Авто / Эволюция авто

Танк на колесах

Вспоминаем лимузин Горбачева и Ельцина

  
33441
Танк на колесах

Кажется, время, когда высшие чиновники, а тем более президент, передвигались по стране на отечественных автомобилях — это далекое и дремучее прошлое. А ведь всего каких-то двадцать лет назад глава государства Борис Ельцин выезжал из Кремля на российском лимузине. То был семиместный ЗиЛ-41052 — важный, строгий и пуленепробиваемый. В условиях, когда от властей все настойчивее звучат призывы к импортозамещению, мы решили вспомнить, что же представлял собой тот президентский автомобиль.

Безусловно, будет наивным полагать, что нынешний лидер в угоду патриотизму и в ущерб своей безопасности откажется от комфортабельного Mersedes’а и затребует «привести в чувство» легковые ЗиЛы 90-х. Тем не менее, те черные лимузины, собиравшиеся вручную на Заводе имени Лихачева, и в наши дни могли бы сберечь жизнь политика.

Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана в 1969 году после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева. Тогда преступник смог открыть огонь из двух пистолетов по лобовому стеклу представительского автомобиля, убив водителя. Впрочем, самого Брежнева в лимузине не было — в машине находились космонавты, направлявшиеся в Кремль на встречу по случаю первой в мире стыковки двух пилотируемых кораблей в космосе.

Сдача на испытания первых бронированных экспериментальных автомобилей планировалась к декабрю 1982 года, однако была отложена в связи со смертью Брежнева. Форсировать события не стали и в последующие несколько лет ЗиЛы проходили различные испытания на прочность. В итоге реализовать поставленные задачи удалось с лихвой: автомобиль выдерживал обстрел стальными пулями из винтовки Драгунова, подрыв гранат на крыше и под бензобаком, который, к слову, самозатягивался. Обеспечить столь мощную степень защиты удалось благодаря советскому ноу-хау — капсульной системе бронирования, позже вызвавшей восторг у иностранных автомобилестроителей.

Если при традиционной схеме серийный автомобиль обваривался броневыми листами, то советские инженеры предложили строить сам автомобиль вокруг бронированной капсулы. Она изготавливалась из бронетанковой стали толщиной до 10 миллиметров. Такая капсула в купе с пуленепробиваемыми стеклами толщиной до 47 миллиметров доводила вес автомобиля до 5 тонн — открывать 200-килограммовую дверь лимузина лидеру государства быстро и изящно могли только хорошо натренированные парни. Водителям же таких машин было необходимо иметь права «грузовой» категории и хорошее здоровье — толстенное лобовое стекло сильно искажало картину и портило зрение.

Позаботились конструкторы и о резине. ЗиЛ-41052 передвигался на шинах «Гранит», которые даже проколотые или простреленные позволяли проехать несколько километров с высокой скоростью. Плюс к этому шасси автомобиля были сконструированы таким образом, что его было невозможно перевернуть. Разгонял броневик двигатель мощностью 315 лошадиных сил, потреблявший как минимум 22 литра бензина на сотню километров. В паре с мотором трудилась трехступенчатая автоматическая коробка передач. Максимальная скорость автомобиля составляла 190 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал 13 секунд. Лимузин оснащался системами антипрослушивания и защиты от радиации, двумя отопителями салона повышенной мощности, кондиционером, аудиосистемой, гидроусилителем руля, электроприводом регулировки наружных зеркал, аппаратом спецсвязи и громкоговорителем.

Что касается салона броневика, то он имел весьма аскетичный вид. Передние сиденья обивались натуральной кожей, задние импортным велюром или плюшем. В отделке дверей, оконных рамок и приборной панели использовались вставки из капа орехового дерева. Два «представительских» места заднего дивана имели электроприводы регулировки угла наклона спинки. Любопытно, но в автомобиле отсутствовала перегородка между салоном и местом водителя. Вместо нее присутствовал лишь низкий бронированный «заборчик», обитый, добротным сукном.

Всего в период с 1985 по 1999 год было произведено около 20 бронированных ЗиЛов. Один из них, собранный в 1997 году для первого президента страны, смогут увидеть жители и гости Екатеринбурга в Центре Б.Н.Ельцина. Хотя лимузин был доставлен в столицу Урала из Москвы еще в конце 2013 года, он до сих пор не экспонируется. Впрочем, в Центре «Свободную прессу» заверили, что автомобиль все-таки в скором времени покажут публике.

В заключение следует отметить, что уже на протяжении нескольких лет на уровне правительства обсуждается вопрос о создании в стране отечественного лимузина. Проект получил название «Кортеж» и в феврале 2015 года оброс некоторыми подробностями. Выяснилось, что автомобили для первых лиц государства — внедорожник, микроавтобус и лимузин — будут серийно собирать на Ульяновском автозаводе, входящем в группу Sollers. Технологическими партнерами станут российский НАМИ, а также Porsche Engineering. Всего на воплощение идеи из госказны выделят 12,4 миллиарда рублей. Президентский лимузин должен быть готов к 2018 году. При этом все машины будут разработаны с учетом того, чтобы появиться в массовой продаже. Их рыночная стоимость, предположительно, будет начинаться от двух миллионов рублей.

Фото: Александр С. Курбатов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня