Авто / Тест-драйв
28 февраля 2015 09:56

Атака клонов

Вспоминаем китайские копии известных брендов

5647
Атака клонов

Все знают, что настоящий китаец в своей жизни обязан сделать три вещи: сшить кроссовки, собрать на коленке смартфон и скопировать что-нибудь популярное. К последнему можно отнести автопром Поднебесной середины «нулевых».

Chery Amulet

Одним из пионеров Поднебесной стал автомобиль Chery Amulet. В России клон Seat Toledo впервые появился в 2006 году и продавался в течение четырех лет.

Роднила «китайца» и «испанца» схожесть не только внешнего вида, но и внутреннего убранства. Кроме того, создатели клона использовали и платформу более именитого бренда. Правда, она была старого образца, датируемого аж 1993 годом.

Зато двигатели инженеры из Поднебесной состряпали сами. Они имели объем 1,6-литра и шли в паре с 5-ступенчатой «механикой», которая у покупателей со стажем вызывала ассоциации с разбитыми коробками стареньких «Москвичей».

Была доступна и автоматическая коробка ZF, и даже вариатор собственного производства (до России он так и не успел добраться).

Наверное, во многом благодаря именно Chery Amulet у российских автовладельцев в голове засел стереотип: раз авто китайское — значит, в салоне воняет. Поспорить с этим трудно. Это сейчас, к примеру, кроссоверы от Chery пахнут просто новой машиной, а тогда в салоне царил триумфальный запах фенола. Добавьте к этому кривые зазоры, непонятно как и чем прикрученные детали или аксессуары — и получите портрет китайского автопрома тех лет.

Если быть честным, вешать всех собак из-за качества сборки на китайцев все же нельзя. Amulet собирали на калининградском заводе «Автотор», поэтому часть вины лежит на его работниках.

Вместе с тем, «китаец» был иномаркой. Которая по цене конкурировала с отечественным автопромом. Но наши автопроизводители не могли предложить за такие деньги столь богатый список различных опций. Поэтому Amulet продавался хорошо. Только за дебютный год он разошелся тиражом в 8 581 авто. В следующем году показатели «китайца» возросли больше чем на 1 500. И это несмотря на жуткую «ломучесть» автомобилей из Поднебесной.

Ну а что же Seat Toledo? Он и раньше не пользовался популярностью в нашей стране, а с появлением дешевого аналога и вовсе почти перестал продаваться. Не помогла «испанцу» и принадлежность к именитому Volkswagen.

Chery QQ

А вот этого бойца от Chery ждало полнейшее фиаско. Хотя наверняка маркетологи на 99% были уверены, что «кукушка» впорхнет в головной офис в виде курицы, несущей золотые яйца.

Секрет успеха, по мнению китайцев, был прост — взять популярную крохотульку Daewoo Matiz, поменять шильдик и радостно «рубить бабло». Ведь авто станет разлетаться быстрее горячих пирожков в базарный день. Но они ошиблись — не смог китайский мозг нахрапом понять загадочную русскую душу.

Клон Matiz появился в России в 2006 и задержался на два года. Во внешности различия «корейца» и «китайца» были минимальные. У авто из Поднебесной немного другая решетка радиатора и воздухозаборники, плюс светотехника в бамперах — вот и все. Внутри отличий было и того меньше.

А вот дохленький моторчик был «срисован» с силового агрегата Suzuki 1980-х. Но надо отдать должное китайцам: они все-таки над ним покумекали, и увеличили объем до 0,8 литра.

Уже на старте продаж стало ясно, что «кукушечка» не пошла. Ее покупали люди, которым надоела старая «Ока», а обзавестись Matiz они по каким-то причинам не могли.

Таких людей в России неожиданно оказалось крайне мало, и они быстро закончились. С ними же закончились и продажи QQ. Всего за первый год в РФ было продано 1 960 машинок. А в следующем — 825. Корейский оригинал, к слову, в 2006 году нашел больше 23 000 покупателей в России, а через год их число перевалило за 42 тысячи.

К слову, о надежности «Куку» говорит тот факт, что за гарантийный период в авто менялось буквально все: от аккумулятора до сцепления.

Geely MK

Этот «китаец» появился в России в 2008 году. О том, что это клон, знали лишь те, кто бывал в Таиланде или Сингапуре. Ведь Geely MK — близнец с непродаваемой у нас Toyota Vios. На другом краю света эти автомобили пользуются большой популярностью и у таксистов, и у фирм, выдающих машина на прокат.

Уличить китайцев в плагиате не выйдет — они честно купили у японцев древние разработки, которые хранились где-то в недрах концерна Toyota.

Вообще же MK получился автомобилем составным, словно китайцы боялись, что японцы передумают и аннулируют сделку. Хотя внешне это Vios, построена машина на платформе Yaris, а под капотом у нее лицензионный мотор Toyota объемом 1,5-литра, выдающий 94 «лошадки».

MK оказалась машинкой довольно вялой при разгоне, а после 100 км/ч она и вовсе не хотела набирать скорость. Салон отличался лютым запахом фенола, жутким пластиком и странными — никому не подходящими — креслами. Тем не менее, «Эмка» снискала популярность на российском рынке — только в первый год было продано больше 10 000 авто.

Lifan Smily

Тем, кто мечтал о MINI Hatch, но не мог его себе позволить, китайцы в 2010 году преподнесли сюрприз в виде клона Lifan Smily.

Внешне машины оказались практически идентичными. Крыша в белом цвете, оригинальная решетка радиатора, узнаваемые черты кузова, только шильдик на «китайце» был незнакомым.

Но создан был Smily на основе старого хэтчбека Starlet от (сюрприз-сюрприз!) Toyota. Мотор на 1,3-литра, кстати, от него же. Поэтому динамика отсутствует напрочь. Пока машина наберет до «сотни», можно спокойно выпить чашку кофе и попытаться вздремнуть. Но сделать это сложно из-за того, что про шумоизоляцию китайцы просто забыли. Моторчик рычит как голодный лев, а сквозняк старательно ему подвывает. Ну а салон, традиционно, пропитан гордым духом китайского автопрома.

С 2011 года авто собирают в России на черкесском заводе Derways. Поначалу машинка продавалась неплохо. За первый год удалось реализовать порядка 5 тысяч авто, но постепенно спрос начал падать. Например, в 2013 нашлось чуть больше 2 тысяч покупателей. А в прошлом году — и того меньше.

Haima3

Почти весь модельный ряд Haima — мечта поклонника Mazda, у которого туго с деньгами. Тем более, что китайцы изготовляют подделки на законной основе — они купили права на старинные разработки японцев.

Правда, обновленная Haima3, которая появилась в середине 2014 года, напоминает уже не Mazda, а Hyundai Elantra. Обзавелась она и новым мотором объемом 1.5-литра, выдающим 112 «лошадок». Но в предыдущем поколении (с 2007 по 2014) это была типичная «тройка» от Mazda.

Проблемы у авто, которые собираются на уже упомянутом черкесском заводе, характерны для всех «китайцев». Это низкое качество материалов, запах и несимметричные зазоры.

В 2011 году завод Derways собрал более 3 000 машин, а продано было всего… 99! Главной причиной провала можно считать странную философию концерна Haima. Постоянные перебои с поставками материала на завод, отсутствие мало-мальски приличного сервиса сыграли свою роль. Складывается ощущение, что китайским представителям Haima в России продажи вообще до лампочки, либо они хотят свернуть производство.

Роман с «китаянкой»

Один мой знакомый в 2007 году приобрел Chery Amulet, чем очень гордился. Ведь он пересел с «четырнадцатой» на иномарку! Его не смог отпугнуть ни запах, ни негативные отзывы владельцев идентичных авто. «У них просто руки кривые, — говорил он. — Не умеют они с „китаянками“ обращаться».

Полгода он и правда не знал бед, но потом… Автомобиль в буквальном смысле стал разваливаться. В течение года в нем сломалось практически все, начиная от дворников и заканчивая трансмиссией. Порой моему знакомому хотелось плакать, порой смеяться от безысходности. Кое-как подлатав машину, он продал ее за копейки парню, который, видимо, клюнул на два слова — «иномарка» и «дешевая».

Но это было тогда, в 2000-х. Китайцам потребовалось около десяти лет, чтобы пройти путь от производства разваливающегося автобарахла до выпуска автомобилей почти корейского уровня. Глядя, какими темпами развивается автопром в Поднебесной, можно предположить, что скоро в списке «обязательных дел» у китайцев вместо копипаста появится: «Догнать и перегнать Японию вместе с Германией в автомобилестроении». А вдруг так и будет? Чур меня!

Фото: autonavigator.ru

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня