Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
6 марта 2017 08:08

От Ford-AA до «ГАЗон Next»

Горьковскому автомобильному заводу — 85 лет

5543

Заводской гудок на предприятии прозвучал 1 января 1932 года: первая смена приступила к работе. Меньше месяца потребовалось, чтобы с конвейера завода сошел первый автомобиль. И носил он довольно странное, на нынешний взгляд, название — НАЗ-АА.

Начало. Ford-AA

Название «НАЗ» появилось из-за того, что город в то время именовался Нижним Новгородом. Соответственно и предприятие стало Нижегородским автомобильным заводом. Но уже в том же 1932 году город переименовали в Горький (до 1990 года, после чего ему вернули историческое название) — и название завода также поменялось.

Первый НАЗ, по сути, был полной копией — причем, лицензионной, — Ford-AA. От «американца» ему достался и буквенный индекс модели. Интересно вот еще что. Во-первых, сам конвейер находился не в Нижнем, а в соседнем городке Канавин (сейчас — район Нижнего), в цеху завода «Красный гудок». Во-вторых, первые автомобили, причем из американских запчастей, начали там собирать еще в 1930 году. В-третьих, инженерный цех начал формироваться еще на год раньше. Так что в начале 1930-х технический отдел состоял из конструкторского бюро моторов, шасси и кузовов. Дополняли его специальная мастерская, бюро переводов, техническая библиотека, светокопировальный кабинет и экспериментальная лаборатория.

Читайте также

К середине осени 1932 года предприятие выпускало по 60 грузовиков ГАЗ-АА ежедневно. В это же время к ним добавилась и первая легковая модель — ГАЗ-А. Она была копией Ford Model A. Правда, отличия все же имелись. Например, упрощенная облицовка радиатора. Интересно, что силовой агрегат легковушки был унифицирован с мотором грузовика.

Обе этих машины для своего времени были вполне надежными и даже современными. По сути, именно с них начал свое развитие отечественный автопром: в период с 1930 по 1940-й на базе этих транспортных средств было создано немало машин. Вспомнить хотя бы автобус ГАЗ-03−30 и пикап ГАЗ-4. А «полуторка» (ГАЗ-АА) и вовсе стала легендарным автомобилем во время Второй Мировой войны.

В своем исходном варианте грузовик выпускался до 1938 года. После чего его «прокачали» новым силовым агрегатом и окрестили ГАЗ-ММ. С горьковского конвейера этот автомобиль сходил вплоть до 1946 года. А на ульяновском продержался на 3 года дольше. За это время грузовик разошелся по стране громадным тиражом — около миллиона экземпляров. Благодаря ремонтопригодности ГАЗ-ММ встречался на дорогах СССР чуть ли ни до начала 1970-х.

Легковой же «Ашке» стать по-настоящему массовой не удалось. Ее производство свернули в 1936 году, собрав в общей сложности чуть менее 42 тысяч машин. «Подножку» ГАЗ-А подставила модель ГАЗ-М-1, созданная из Ford Model B. Несмотря на то, что она считалась полноценной лицензионной копией, советские инженеры ее доработали, благодаря чему надежность и проходимость были существенно улучшены.

В 1942 году «Эмку» сняли с производства, выпустив около 62 тысяч автомобилей. Причем с конвейера сходили не только седаны, но и фаэтоны, и даже пикапы.

Война подтолкнула советских конструкторов к созданию полноценной линейки «особых» автомобилей. Началось все с полноприводного ГАЗ-61. Затем появились: ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-69.

Кстати, именно «шестьдесят девятый», появившийся в 1952 году, вдохнул жизнь в послевоенный Ульяновский автомобильный завод. Благодаря этой модели предприятие сумело в кратчайшие сроки стать главным по созданию внедорожников.

Что касается военных лет, на них пришлась разработка специальной бронетехники на «тележке» ГАЗ. Например, БА-20 и БА-64.

Золотая эпоха

В послевоенные годы у предприятия случился настоящий прорыв. С конвейера начали сходить легендарные ГАЗ-М20 «Победы», грузовики ГАЗ-51. «Пятьдесят первый» вообще заложил фундамент под «грузовое» будущее завода, и позволил появиться трем моделям — ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-53А. В модельном ряду предприятия появились и полноприводные модели — «шестьдесят третья» и «шестьдесят шестая». Был еще и представительский ГАЗ-12, который, правда, до 1957 года назывался ЗИМ. Любопытно, что теоретически его мог купить любой советский гражданин, у которого имелось… 40 тысяч рублей (против 16 тысяч за ГАЗ-М20 в масштабах цен 1947 года).

Спустя время ГАЗ-12 эволюционировал в две вариации «Чайки»: ГАЗ-13 и ГАЗ-14.

В середине 1950-х Горьковский автозавод, что называется, «выдал» автомобиль, который без преувеличения стал символом нагрянувших перемен в стране. Речь идет о ГАЗ-21 «Волга», которая заменила на боевом посту «Победу». Этот автомобиль стал настоящим советским бестселлером — более 600 тысяч выпущенных экземпляров яркое тому подтверждение.

Успех решили развить. Так появился ГАЗ-24, которого в народе окрестили «баржа». Именно база «двадцать четвертой» легла в основу последующих моделей: ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110. А еще ГАЗ-24 переделывали в автомобили для милиции и «догонялки» для чекистов.

Закат легковой эпохи

Тем временем настали 1990-е. Предприятие лихорадило. Это не могло не сказаться на автомобилях. Особенно сильно досталось легковушкам. Нащупать новую платформу, чтобы создать достойные автомобили, не получалось. Модели 3103, 3104, 3105, 3111, 3115 так и не сумели выйти «в народ». А можно еще вспомнить «Атаманов», которые вполне могли стать успешными, но…

Кроме того, печально закончилась история отечественной «Волги». На заводе решили реанимировать бренд при помощи американцев: выкупили лицензию и оборудование для производства Chrysler Sebring, сделали небольшой фейслифтинг, и запустили модель под названием Volga Siber. Но она «не поехала» — за время производства (2008−2010 годы) с конвейера сошло порядка 8 тысяч автомобилей, а ведь планировалось выпускать по 45 тысяч ежегодно. В общем, легендарная «Волга» все-таки умерла…

Читайте также

Но если ГАЗовские легковушки канули в Лету, то грузовики — например, «ГАЗон Next» — выпускаются до сих пор. Более того, они вполне конкурентны, и пользуются успехом на рынке. Но это, как говорится, совсем другая история.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня