Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
14 ноября 2014 08:27

Особенности зимнего вождения

Что нужно знать при езде по снегу и льду

10927

Обычно такие советы адресованы автовладельцам, чей путь как водителя только начался. Но мы дополнили базовые принципы некоторыми хитростями, почерпнутыми из арсенала бывалых.

Парковка

Зимой старайтесь не парковаться вплотную к бордюру. Обычно там много снега. Въехали-то вы с разгона, а выезжать придется с места и можно забуксовать. Не паркуйтесь вплотную и к другим машинам. Если ваше авто пойдет юзом при пробуксовке, обязательно заденете соседа. Избегайте парковаться на подъеме. Если другого места нет, лучше припаркуйтесь так, чтобы зад машины был выше переда (на подъеме капотом против хода движения, на спуске — наоборот) — так проще выехать, скатываясь назад.

Как трогаться

Летом можно трогаться как угодно. Но зимой необходимо максимально точно дозировать газ и аккуратно пользоваться сцеплением. Начинать движение нужно на минимально возможных оборотах. Тут действует принцип — лучше заглохнуть, чем забуксовать. Это касается не только снега, где можно закопаться, но и льда, а также «чистых» на первый взгляд перекрестков у светофоров — там почти всегда имеется тонкая ледяная корка.

Пробуксовка в таком случае может привести не только к тому, что машина, растапливая лед под колесами, будет стоять на месте, но и к тому, что автомобиль начнет двигаться вбок, что чревато аварией. Это замечание актуально как для переднего привода, так и для заднего.

Если дорога очень скользкая, и колеса прокручиваются даже на минимальных оборотах, трогайтесь со второй. Если у вас автоматическая коробка передач, переведите ее в зимний режим.

Если вы все же закопались в сугробе, выбирайтесь «враскачку». Трогайтесь со второй передачи. Как только почувствуете, что машина дальше не едет, не буксуйте и не глохните, выжимайте сцепление. Машина в этом случае откатится назад. Теперь снова вперед, прибавляя газ и отпуская сцепление. После нескольких таких движений, машина должна выбраться, если до этого вы не успели посадить ее на брюхо. Усилить эффект можно, если быстро по очереди включать переднюю и заднюю скорости.

С «автоматами» такой прием тоже работает, но не так действенно, ведь переключения передач происходят через педаль тормоза, так что нужно ловить машину на пике подъема и быстро переключаться.

Торможение

Тормозить зимой следует крайне плавно. Особенно, если машина старая и не оборудована ABS. Тормозите прерывисто — быстро нажимая и отпуская педаль тормоза при выжатом сцеплении. Если ABS имеется — тормозите «в пол». Электроника все сделает за вас, не давая машине заблокировать колеса и тем самым потерять управление.

Активно используйте торможение двигателем, плавно переключаясь на пониженные передачи. Только не бросайте резко сцепление при переключении вниз, а то ведущие колеса могут на мгновение заблокироваться. Кстати, современные «автоматы» тоже умеют тормозить двигателем. Если нет — воспользуйтесь ручным режимом переключения передач. Общая рекомендация для водителей машин с двумя педалями — держите ногу над педалью тормоза, а не газа, как летом. В случае внезапного торможения это сэкономит драгоценные доли секунды и метры.

Имейте в виду, что тормозной путь зимой почти в два раза больше, чем летом, независимо от типа привода. А значит, тормозить нужно начинать заранее. Увеличьте дистанцию до впередиидущего автомобиля, но не слишком сильно, дабы не раздражать едущих сзади нервных водителей, которые начнут лихо обгонять и встраиваться перед вами.

И смотрите в зеркало заднего вида перед торможением, если не хотите три часа на морозе ожидать инспекторов ДПС, обсуждая с ними свой разбитый задний бампер. В особых случаях, когда машина сзади очень близко, лучше продолжить движение вообще без остановки.

Поворот

Поворот — самая опасная штука зимой после торможения. Если вы подъехали к нему слишком быстро, автомобиль начнет скользить наружу поворота, как бы распрямляя траекторию, вне зависимости от типа привода. Естественная реакция в таком случае — довернуть руль, но этого делать ни в коем случае нельзя: только усугубите ситуацию. Побороть естественный инстинкт сложно, но лучше немного уменьшить поворот руля и одновременно отпустить газ; так получится нагрузить передние колеса, и им будет проще зацепиться. После этого можно снова плавно доворачивать руль в сторону поворота и прибавлять газ.

При заносе на заднеприводной машине нужно быстро (но максимально плавно) повернуть руль в сторону заноса и отпустить педаль газа — автомобиль стабилизируется. На переднем нужно опять-таки повернуть руль в сторону заноса и, несмотря на естественную реакцию убрать ногу с педали, дать газку. Тут же ставим колеса прямо и немного приотпускаем педаль газа, чтобы передние колеса зацепились за поверхность. После этого можно добавлять газ. Если руки не успели вывернуть руль, ни в коем случае не отпускайте педаль газа и тем более не нажимайте на тормоз — машину развернет или закрутит.

Полный привод внушает доверие. Но надо понимать, что машины с приводом на четыре колеса отодвигают момент скольжения и заноса, и если переоценить возможности, автомобиль теряет управление наиболее непредсказуемо. А вот вывести «полноприводник» из заноса сложнее всего. Если это все-таки произошло, то в самом начале нужно вывернуть руль в сторону заноса и регулировать уровень подачи топлива: больше — меньше. Это нужно почувствовать, а для этого нужны тренировки. Отпустил педаль газа — машину развернуло, переборщил — автомобиль вынесло.

Общая рекомендация — в повороте на колесах всегда должна быть постоянная тяга, независимо от типа привода. Именно постоянная. То есть не нужно разгоняться в повороте и тем более тормозить.

Если уж ситуация совсем безвыходная и вас крутит, как попало — выжимайте сцепление и жмите на тормоз до упора. Как только остановитесь, быстро ориентируйтесь и как можно скорее убирайтесь с встречной полосы. Лобовой удар — самое страшное, что может быть в такой ситуации.

И, наконец, главное. Как правило, попадание в неконтролируемую ситуацию — следствие недостатка знаний и опыта, помноженное на веру в электронные «помогайки». Главное — не как выходить из неожиданных ситуаций, а как их не допускать!

Фото: Алексей Куденко/ Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Андрей Колганов

Экономист

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня