Зимой мы сталкиваемся с дилеммой: мыть в оттепель бессмысленно, мыть в мороз рискованно. На деле, содержать кузов в относительной чистоте можно и в холода, хотя процедура оказывается более хлопотной, чем летом.
Термический шок
Один из рисков зимней мойки — резкий перепад температур между атмосферным воздухом и моечной водой. Если кузов хорошенько проморожен, соприкосновение с водой вызовет термическое напряжение в слое эмали и грунта, что, теоретически, может привести к растрескиванию.
Преувеличивать это явление не стоит, поскольку в целом автомобильные эмали имеют определенный запас прочности к термическим шокам, причем в тестовых процедурах зачастую используют в разы большие перепады температур, чем, скажем, -30 и +10 градусов.
Однако при частых мойках «усталость» лакокрасочного покрытия может накапливаться и приводить к растрескиваниям.
Соответственно, если планируете ездить на автомобиле долго, не мойте его зимой чересчур фанатично, и по возможности давайте отстоятся перед водными процедурами в боксе автомойки. И конечно, избегайте мыть автомобиль при арктической погоде.
Единичные зимние мойки большого вреда лакокрасочному покрытию не нанесут.
Не дай ему замерзнуть
Неопытные «мойщики» наутро порой обнаруживают, что двери автомобиля напрочь замерзли, а попытки силового вскрытия оборачиваются риском сломать дверные ручки.
Этой проблемы легче избежать, чем ее устранять. Один из способов — обработать уплотнители дверей (хотя бы водительской) и замки специальным водоотталкивающим составом. Для уплотнителей используют также силиконовые смазки.
Даже если вы попросили мойщиков тщательно продуть замки и дверные проемы, влага после мойки останется все равно. Поэтому крайне желательно не бросать автомобиль сразу на стоянку, а наоборот поездить на нем, включив на полную вентиляцию салона и приоткрыв окна. Перед этим можно также открыть все двери, багажник и лючок бака, удалив тряпкой видимые следы влаги и конденсата.
К слову, морозный воздух очень сухой (почти вся влага лежит кругом в виде снега), поэтому естественная вентиляция салона — хороший способ просушить его. Заодно это позволит избежать обмерзания стекол изнутри.
Не забудьте, кстати, про лючок бензобака: его после мойки лучше открыть и насухо протереть, повторив процедуру перед постановкой на стоянку.
Примерзнуть могут и тормоза, поэтому во время «выгула» автомобиля нужно пользоваться ими почаще, а в первую ночь по возможности не ставить на стояночный тормоз.
Если двери примерзли
Для начала надо понять, что именно примерзло — уплотнители или замок. Если сработал центральный замок (слышно по звуку) или ключ легко повернулся в личинке, но дверь «не идет», значит, примерзли уплотнители. При замерзших личинках замков бывает, что ключ либо не вставляется, либо не поворачивается.
Примерзшие уплотнители можно попытаться «расшатать» аккуратными постукиваниями по краю двери и легкими рывками в обе стороны: если примерзание не фатальное, ледовая пленка разрушится механически. При наличии электричества можно отогреть дверь феном, либо налить в пластиковую бутылку теплой воды и приложить к «больному месту». Лить воду непосредственно на дверь чревато еще более сильным замерзанием в будущем. Но помните, что контакт с горячей бутылкой не шибко полезен для лакокрасочного покрытия.
Разморозить замки нередко удается, нагрев лезвие ключа зажигалкой. Но более цивилизованным способом считается использование специальных спреев-размораживателей, которые продаются во всех автомобильных магазинах.
Если не открывается водительская дверь, попробуйте остальные, включая пятую (у хетчей и универсалов). Попав в салон, удается либо «выдавить» проблемную дверь, либо оттаять ее, прогрев автомобиль.
К слову, у некоторых современных машин нет видимых личинок замков, но если в экстренной ситуации вам нужно воспользоваться обычным ключом, личинку вы найдете за пластиковой крышкой на неподвижной части дверной ручки. При этом сам ключ, как правило, вставлен в брелок и вытаскивается из него, если освободить фиксатор.