Автомобильный бизнес похож на бурлящую реку. Чтобы остаться на плаву, нужно быть на одном уровне с конкурентами, а чтобы стать лидером — опережать их на шаг-другой. Далеко не у всех автопроизводителей это получается, и тогда игра для них заканчивается банкротством. Мы вспомнили американские автомобильные бренды, которые прекратили существование в последние годы.
Plymouth
Это классический американский бренд: свою историю он ведет с 1928 года. Автомобили, сходящие с его конвейера, оснащались 4-цилиндровыми моторами и составляли конкуренцию Ford и Chevrolet.
Хотя «Плимуты» стоили немного дороже, зато предлагали более «продвинутую» техническую начинку. Например, гидравлические тормоза, тогда как у конкурентов были механические.
Одно время Plymouth стал почти на равных конкурировать с «народными» американскими марками. А главный успех пришелся на времена Великой депрессии, когда среднестатистическому жителю США нужен был надежный автомобиль за адекватные деньги.
Но вскоре после взлета бренд начал угасать. Модели GTX, Roadrunner и Barracuda, на которые делало ставку его руководство, не смогли кардинально изменить ситуацию. Не справились со своей миссией и минивэн Voyager, и родстер Prowler: в 2001 году концерн все-таки обанкротился.
Oldsmobile
Компания Oldsmobile была основана на заре автомобильной промышленности — в 1897 году — Рэнсоном Эли Олдсом. И поначалу дела у концерна шли очень неплохо. В производстве массовых автомобилей Олдсу удалось опередить самого Генри Форда. Например, именно на машинах фирмы Oldsmobile впервые в истории стали массово устанавливать автоматические коробки передач. Да и вообще, концерн много чего сделал для успешного развития автомобильной промышленности в целом, заставив конкурентов равняться на себя.
В начале XX века концерн вышел на топовый уровень благодаря модели Limited Touring. Шика ей придавали 42-дюймовые колеса с белой резной, а также салон, отделанный козлиной кожей. За отдельную доплату можно было «прокачать» авто спидометром, часами и цельным лобовым стеклом. Приводила в движение эту «самобеглую коляску» рядная «шестерка» с рабочим объемом 11,58 литров. Стоил автомобиль в «базе» бешеных по тем временам денег — около 5 тысяч долларов.
Модель производили три года, и за это время было продано немногим более 700 авто. Зато именно Limited Touring выиграл гонку у поезда «20th Century Limited».
В 1980-х Oldsmobile достиг пика своей популярности, после чего начался резкий спад. Несмотря на усилия, спасти концерн так и не удалось: в 2004 году Oldsmobile прекратил существование.
Pontiac
Это еще один известный представитель звездно-полосатого берега.
В 1899 году фирма была основана для производства конных экипажей. На автомобили ее переориентировали в 1926 году, когда она стала самостоятельным подразделением General Motors.
В 60-х годах минувшего столетия «Понтиак» достиг вершины своей популярности. Именно тогда появились на свет легендарные модели GTO и Bonneville. После чего начался хотя и медленный, но уверенный регресс.
Несколько провальных моделей (Sunfire, Trans Sport и Aztek) ускорили агонию. Продажи падали год от года. А мировой экономический кризис 2008 года добил концерн. В 2009 году GM официально объявил о прекращение выпуска Pontiac, и с конвейера сошел последний авто — седан G6.
Saturn
«Лебединая песня» Saturn, принадлежавшего компании GM, продлилась всего двадцать пять лет.
GM создала этот бренд для борьбы с японскими компаниями, которые в 1980-х начали активно покорять американский рынок. И чтобы затея удалась, «Сатурны» делали бюджетными, без каких-либо намеков на комфорт.
Поначалу среднестатистический американец, движимый патриотизмом, клюнул на эту удочку. Но, распробовав не самую удачную и продуманную линейку автомобилей, начал массово пересаживаться на другие машины. В том числе, на японские.
Итог — в 2010 году Saturn прекратил свое существование.
Hummer
В 1992 году военная модель внедорожника «Хамви» получила жизнь на «гражданке». Ей дали имя Hummer H1, и отправили покорять города и веси. А занялась производством гражданской версии автомобиля компания General Motors. Интересно, что армейский и городской вездеходы друг друга практически не отличались.
Большой, солидный и внушительный «проходимец» очень хорошо продавался. Но потом начался спад. Мода на «крутые» внедорожники прошла, и Hummer оказался на обочине автомобильного мира.
Не изменили ситуацию и последующие модели H2 и H3 — в 2010 году Hummer прекратил свое существование.
Mercury
Еще один «американец», который не удержался на плаву в 2000-х. Компанию основали в 1939 году с определенной целью — она должна была занять ценовую нишу между «народными» «Фордами» и роскошными «Линкольнами».
Соответственно, главными конкурентами Mercury стали Buick и Chrysler. И сначала казалось, что замысел удался. Но постепенно бренд становился убыточным. В конце концов, руководство Ford, которому принадлежала марка, приняло решение прекратить ее выпуск. Произошло это в 2010 году, а последний автомобиль под брендом Mercury сошел с конвейера в 2011 году.
Eagle
История американской компании Eagle — детища Chrysler — получилась совсем короткой, и уместилась в промежуток 1988−1999 годы.
Как представляется сегодня, бренд был изначально обречен на провал, поскольку бился за долю на рынке с европейскими и японскими машинами, так сказать, не тем оружием. Дело в том, что под шильдиком Eagle скрывались клоны его главных конкурентов. Однако покупатели быстро сообразили, что лучше брать оригинальные авто, нежели подделку.