Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Эволюция авто
17 марта 2017 08:50

УАЗ «Патриот»: мешает ли электроника на бездорожье?

Оцениваем проходимость с включенной ESP и без нее

9521

Одна из главных обновок рестайлингового «Патриота» — система стабилизации Bosch 9.0, эффективность которой в дорожных условиях мы оценили еще во время первого теста. Однако сомнения многих вызывает другой факт: не испортила ли электроника проходимость честного уазика?

Что умеет ESP

Сразу оговоримся, что не нужно путать электронику, которой обзавелся УАЗ, с «паркетным полным приводом», когда одна из пар колес подключается по требованию электроники через муфту. Полный привод обновленного УАЗа реализован по классической схеме с жестким (без дифференциала) включением переднего моста, хотя активируется он не традиционным рычагом, а шайбой с помощью сервоприводов.

Система стабилизации Bosch 9.0 прямого отношения к приводу не имеет, и ее основная задача — подавлять заносы и сносы при движении автомобиля по дорогам. Однако современные ESP имеют много талантов, и один из них — притормаживать буксующие колеса ради перераспределения крутящего момента на колеса с лучшим сцеплением.

Читайте также

По функционалу такая система близка к блокировкам межколесных дифференциалов, поэтому в терминологии УАЗа «внедорожная часть ESP» так и называется: электронная блокировка дифференциалов.

Диагональный вопрос

Несмотря на весь внедорожный потенциал, классический «Патриот» боялся диагональных вывешиваний — как раз из-за отсутствия межколесных блокировок. Обновленная версия получила не только их электронную имитацию, но и за доплату в 29 тысяч рублей задний блокируемый дифференциал.

Находим под снегом средней величины бугор, наезжаем правым передним колесом, и пожалуйста — с отключенными помощниками «Патриот» буксует азбучным образом: снег фонтанирует из-под левого переднего и правого заднего колес.

С включенной ESP машина, кряхтя тормозами и несколько рвано, снимается с якоря, но в любом случае это лучше бесцельного молочения снега. Принцип работы такой: за счет датчиков АБС (угловой скорости колес) электроника определяет проскальзывающие колеса, и затем уже модуль ESP блокирует «тунеядцев» штатными тормозами, за счет чего возрастает тяговое усилие на колесах с лучшим зацепом.

Теперь то же самое, но с заблокированным задним дифференциалов. Эффект похож: стартовый рыков получается жестче, однако в дальнейшем машина идет плавнее, чем с ESP.

На уклоне

При штурме относительно пологой горки ESP внезапно озадачила: мы уже почти забрались на склон, как вдруг двигатель стух, и машина словно уперлась в невидимую стену. Скатываемся назад, повторяем в режиме ESP off — под дружный «шлиф» колес «Патриот» влетает на горку. Снова с ESP — снова стена. В ситуациях, когда машина едет на грани сцепления, активно буксую всеми колесами, электроника чересчур сильно душит мотор, из-за чего автомобиль теряет инерцию.

Однако на четвертой или пятой попытке ситуация внезапно переменилась: автомобиль стал застревать с отключенной электроникой, но одолевал препятствие с активированной. В чем подвох?

Подвох в том, что с одной стороны мы прогрызли склон до грунта, а вторую его половину укатали до ровного льда. И это привело к буксованию колес «скользкой» стороны, которое эффективно подавляла ESP, бросая момент на те шины, что контактируют с грунтом.

Мы переместились на уклон покруче, и заехать на него с места не удалось ни одним из способов. С разгона, напротив, мы заехали и с отключенной ESP, и с активированной, и с блокировкой.

Однако разница все же была, например, включение ESP позволяло водителю меньше отвлекаться на рулежку и дозирование газа, когда машину бросало на ухабистом склоне.

Патриотичная ESP — за и против

В целом, ESP не только не испортила проходимость «Патриота», но в ряде ситуаций даже улучшила. Честное железо, в виде блокируемого заднего дифференциала, позволяет справиться с избыточной пробуксовкой колес, но в некоторых случаях ESP даже удобнее. Например, чтобы «залочить» задний дифференциал, нужно остановиться и включить понижающую передачу, что занимает несколько секунд. ESP же работает постоянно и активируется самостоятельно, по требованию.

Читайте также

Однако ESP стоит отключать в ситуациях, когда вы планируете одолеть препятствие ходом, допуская некоторую пробуксовку колес. Отключается система нажатием кнопки.

Кроме того, ESP страхует и на обычных дорогах, что особенно важно с учетом склонности «Патриота» к заносам.

Минусы ESP — это повышенный износ тормозов, а также высокая цена: «Патриот» с такой системой стоит не менее 1 млн. рублей, а для более простых версий она не предлагается.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня