Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Правовым курсом
27 декабря 2017 09:34

6 идей по реформе ГИБДД

МВД предлагает часть функций дорожной инспекции отдать на аутсорсинг

3278

В МВД не планируют ликвидировать Госавтоинспекцию, вопреки циркулирующим слухам. Вместо этого, если верить источникам, ГИБДД ждет длительная реформа, в результате которой роль гаишника изменится до неузнаваемости.

Нет слиянию

Напомним, что весной обсуждалась идея слияния ГИБДД с патрульно-постовой службой, в результате чего первая потеряла бы идентичность. По замыслу, комбинированный экипаж должен был решать широкий круг задач, например, ловить и нарушителей ПДД, и хулиганов. Но инициатива, реализованная в Казахстане, у российских экспертов вызывала больше скепсиса, тем более, в последние годы слишком много усилий было потрачено на кадровые чистки внутри ГИБДД.

Идея № 1: оформление ДТП без инспектора

Реформа предполагает постепенное снятие с ГИБДД обязанности оформлять ДТП, где нет пострадавших. Аварии «по железу» наиболее популярны, а длительное ожидание экипажей нервирует водителей и приводит к образованию пробок. Поскольку оформление аварий процедура весьма формализованная, эту функцию могут взять на себя аварийный комиссары страховых компаний или юридических фирм.

По сути, речь идет о распространении схемы европротокол на широкий круг происшествий. Кстати, первый шаг к этому будет сделан уже в следующем году, когда лимит компенсаций по европротоколу вырастет до 100 тысяч рублей, а главное — впервые в компетенцию европротокола попадут ДТП, в которых водители разошлись во мнении относительно виновности.

Опрошенные нами эксперты считают, что основной риск такого подхода — отсутствие штата квалифицированных аваркомов и их возможная пристрастность, если речь о сотрудниках страховых компаний.

Читайте также

Идея № 2: мимо ГИБДД в суды

С инспекции могут снять и все «судейские» функции, в частности, при разборе ДТП: в случае спорных происшествий, устанавливать виновность будет суд. Некоторые из экспертов видят в этом плюс, отмечая часто неудовлетворительную работу групп разбора в ГИБДД. Суды тщательнее изучают дела и выносят более сбалансированные вердикты.

Обращаться в суды водителям предложат и при оспаривании постановлений, например, с комплексов автоматической видеофиксации. Сейчас первой инстанцией является ГИБДД, и многие постановления отменяются после жалобы руководству подразделения, выписавшего постановление — эта процедура поставлена, фактически, на конвейер. Поэтому эксперты опасаются, что суды задохнутся от количества мелких дел, которые свалятся на них в случае принятия инициативы.

Есть и другой аспект — сроки давности. Обращение в суды грозит значительно большим сроком рассмотрения (месяцы вместо недель), поэтому есть риск, что водители, доказав свою невиновность, не успеют уже подать на виновника иск о компенсации ущерба (например, сверх страхового лимита).

Идея № 3: камеры видеофиксации — на откуп муниципалитетам

Тенденция уже существует: операторами комплексов видеофиксации во многих городах являются сторонние компании, которые работают с ГИБДД по госконтракту. Однако пока операторы остаются лишь техническими исполнителями, и право подписи постановлений — у инспектора (или начальника) центра видеофиксации ГИБДД.

Вполне разумной выглядит идея сконцентрировать весь функционал в рамках компании-оператора, тем более что распознает нарушение камера, и роль человека — верифицировать информацию.

Идея № 4: экзамен в автошколах отдать… автошколам

Вероятно, наиболее противоречивой инициативой является отстранение ГИБДД от приема экзаменов на водительские права: по замыслу, принимать решение о сдаче или не сдаче экзамена будут эксперты самой автошколы.

В отсутствие деталей, идея выглядит очень подозрительной, и эксперты проводят параллели с системой техосмотра, которая после передачи ее в ведение РСА превратилась в профанацию — если ГИБДД еще худо-бедно занималась контролем процедуры, то для РСА техосмотр является лишним препятствием при продаже полисов. Нечто подобное может произойти и в автошколах, когда «гарантированная» сдача экзамена станет компенсацией за высокую цену обучения.

Идея № 5: победить бумажного демона

Одну из точек роста в МВД разглядели в организации документооборота: сотрудников ГИБДД предлагают оснастить гаджетами, сократить количество документов и упростить процедуру заполнения. Как и в предыдущих случаях, тенденция просматривается уже сейчас: так, с июля 2018 года нас ждет переход на электронные ПТС. Не исключено, что в будущем инспектору достаточно будет достать планшет, распознать с его помощью права и госномер, и большая часть процессуального документа заполнится автоматически: личные данные водителя, данные автомобиля, дата, место и т. д.

Читайте также

Идея № 6: сделать из гашиника дорожного полицейского

Основной фокус внимания ГИБДД будет перенесен на обеспечение безопасности движения, его организацию и контроль тех аспектов, которые неподвластны камерам видеофиксации. По замыслу, инспекторы будут «рубить хвосты» пробкам, отлавливать пьяных водителей, следить за расстановкой знаков и пресекать правонарушения «в прямом эфире», а не только в рамках мероприятий. Для этого и предполагается разгрузка инспекторов от непрофильной активности, чтобы они могли уделять время специфической работе. Инспектор становится хозяином на дороге, у которого есть время и полномочия, чтобы проанализировать и изменить схему движения или организовать аварийный объезд в сложных ситуациях.

Впрочем, придем ли мы к такой концепции, сказать сложно, но уже сейчас инспекторы опасаются новой волны увольнений, хотя никакой официальной информации на эту тему нет. В ГИБДД, куда мы обратились за комментарием, нам посоветовали дождаться официального релиза.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня