Авто / На колесах

Сузить полосы: Как победить пробки, ничего не делая

Росстандарт предлагает России равняться на Европу

  
4230
Сузить полосы: Как победить пробки, ничего не делая
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

До конца года в России планируется принять новый стандарт, который разрешит дорожникам сузить полосы для движения транспорта: идея исходит от проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте, пишет «Коммерсант». Чего в ней больше — здравого смысла или имитации бурной деятельности?

Щедрые российские дороги

Ширина полос в России определяется рядом ГОСТов и СНиПов и зависит от типы дороги, но, в целом, прописана достаточно жестко. Для большинства многополосных дорог она составляет 3,5 или 3,75 метра, для двухполосных нескоростных магистралей — три метра, для дворовых проездов может быть уменьшена до 2,75 метров.

Это немало: например, при ширине легковушки в районе 1,7−1,8 метра (без зеркал) в одну полосу многополосной дороги вмещается два автомобиля, пусть и впритирку.

Почему это не всегда хорошо

Иногда широкие полосы оправданы, например, если дорога предназначена для пропуска большегрузов, которые ширина которых превышает 2,5 метров. Но проблема, скорее, в вескости стандарта: даже там, где автобусов или самосвалов нет, все ряды проезжей части размечаются с двукратным запасом.

Но в часы-пик водители в любом случае стремятся использовать всю ширину дороги, и нередки ситуации, когда в три полосы вмещаются, например, пять рядов автомобилей. Бывает и хуже: в одной полосе бок о бок едут две машины, что, кстати, не запрещено в правилах в явном виде. Но в случае контакта разбор ДТП может оказаться очень превратным: водителям могут вменить и несоблюдение бокового интервала, и непропуск автомобиля, имеющего преимущество. И кого назначат виновным — большой вопрос.

Поэтому для полос, где основной поток состоит из легковых автомобилей, некоторое сужение может быть полезно.

У кого полоса шире

В Западных странах полосы при прочих равных уже наших. В Европе из-за тесноты старых городов ширина проездов частенько находится на критическом уровне, но и обычные дороги там нередко имеют ширину 2,5−3,25 метра. Это, кстати, требует некоторой привычки и после российских щедрот езда по Европе, особенно при разъездах с грузовиками и лесовозами, превращается в испытание.

Зачем сужать полосы

Авторы нового стандарта видят главный плюс в возможности создать дополнительные полосы и повысить безопасность движения. Например, сужение оставляет водителям меньше места для маневра, а с ним уменьшается и комфортная скорость движения: проще говоря, узкие полосы снижают мотивацию превышать лимиты. Ряд исследований показывает, что количество ДТП минимально при ширине полос от 3 до 3,25 метров, хотя точное значение зависит от местной специфики.

Для новых дорог узкие полосы сокращают трудоемкость строительства, например, для шестиполосных магистралей ширина проезжей части уменьшается на три метра (на 16%). На уже существующих дорогах появляется возможность, например, установить разделительный барьер, который исключит незаконный выезд на встречную полосу.

Но есть и минусы

Мгновенного эффекта от «лицензии» на узкие полосы не будет: например, предлагаемое сокращение на полметра означает одну дополнительную полосу на шестиполосных магистралях, тогда как на более узких дорогах сэкономленное пространство позволит разве что расширить обочину или установить отбойники. Скорее, польза возникнет в перспективе при строительстве и реконструкции дорог.

Не всегда оправдано и равнение на Европу, где узость полос компенсируется качеством асфальта и разметки, а еще — постоянной шириной проезжей части. В России же ширина полос может гулять, а на самом полотне располагаться люки и выбоины. Просторные полосы дают возможность объехать препятствия без помех соседу, но, если зажать поток, места для маневра не останется.

Наконец, чем вообще определяется ширина полос? С физической точки зрения — так называемым «динамическим коридором», в котором гуляет автомобиль при движении с высокой скоростью. Чем выше скорость — тем больше эффект и тем шире нужна полоса, поэтому, например, на немецких автобанах полосы по ширине сопоставимы с нашими. Но есть и другой фактор: динамический коридор шире для архаичных автомобилей и на плохих дорогах, а в России встречается и то, и другое. Поэтому оставшиеся с советских времен стандарты сохраняют актуальность, пусть и не везде.

И тем не менее, отдельные дороги с низкой скоростью потока и легковым трафиком вполне можно «подсушить». Хотя бы для большей однозначности.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня