Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
24 июня 2016 09:05

«Иностранцы» в армии России

Почему российские военные предпочитают «иномарки»?

24761

В России иностранная техника пользуются популярностью не только у гражданского населения, но и у военных. Только «стальные кони» в армии особенные.

Белорусский легион

Главным поставщиком иномарок для российской армии является Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). А одним из наиболее популярных «продуктов» — полноприводное колесное шасси под индексом 8021. Предназначено оно для транспортировки ракетных комплексов, вес которых не превышает 20 тонн.

Вообще, шасси 8021 имеет в длину около 11 метров, а дорожный просвет составляет более 30 сантиметров. Приводит в действие эту махину 400-сильный дизельный мотор ЯМЗ-75771.10, работающий в паре с 6-ступенчатой трансмиссией Allison HD4560P. Максимальная скорость тягача составляет около 60 км/ч, а аппетит — свыше 70 литров на «сотню».

Разработка, а затем и испытания полноприводного тягача стартовали в «нулевых» годах. После их успешного завершения шасси отправилось в Россию, где 8021 стали использовать в качестве транспортера для систем ПВО «Печора-2М».

Интересно, что «Печора» является реинкарнацией советской системы ЗРК С-125. Именно из С-125 был сбита американская «невидимка» F-117 во время конфликта в еще тогда существовавшей Югославии. Но от своего «дедушки» современная «Печора-2М» отличается, конечно, сильно. Главное — существенная разница в боевом потенциале.

Белорусское детище представлено в двух вариантах, различающихся колесной формулой: 4×4 и 6×6. В первом случае тягач служит для размещения на нем командного поста управления. Во втором — для непосредственного транспортирования самой пусковой установки.

Еще один боец МЗКТ — тягач с индексом 79221. Вот он — настоящий монстр, длинной под 23 метра, способный уместить на себе ракетные комплексы мощностью по три сотни килотонн… В общем, не зря махина считается флагманом предприятия. В распоряжении тягача находится могучий турбированный дизельный мотор, выдающий около 800 «лошадок». Компанию ему составляет своеобразная 4-ступенчатая гидромеханическая коробка, «прокаченная» автоматическим режимом. То есть, вручную включаются первые две передачи и только потом за дело берется «автомат». Аппетит у махины, понятное дело, солидный — 240 литров на 100 километров.

Работать над тягачом стали в середине 1990-х, а уже в 2000-м с конвейера «спрыгнули» первые тяжеловесы.

Особенность тягача 79221 в том, что у него целых 8 осей. Первые колеса и последние — управляемые. Это сделано, чтобы уменьшить радиус разворота (до 18 метров), а также для улучшения маневренности.

Это белорусское колесное шасси в нашей стране используют для перемещения ракетных комплексов «Тополь-М» и его вариации — «Ярса».

Третий представитель белорусских тягачей в России — 9-метровый 69221. Он в своем распоряжении имеет 8-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-7513.10, выдающий более 400 «лошадок». Расход топлива составляет около 70 литров солярки на 100 километров пробега.

Это колесное шасси на данный момент является одной из последних разработок белорусского предприятия. Причем, к его созданию наши соседи подошли серьезно, постаравшись сделать тягач как можно более современным. Поэтому кузов у машины несущий, подвеска гидропневматическая и независимая, а трансмиссия — гидромеханическая и автоматическая.

Подразумевалось, что тягач станет достойной заменой ветерану ГМ-5955 — гусеничному транспортеру. Так и получилось. 69221-й ничем не уступает старому бойцу — преодолевает брод глубиной до 1,2 метра, тянет 12 тонн и развивает скорость до 80 км/ч.

В России эти тягачи стали базой для зенитно-ракетных комплексов «Бук», ЗРС «ТОР-М2», а также их модификаций. Пригодно шасси и для «Стилета» — РК малой дальности.

Шведский привет

Некоторое время назад выяснилось, что российская военная техника нуждается в современном и «продвинутом» дозаправщике. И российское Минобороны нашло такого среди варягов. Шведов, если быть точным. Скандинавский топливозаправочный комплекс, сооруженный на шасси Volvo FMX400 6×6, оказался наиболее выгодным вариантом. Мало того, что дозаправщик может комплектоваться моторами на выбор, он еще способен обслуживать одновременно до 10 боевых машин.

К слову о моторах — их четыре и все они дизельные. В зависимости от варианта, мощность «Вольво» варьируется от 330 «лошадок» до 500. Соответственно, разный и аппетит — от 50 до 140 литров на «сотню».

Выбрать можно и коробку передач: обычная «механика», гидромеханический «автомат» Powertronic или автоматизированный I-shift.

Ну а сборку дозаправщиков осуществляют в Калуге. Так что «шведа» можно считать частично «обрусевшим».

IVECO LMV — «Рысь»

Зачем в 2013 году Минобороны решилось на закупку «Рысей» (такое имя дали этим машинам в России) при наличии своих «Тигров» — вопрос открытый. Заметим, что отечественный бронемобиль ни в чем не уступал «итальянцу», но был в несколько раз дешевле.

На деле, итальянская «Рысь» — это самый обыкновенный армейский бронемобиль с дизелем о 185 л.с. (с ним в паре идет 6-ступенчатый «автомат»), который может нести на себе пулемет и пересекать брод глубиной менее метра. Кроме того, он способен преодолевать стены до 0,5 метра в высоту. «Тигр» все это тоже умеет. Единственный момент, в котором «итальянец» заметно лучше — это удобство и комфортабельность салона.

В итоге, хотя «итальянец» несет военную службу в 11 странах Европы, в том числе в Великобритании, Австрии и Норвегии, в России ему быстро прищемили хвост. Хотя изначально планы были наполеоновские — закупить партию в 1775 боевых машин. Но поставки быстро прекратились, и сегодня точное количество «Рысей» в России не известно.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня