Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
6 апреля 2016 08:36

Спорткары довоенного СССР

Вспоминаем историю отечественного автоспорта

4334

Отечественный автоспорт ведет историю с дореволюционных гонок. Достаточно сказать, что Гран-при в Санкт-Петербурге состоялись еще в 1914 году. Но именно в довоенный советский период в эту историю были вписаны весьма яркие страницы.

Как все начиналось

Первый русский автомобиль, «заточенный» под гонки, появился во времена Российской империи. «Руссо-Балт» на базе серийного С24/30 создал спортивную версию С24/55. Сделано это было по заказу и при непосредственном участии легендарной личности — Андрея Платоновича Нагеля. Он был автогонщиком, мотогонщиком, а также одним из первых в нашей стране автожурналистом — издавал журналы «Спорт», «Автомобиль», «Аэро и автомобильная жизнь».

Базовый мотор С24/30 увеличили до 4,9-литра, а также впервые в автомобильной истории использовали алюминиевые поршни. В итоге мощность мотора возросла до 55 «лошадок». Модернизация затронула и трансмиссию — благодаря замене шестерней удалось понизить передаточные числа. Плюс вместо цепной передачи на заднюю ось использовали вал с карданным шарниром. Для того времени это был настоящий прорыв.

На С24/55 в 1912 году Андрей Нагель поучаствовал в Ралли Монте-Карло. Из 83 гонщиков ему удалось занять девятое место в общем зачете. Этот успех не остался незамеченным — Николай II лично вручил Нагелю орден святой Анны III степени.

Первый российский спортивный автомобиль после этого «засветился» на еще нескольких гонках. В 1913 году машина пережила рестайлинг, получив прозвище «Русский огурец» (за форму кузова и цвет).

Дальнейшему развитию автоспорта в России помещала сначала Первая мировая война, а затем революция и Гражданская война. Стране почти на два десятка лет стало не до гонок. Следующий этап начался уже в 1930 годах.

НАТИ-2 родстер

Первый в истории Советского Союза спортивный автомобиль был создан в 1932 году. В Научном автотракторном институте (НАТИ) собрали шесть опытных машин, получивших название НАТИ-2. Их оснастили 1,2-литровыми моторами, выдающими 22 «лошадки». Максимальная скорость автомобилей составляла 75 км/ч.

Вообще, этот автомобиль создавался как малолитражка, без претензий на что-то большое. Но одна из вариаций — двухместная в кузове родстер — вполне подошла бы в качестве базы для полноценного спорткара.

При создании родстера конструкторы применили несколько прогрессивных решений. Например, заднюю подвеску сделали независимой, а сам авто «поставили» на хребтовую раму. Но, несмотря на это, родстеру «зеленый свет» не дали. Особая комиссия посчитала его слишком буржуазным.

ГАЗ-А-Спорт

Спустя пять лет руководство страны осознало, что лучше всего на подготовке военных водителей и танковых механиков сказываются занятия в автоспортивных клубах. Поэтому отношение к гоночным машинам изменилось: советских граждан буквально призывали учиться вождению и участвовать в гонках. Тогда же в стране стали появляться первые спортивные машины, созданные любителями техники.

Например, в Ленинграде появился на свет ГАЗ-А-Спорт. Его сконструировал водитель Ленсовета Антон Гирель, взяв за основу серийный ГАЗ-А. Гирель оснастил свое детище «растянутой» колесной базой и обтекаемым кузовом. 4-цилиндровый мотор объемом 3,2-литра он форсировал до 55 «лошадок».

ГАЗ-А-Спорт смог разогнаться до 129 км/ч, что оказалось рекордной скоростью для Советского Союза.

ГАЗ-ЦАКС

В том же 1937 году, но уже в московском Центральном автомобильном клубе спорта (ЦАКС), сделали собственный спортивный автомобиль. К процессу подошли основательно. ГАЗ-А подвергся переработке, затронувшей большую часть узлов. Сначала «прокачали» раму, затем на все колеса поставили гидравлические амортизаторы, а открытый деревянный кузов «спрятали» под листами металла. Модернизировали и 3,2-литровый мотор. Его оснастили алюминиевой головкой блока и повысили степень сжатия, что привело к увеличению мощности до 60 «лошадок». А «максималка» приближалась к отметке в 130 км/ч.

Правда, не обошлось без промашек. На высоких оборотах мотор «кашлял» и работал с перебоями — словом, требовал доведения до ума. Но не сложилось. В 1937 году инженера Владимира Ципулина, возглавлявшего работы над ГАЗ-ЦАКС арестовали, и вскоре этого выдающегося конструктора не стало. Проект его спортивного автомобиля был свернут.

ЗИС-101А-Спорт

В 1939 году впервые со времен «Русс-Балта» С24/55 в стране появился полноценный спортивный автомобиль. Что важно, ЗИСа-101А-Спорт был создан не силами любителей, а командой профессионалов главного в то время автозавода Советского Союза.

Правда, первоначально над автомобилем работали молодые энтузиасты, трудившиеся в экспериментальном конструкторском бюро завода. Руководство предприятия к этому проекту относилось без симпатии. Переделать солидный лимузин ЗИС-101 в спорткар? Глупости!

Но все резко изменилось, когда информация о спортивной машине просочилась в прессу: в «Комсомольской правде» вышла заметка на эту тему. И тут руководство ЗИСа не растерялось — выпуск спортивного автомобиля было решено приурочить к 20-летию Ленинского комсомола.

Автомобиль получился по-настоящему прорывным. Один только облик вызывал восхищение — статный, ладный, с двухместным кузовом. А прозвище «Советский Бентли», которое получил спорткар, живо до сих пор.

Под капотом находился мотор от ЗИС-101. Его объем увеличили до 6-литров, и выдавал он впечатляющие 141 л.с. (162 км/ч). Подвеску оснастили стабилизаторами поперечной устойчивости, а тормоза — вакуумным усилителем.

ЗИС-101А-Спорт одобрил лично Сталин, но… началась Великая Отечественная война. Стране снова стало не до автоспорта.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня