Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
9 ноября 2015 07:50

Победивший Defender, но не время

Вспоминаем историю УАЗа

29959

За свою долгую жизнь легендарный автомобиль успел примерить и благополучно поменять несколько названий. Звали внедорожник и УАЗ-469, и УАЗ-3151, и вот теперь Hunter. Но сущность авто оставалась неизменной. Поэтому-то внедорожник был одинаково знаком и дедам, и внукам. Но теперь история приближается к финалу: в текущем году УАЗ отправится с конвейера на заслуженный отдых. Точно так же, как и его чуть ли не главный соперник — английский Defender.

Почти по Дарвину

По теории эволюции Дарвина, все живое вышло из воды. Практически то же самое произошло с УАЗом, ведь начало он берет от автомобиля-амфибии. В 1956 году перед Ульяновским заводом была поставлена задача — соорудить джип, который умел бы плавать. На мощностях предприятия в то время выпускались две модели — ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Так что нужно было найти место и для новой модели.

По приказу сверху, советский автомобиль, кроме навыков лодки, должен был отличаться выдающимся дорожным просветом в 400 мм (специально, чтобы без проблем проезжать по танковой колее), независимой подвеской и грузоподъемностью в 800 килограммов (7 человек).

Началась трудоемкая, кропотливая работа. И пока инженеры «шаманили», военные выдвинули новое требование — автомобиль должен был оснащаться безоткатным орудием. В общем, он должен был стать достойным ответом американской военной легкой технике. Правда, в США «пушками» оснащались лишь сухопутные авто, а не амфибии, но военные хотели переплюнуть заокеанских соперников.

Но возникла сразу проблема. Советский автомобиль отличался заднемоторной компоновкой. Это значит, что пороховые газы от орудия шли бы точно в моторный отсек. Словом, все нужно было начинать с нуля, и перемещать двигатель вперед. Собственно, благодаря такому повороту сюжета, инженеры и смогли создать тот самый внедорожник, которому суждено будет стать легендой.

Читайте также

Когда была утверждено решение о переносе мотора, военные неожиданно отказались от плавучих способностей авто. А следом передумали и насчет орудия. В итоге оказалось, что им нужен просто настоящий внедорожник с высоким дорожным просветом и отличной проходимостью.

Инженеры и конструкторы не стали изобретать велосипед, а подкорректировали уже имеющиеся наработки. В 1960 году они представили представителям Минобороны два прототипа. Первый (УАЗ-460) отличался ходовой частью от «Буханки», и имел зависимую подвеску. А второй (УАЗ-470) мог похвастаться независимой торсионной подвеской, которую получил в «наследство» от амфибии.

Первый образец верхи не устроил, поскольку он, по факту, был сильно схож с ГАЗ-69. А вот второй вариант вполне имел право на жизнь. Больше всего военных впечатлили его внедорожные способности.

Но снова все пошло не так гладко. Большой дорожный просвет, который так жаждали представители армии, был «в наличии» только в том случае, когда автомобиль находился в незагруженном состоянии. Стоило сесть в машину пассажирам, как кузов моментально проседал. Но главное, под независимую подвеску и новую трансмиссию нужно было выделять целое отдельное производство. Как раз заниматься финансированием этого военные категорически не желали.

Чуть позже выяснилось, что и просвет в 400 мм — это слишком много. Внедорожник получал слишком высокий центр тяжести, а значит, имел склонность к опрокидыванию. Поэтому конструкторы высчитали, что идеальным вариантом будет 320 мм клиренса. И в Минобороны СССР с этим согласились.

Долгий путь на конвейер

Та внешность, которую все знают, появилась у автомобиля в 1961 году. В том же году внедорожник вывезли на выставку, которая прошла на ВДНХ. УАЗ (правда, он все еще обладал исходным индексом 460) был раскрашен двумя цветами — оранжевым и белым. Выглядело это эффектно и броско.

А затем началась утомительная череда сравнительных испытаний с аналогичными автомобилями из других стран. Внедорожники «шатались» по Средней Азии, Памиру, Каспию и побережью Волги. Заглядывали они и на танковый полигон НИИИ-21.

И УАЗ уложил на лопатки всех конкурентов. Не пожалел даже Land Rover Defender. Там, где «англичанин» «тонул», советский внедорожник, хоть медленно, но шел к своей цели. Интересно, что фанаты «Дефа» утверждают, что все было с точностью до наоборот.

Только спустя десять лет с момента испытаний (1971) были собраны первые предсерийные автомобили. А серийные внедорожники, оснащенные безредукторными мостами, появились еще спустя год. В 1973 появился автомобиль с уже колесными редукторами. Внедорожник быстро стал популярным. Его по достоинству оценили и в армии, и в колхозах.

Время шло, и настал момент, когда машина потребовала модернизации. Сначала появилась вариация с цельнометаллической крышей, затем появился новый мотор мощностью 80 «лошадок». Правда, предназначался он только для армейских нужд. Но вскоре этот силовой агрегат заменили на более мощный (90 л.с.), и стали укомплектовывать им все «уазики». Параллельно с этим конструкторы «поколдовали» и над подвеской, сделав ее более мягкой. Появилась новая 5-ступенчатая коробка, а «раздатка» стала мелкомодульной и менее шумной.

Проводы на пенсию

Вплоть до развала Советского Союза инженеры занимались модернизацией внедорожника. А после, уже в начале 1990-х, переключились на новый проект — УАЗ-3160 «Симбир». Но он так и не смог снискать народной любви. Ну, а затем появился «Патриот».

В 2003 году всем привычный УАЗ примерил новое название — Hunter, избавившись от цифирного индекса. Смена имени не привела к какому-то глобальному изменению в автомобиле. Это был все тот же «козлик».

Читайте также

Теперь этот автомобиль готовится к отдыху. И причин тому несколько. Во-первых, он серьезно устарел. Во-вторых, народ предпочитает более свежий Patriot. В-третьих, Hunter перестал соответствовать современным требованиям безопасности. Ну а в-четвертых, сам конвейер сильно износился, и требует срочной замены. Ведь из-за этого качество сборки авто оставляет желать лучшего. Но никто ничего менять не будет, потому что это слишком дорого.

Словом, УАЗ прожил интересную и насыщенную жизнь. Но все же жаль, что легендарные авто постепенно перекочевывают в разряд «пенсионеров».

Последние новости
Цитаты
Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня