипа был мой отец. Во время движения президентского автомобиля по горному серпантину ялтинской дороги, при выполнении крутого левого поворота, перила неожиданно распахнулись, и Рузвельт как куль стал вываливаться из машины. Его телохранители даже не шелохнулись. Однако, отец, проявив мгновенную реакцию, на лету подхватил его правой рукой и втащил назад на сиденье.

— Насколько я знаю, по американским законам за безопасность президента отвечают его телохранители и служба безопасности. Поэтому логичен вопрос: каким образом ваш отец оказался за рулем автомашины американского президента?

— По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «великой тройки», СССР предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант НКГБ СССР.

— Кстати, а почему президент США ездил на таком, на мой взгляд, допотопном «виллисе» без дверей?

— Отец говорил, что для обслуживания американской делегации в Крым из США был доставлен целый парк автомашин. Для дальних переездов и официальных визитов Рузвельт пользовался одним из трех роскошных тяжелых бронированных автомобилей, а для прогулок его пересаживали в специальный открытый «виллис».

— Что произошло после ЧП с президентом?

— Отец вспоминал, что после остановки «виллиса» кортеж машин сразу остановился. К испуганному Рузвельту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, заявил: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».

— И что последовало за этим заявлением?

— Да ничего кроме того, что история эта была засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался. Уже после его смерти жена президента Элеонора во время неофициального визита в СССР, попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение мужа.

— Что ни говори, но получается, что жизнь президента США в тот момент висела на волоске, точнее на запястье вашего батюшки.

— Да, если бы случилось худшее, то и развитие истории конца войны могло пойти по иному сценарию. К тому времени отношения между союзниками крайне обострились. В Великобритании и США разрабатывались планы заключения сепаратного мира с Германией и поворота войны против СССР. Рассматривались также схемы применения против Советского Союза атомного оружия, разработка которого находилась в США на заключительной стадии. Поэтому внезапная трагическая смерть Рузвельта в Крыму могла быть расценена западными реакционерами как советская провокация, и стать формальной причиной для приведения в действие антисоветских планов.

— А как сложилась судьба вашего отца после войны?

— После Победы отец продолжил работу в Гараже особого назначения. Был персональным водителем видного деятеля ВКП (б) и советского государства Г. Маленкова, с которым проработал около 14 лет. Обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзэ-Дуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти…

Однако в конце 50-х годов, после разоблачения «антипартийной» группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, отец попал в кадровую «мясорубку» и был разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен … по сокращению штатов. После долгих мытарств ему удалось устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, где он проработал еще около 20 лет.

Умер он на 93-м году жизни 2 сентября 2000 года, успев рассказать историю спасения Франклина Рузвельта.

Из нащего досье

Чтобы избежать угрозы немецкого нападения с воздуха, в Крыму были установлены радиолокаторы и зенитные пушки. Советские корабли и подводные лодки охраняли морские подступы к Ялте. От Ялты до Севастополя был проложен телеграфный кабель, соединенный с судном американских ВМС «Кэтоктин», поддерживавшим прямую связь с Вашингтоном (провести корабль в Ялту не решились из-за опасности столкновения с блуждающими немецкими минами).

Численность американской и английской делегаций вместе с командами кораблей и судов, многочисленной охраной составляла около 2500 человек.

Биографическая справка

Федор Алексеевич Ходаков родился 17 февраля 1908 года в селе Великополье, что на Смоленщине, в бедной крестьянской семье. Во время воинской службы окончил курсы водителей. После демобилизации приехал к родственникам в Москву. Учился в ремесленном училище. В 1933 году принят на работу водителем в гараж Управления делами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР. С 1939 года работал в Гараже особого назначения НКВД-МГБ СССР в звании шофера-разведчика I категории.

Из нашего досье

Для обслуживания американской делегации в Крым были доставлены бронированные автомобили «линкольн» и два «Кадиллака» оснащенные форсированными двигателями, радиостанциями, а также «виллис» со специально сконструированным для этого случая сидением и металлическим поручнем с правой стороны (известно, что Рузвельт с детства болел полиомиелитом и у него были парализованы обе ноги, вследствие чего охрана переносила его на руках из инвалидной коляски в автомобиль и обратно). Для сопровождающих лиц — 20 седанов «шевроле», которые Рузвельт в знак благодарности подарил Советскому Союзу. Все они поступили в распоряжение ГОНа.

По прибытии 3 февраля 1945 года на самолете «Священная корова» на аэродром города Саки, Рузвельт спустился на летное поле на специально устроенном в его самолете подъемнике, и был перенесен телохранителями в открытый джип, за рулем которого находился советский шофер-разведчик Ходаков. Работа конференции проходила в жестком режиме с утра до поздней ночи. В перерывах между заседаниями участники конференции прогуливались поу ливадийскому парку, а Рузвельт в сопровождении охраны и водителя Ходакова на «виллисе» путешестовал по горным дорогам, любовался прибрежными пейзажами. В одной из таких поездок и случилось ЧП.

Последние новости
Цитаты
Роберт Нигматулин

Академик РАН

Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня