Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
15 апреля 2016 08:05

БезVINные проблемы

Как небольшая авария может «списать» автомобиль

11281

Идентификационный номер (VIN) мы вспоминаем редко — в основном, когда ставим автомобиль на учет. Он выгравирован на одном или нескольких кузовных элементах, и проблемы начинаются, если в результате аварии соответствующая деталь была повреждена или заменена вовсе.

VIN на учете

Расположение VIN не регламентировано, поэтому, например, у Citroen C4 он находится в районе правого переднего крыла, а у Land Rover Freelander за нишей для запасного колеса. Дубликат VINа, как правило, есть в специальном окошечке у основания лобового стекла, а также на приклепанных к кузову табличках.

Повреждение любого из «винов» и ремонт элементов, на которых они выгравированы, создает серьезные проблемы при попытках снять или поставить автомобиль на учет.

Основанием является один из пунктов регламента МВД по регистрации авто, который гласит, что регистрация не осуществляется при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки.

Владельца также могут задержать или вызвать к дознавателю для проверки причастности к угону, а сам автомобиль арестовать и подвергнуть принудительной экспертизе. Даже если правда на стороне водителя, согласно приказу МВД от 24.11.2008 № 1001 до окончания разбирательств никаких регистрационных действий с автомобилем проводиться не будет, так что повреждение VIN грозит как минимум волокитой.

Важно иметь в виду, что помимо причастности к угонам владелец может быть обвинен в умышленном уничтожении VIN, за что по статье 326 УК РФ предусмотрены невеселые перспективы вплоть до лишения свободы.

Можно ли восстановить VIN?

Официальной процедуры восстановления VIN нет — он наносится однократно автопроизводителем, и никакие коммерческие или госструктуры не наделены правом гравировать маркировку.

Однако именно наличие VIN является основанием для идентификации транспортного средства, поэтому позицию МВД отчасти можно понять: явные следы изменения VIN или его отсутствие как минимум говорят о необходимости дальнейших проверок. При уничтожении единственного VIN, который был выгравирован на кузове, возникает вопрос идентификации автомобиля как такового, поскольку остальные «вины» (например, на приклепанных к кузову табличках) проще подделать.

При этом нет и четкой пошаговой процедуры, которая позволила бы порядочному владельцу доказать некриминальное прошлое автомобиля. Как правило из-за перестраховки такую машину начинают «волокитить», и доказать свою правду нередко удается лишь после энергичного стука во все двери, от СМИ до прокуратуры.

По сути, все, что требуется владельцу — это добиться указания в особых отметках ПТС информации о легальных причинах повреждения или уничтожения VIN.

Можно ли ездить на автомобиле с поврежденным VIN?

Проверка VIN на дороге, особенно для неугоняемых моделей, — явление нечастое, однако если инспектор все же обнаружит изменения, водителя ждет задержание и разбирательство. Кроме того, такой автомобиль не удастся продать. Проверку VIN иногда осуществляют и другие структуры, например, страховые компании, так что автомобиль с поврежденным VIN — это мина замедленного действия.

Можно продать автомобиль по запчастям, правда, для снятия с учета все равно придется доказывать его некриминальное прошлое.

Что делать, если VIN был поврежден?

Если элемент, на который нанесен VIN, подлежит восстановлению, а сам номер не задет, то приоритетный вариант — аккуратный ремонт. Автомастерские порой не придают этому обстоятельству значения, поэтому владельцу нужно как минимум проконтролировать, чтобы при ремонте воздействия на элемент с VIN было целесообразным.

Если элемент поврежден сильно, необходимо собирать все документы, имеющие отношение к делу: справку о ДТП, заказ-наряды на ремонт и т. д. Кроме того, необходимо сохранять оригинал элемента с VIN, если он был демонтирован. Когда автомобиль застрахован по КАСКО, страховые компании иногда идут навстречу клиенту и признают гибель автомобиля, распродавая остатки и компенсируя владельцу оставшуюся часть суммы. Впрочем, совсем не факт, что страховая возьмет на себя подобные хлопоты без инициативы владельца.

Автомобиль, скорее всего, придется подвергнуть криминалистической экспертизе и получить справку, что повреждения VIN не связаны с криминальными помыслами. Последнее важно как минимум для того, чтобы не стать фигурантом уголовного дела.

После этого с полным комплектом документов необходимо обратиться в МРЭО, хотя есть большая вероятность, что с первого захода поставить машину на учет не удастся. Следующим шагом может стать, например, обращение в главное управление МВД ОБДД и другие инстанции. После ряда недавних скандалов, МРЭО в целом стали меньше перестраховываться, однако волна изменений дошла отнюдь не до всех подразделений.

К сожалению, универсальных рецептов нет: так, в некоторых регионах есть прецеденты, когда машину даже без явных повреждений VIN, однако относящуюся к угоняемым, отказываются ставить на учет и вовлекают владельца в муторные разбирательства якобы из-за подозрений в ее криминальном прошлом. Что уж говорить про автомобили, имеющие признаки повреждения номера.

Поэтому лучше всего не попадать в ДТП, которые приводят к уничтожению VIN. Да и вообще не попадать в ДТП.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня