Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / На колесах
10 июня 2015 08:19

На автомобиле по… Венесуэле

Как оправиться в экзотическое путешествие по ту строну глобуса

3058

Обычный российский потенциальный турист в Венесуэлу никогда не поедет. Туры «ол инклюзив» туда практически не продают, а экономическая и криминогенная обстановка вроде бы отбивает любое желание даже думать о такого рода поездке. А зря.

Классика жанра

У нас всё-таки автомобильная рубрика, а значит, и рассказ будет об автомобильном путешествии. Но для начала вкратце о том, чем привлекательна Венесуэла для «классических» туристов. Прежде всего, это природные и ландшафтные достопримечательности типа самого высокого на Земле водопада Анхель, уникальной дельты реки Ориноко и нереального ослепительно-белого песка пляжей архипелага Лос-Рокес. Ну и плато Рорайма, на котором совершенно инопланетный пейзаж и сохранились в первозданном виде эндемики, более нигде на планете не встречающиеся. Там даже естественную нужду справлять нельзя — отходы жизнедеятельности следует собирать в пакеты и выносить с собой на «большую землю».

Но лично у меня «стандартные» красоты особого интереса не вызывают. Гораздо интереснее — люди, их нравы и взгляды на этот мир. И тут без автомобиля, особенно когда ограничено время, — никак.

Наше путешествие в Венесуэлу случилось совершенно случайно. Сидели мы как-то в интернете и искали дешёвые билеты в какую-нибудь Испанию, Италию или Португалию. И тут на сайте одной крупной немецкой авиакомпании в самом углу экрана замечаем небольшой баннер, который извещает, что до конца распродажи билетов в Южную Америку остаётся 20 минут. Кликаем и попадаем на… 15 000 рублей за перелёт Москва — Каракас — Москва с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. А тут ещё давеча Уго Чавес (царство ему небесное) отменил визы для россиян и белорусов. Решено — летим в Венесуэлу!

Своеобразная реальность

И ближайшие три месяца были посвящены изучению той реальности, в которую мы купили билеты. А реальность оказалась весьма своеобразная. Первое своеобразие — существенная разница между официальным курсом местной валюты (болИвар) к доллару и курсом «чёрного рынка». В 2009 году она была трёхкратной. И возникла первая проблемка — бронировать автомобиль через сайт прокатной конторы по официальному курсу было совершенно невыгодно. А как это сделать дистанционно без задействования кредитной карты?

Второе своеобразие — более 20 000 криминальных убийств в год! Знающие люди говорили, что там реально опасно. Забегая вперёд отмечу, что ничего подобного встречено не было. Наверное, нам не свойственно так притягательное для жуликов виктимное поведение. Ну и волшебная фраза «Yo soy ruso», что означает «Я — русский», сразу меняла отношение венесуэльцев с настороженного (не «гринго», случаем?) на приветливо-восторженное.

А вот с третьим, типично автомобильным своеобразием, пришлось столкнуться на первой же заправке. Мы, конечно же, знали о баснословно низкой здешней цене на бензин. И заранее прикидывали — сколько десятков (!!!) рублей потратим на тысячекилометровый автопробег. Получалось — около пятидесяти. Но первый визит на местную АЗС оказался по-настоящему шокирующим. Моя благоверная ушла в магазинчик за водой. Я стою около колонки и смотрю на скачущие в окошечке колонки цифры. Пистолет отстрелился на сорока с чем-то литрах 95-го бензина, остановив счётчик боливаров на отметке 3,80. И тут к машине подходит супруга с ДВУМЯ литрами воды и говорит: «Четыре боливара содрали за воду, канальи». Я смотрю на эти два литра воды и на только что заправленный ПОЛНЫЙ бак бензина и понимаю, что здесь что-то не так! Полный бак бензина дешевле двух литров обычной воды!!!

Но я опять забегаю вперёд.

Yo soy ruso

Прилетели мы в Каракас в 15:00 по местному времени. И джетлаг (синдром смены часового пояса) вкупе с 10-часовым перелётом уже начал валить с ног. Но нужно было поменять деньги. Алгоритм обмена мы узнали заранее на форуме самостоятельных путешественников — в зале прилёта ищем глазами «деловых», негромко выкрикивающих «комбио де доларез» (обмен долларов) и выбираем наименее сурового менялу.

Меняла ткнул пальцем в табло над одним из официальных обменников (курс 1:2,19) и великодушно на ужасном английском сходу предложил 1:4. Но мы-то не лыком шиты, мы заранее зашли на интернет-ресурс «доллар параллело», отслеживающий «чёрный» курс, и на относительно приличном испанском выпалили: «Seis, amigo., seis» (Шесть, друг., шесть). Меняла быстро смекнул, что попал на шибко грамотных, для проформы безнадёжно пробормотал «Cinco coma cinco» (пять с половиной), но наша решительность, подкрёплённая фразой «Yo soy ruso», была непоколебима. И 200 долларов в закутке за автоматом по продаже «кока-колы» превратились в 1200 боливаров.

На стойке прокатной конторы хмурая и необъятная девушка изобразила подобие улыбки, явно приняв нас за «гринго». Но и здесь волшебная фраза «Yo soy ruso» преобразила девушку радикально. Через переводчик на ноуте она нам объяснила, что с кредитки деньги списывать не будет, а только «прокатает» её на допотопном предшественнике POS-терминала. А по возвращению мы просто отдадим наличные боливары. Ну а если не отдадим, то она спишет с карты по официальному курсу. Спасибо тебе, добрая девушка, ты сэкономила нам, как минимум, две сотни долларов.

После подписания бумаг нам выдали ключи от машины и трогательно закатанную в плёнку потёртую и почти нечитаемую ксерокопию местного свидетельства о регистрации автомобиля. На мой немой и предельно недоумённый вопрос «Это чЁ такое?», королева прокатной конторы немного смущённо ответила, мол, оригинал потеряли давно, а такими копиями дорожная полиция довольствуется так же, как оригиналами. Ну ладно, поверим на слово.

На улице нас ждал сюрприз — вместо заказанной «Фиесты» стоял «Форд Фокус». Что ж, неплохое начало путешествия.

ПДД никто не читал

Поначалу венесуэльские реалии дорожного движения показались сущим адом. Ни одного светофора на многополосных перекрёстках! Как они тут разъезжаются? На самом деле — всё очень просто: нужно следить за водителями на пересекаемой улице и жестами обозначать, мол, проезжай, амиго. Как оказалось, каким-то непостижимым образом этот способ проезда перекрёстков работал всегда и без единого сбоя — ни тебе задержек из-за неуместной взаимной вежливости, ни инцидентов с обратной ситуацией, когда оба ломятся без оглядки. Более того — однажды пришлось выезжать на «аутописту» (автомагистраль) и меня пропускали те, кто ехал по заведомо главной! Когда же мы спросили у местных, мол, а как тут с правилами дорожного движения. Ответ был весёлый — правила вроде есть, но их никто никогда не читал и даже в глаза не видел. Тем не менее, за неделю, проехав по Венесуэле более тысячи километров, мы не видели ни одной аварии!

Дороги в Венесуэле, в целом, хорошие — всё-таки отсутствие отрицательных температур сказывается на сохранности дорожного полотна самым положительным способом. Но главный ужас тамошних дорог — это грузовики, несущиеся под 120−130 км/ч. И ладно это были бы относительно современные грузовики с более-менее нормальной управляемостью. Так нет же — древние и разваливающиеся на ходу американские «братья» нашего 130-го ЗиЛа. При смехотворной цене бензина здесь никто не заморачивается тем, что на этих мощнейших карбюраторных моторах расход топлива на таких скоростях явно переваливает за 50 литров на 100 километров.

На трассе довольно много постов местной ГИБДД. На одном из них нас остановили. Огромный негр в форме сурово потребовал документы, но заламинированная ксерокопия свидетельства о регистрации его вполне удовлетворила. Как и российское водительское удостоверение. А наши краснокожие паспортины и вовсе вызвали у него доброжелательную улыбку. Тем не менее, было очевидно, что этот здоровяк явно не просто так останавливает проезжающие машины, даже если у них всё в порядке с документами. Он что-то долго лопотал на испанском и даже моя неоднократная реплика «No entiendo en español» (не понимаю по-испански) не прерывала его словесный поток. В какой-то момент он понял, что доить нас бесполезно и жестом повелел открыть багажник. Где нами был брошен пакетик с шоколадками, купленный в «дьютике» аэропорта Франкфурта. Судя по его реакции, он именно этот пакетик и искал. Жестами обозначив желание полакомиться сладостями, он схватил этот пакет, достал одну конфетку, которая на жаре превратилась сами понимаете во что, и сладострастно отправил её в рот. После чего позвал весь личный состав поста и начал раздавать остальные конфеты, махнув нам на прощание, мол, валите отсюда. Надеемся, что настоящий швейцарский шоколад венесуэльским гаишникам пришёлся по вкусу.

Мы же не без небольших проблем типа сломавшегося кондиционера доехали до Пуэрто-ла-Круза, где погрузились на паром до острова Маргарита. В местном филиале прокатной конторы нам поменяли машину, а местные русские (да, есть и такие) помогли с арендой апартаментов на Гуакуко-Бич. Песок там на пляжах не такой ослепительно-белый, как на Лос-Рокесах, но Карибское море — волшебное.

Люди тоже волшебные и душевные. Фраза «Yo soy ruso» открывала любые двери и даже делала доступными билеты на обратный паром, хотя до произнесения этой фразы англоязычный кассир паромной конторы уверял, что на ближайшие две недели билетов нет никаких. Были некоторые проблемы, связанные с незнанием испанского языка, но базовые фразы и заранее выученные числительные позволяли общаться почти свободно и без недопонимания.

Правда сейчас там всё гораздо хуже, чем было в 2009-м. Курс боливара к доллару перевалил за 400! В магазинах шаром покати. Но бензин всё так же дёшев, а в кафешках с едой проблем нет. А чудовищный курс боливара позволяет и питаться, и прибарахлиться (если повезёт) за сущие копейки. Ну и с криминалом стало ещё хуже. Но где наша не пропадала!

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня