понедельник, 21 октября
совместно с Жэньминь жибао

Все автодороги сегодня ведут в Китай

В ожесточенную борьбу за рынок машин в Поднебесной включается весь мир

  
4891
Все автодороги сегодня ведут в Китай
Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Еще каких-то два десятка лет назад основным средством передвижения китайца был велосипед. Этот вид транспорта и поныне активно используется в Поднебесной. Китае — самый крупный в мире рынок аренды байков, которые можно взять напрокат буквально в любом городе и районе. Не отказываются китайцы и от личного двухколесного транспорта, включая самые разнообразные велосипеды и электромопеды. И все же нынче мечта почти любого китайца — личный автомобиль. Причем — мечта реализуемая.

По продажам автомобилей Китай давно обогнал все страны мира, включая самую автомобильную — США. Если в Штатах в 2018 году было продано 17,5 млн новых авто, то в Китае — 28 млн. Рост за три года на 5 млн. машин Причем, примерно половина продаж приходится на китайские брэнды, чисто китайские разработки. Вот вам настоящее импортозамещение в действии!

Для сравнения: в 2018 году в России продали всего 1,8 млн авто. Из них электромобилей — лишь пару десятков штук (об этом ниже).

Но самое поразительное даже не то, что Китай превратился в самую «автомобилизирующуюся» державу мира. Еще удивительней: он стал мировым лидером в области разработки и использования электромобилей!

Читайте также
Во сколько обходится автомобиль в год, месяц и день Во сколько обходится автомобиль в год, месяц и день Рассмотрим расходы на машину на примере Kia Ceed

В 2018 году из 2 млн гибридов и чистых электрокаров половина была продана в Китае. А из стопроцентных электромобилей на Китай приходится и того больше — 60 процентов мировых продаж. Причем, на втором месте по популярности у покупателей (после Теслы-3) полностью китайский электромобиль BAIC EC-Series. Это результат особой политики властей, взявшей курс на «зеленое развитие». И, конечно, бесспорный признак роста благосостояния народа.

Характерно, что перед началом Шанхайского автосалона Илон Маск презентовал строительство завода Теслы в Китае. Американец сделал сильный ход в борьбе за галопирующий китайский рынок электрических авто. Но не он один. В Шанхае представлен целый букет новейших электрокаров. Как западных, так и китайских производителей.

Находясь в дни автосалона в Пекине, я был поражен фантастическим дизайном скромно стоявшего на одной из улиц китайской столицы внедорожника. Выяснилось, что это вполне реальная модель, выставленная на автошоу в Шанхае — интеллектульный электрокар МЕ7, в котором воплощены все последние цифровые достижения в автомобилестроении. Но перед нами никакое не будущее, а сегодняшний день китайского автопрома. Машина уже продается. И цена вполне вменяемая — $ 57 000.

Чего не довелось увидеть в Пекине, но говорят, вызвало фурор в Шанхае, так это суперэлектрокар Arcfox-GT. Созданный на интеллектуальной платформе 5G гоночный болид оснащен шестью электродвигателями, разгоняющими машину до скорости в 100 км в час за 2,5 секунды. Цена не указана.

На фото: суперэлектрокар Arcfox-GT (Фото: Zuma/TASS)

Впрочем, в Китае было немало «электропремьер» попроще. Например Hozon U — разработка одноименной элетростроительной (а не автомобилестроительной) корпорации — предназначена для горожан в возрасте от 25 до 40 лет и имеет вполне приемлемую для местного рынка цену — от $ 22 000. При этом авто оснащено всеми современными достижениями в этой области. И аж двадцатью системами помощи водителю! Запас хода на одной подзарядке — 660 километров.

Следуя китайской моде, в Шанхай свои электроновинки привезли и многие мэтры мировой автоиндустрии. «Шкода» представила электрокар Level 3, а Тойота — C-HR. BMW выступила здесь со своей электромоделью iNEXT, заявив, что выведет на китайский рынок в ближайшее время аж 25 новых моделей. Но, как видим, иностранцы уже не делают погоды на китайском рынке авто и электромобилей. Импортозамещение — здесь не лозунг, а принцип, рожденный конкуренцией и умным госрегулированием.

Кстати, и в сегменте «обычных» авто, китайские производители постепенно вытесняют иностранцев. Хотя, конечно, пока еще на китайском рынке на первом месте по продажам «Фольксваген» — 3 млн проданных в прошлом году авто. Это связано и с тем, что немецкий концерн один из первых пришел в Китай, а также — с тем, что в Китае нынче, как и у нас, мода на все иностранное. Китайские автопроизводители это учитывают и используют.

Не знаю, как отреагируют на такую новость российские обладатели нового флагманского седана компании «Вольво» — Volvo S90. Но их машины — китайские в полном смысле этого слова. Если кто не знает: шведский концерн уже девять лет принадлежит китайскому автопроизводителю Geely, который в 2010 году выложил за умирающий шведский бренд 1,8 млрд долларов.

На фото: автомобиль Volvo S90 (Фото: AP/TASS)

Опять же в Китае продается самое большое в мире число автомобилей «Вольво» — около 130 тысяч за 2018 год. И в Россию S90 тоже поступает с завода в Китае. Но «Вольво» — далеко не лидер по продажам в Китае. На первом месте седан Trumchi производства Гуандунской автокорпорации (около 600 тыс.). На втором — «Фолькваген Лавида» (китайский вариант «Пассата») (530 тыс.). Вот вам очень приблизительная картина китайского рынка.

Соответственно, на автосалон в Шанхае «Фолькваген» привез целый букет новинок. Это и купе Volkswagen Teramont X, концепт Volkswagen I.D. Roomzz и огромный концепт-кроссовер Volkswagen SMV. Все эти машины вскоре появятся на рынке. На китайском рынке — точно.

Не отстают и другие мировые бренды. Hunday представил здесь свою новую «Creta». А Kia — седан K3, который в России известен под именем Cerato. Российские поклонники этих моделей вряд ли узнали бы их, увидев в транспортном потоке. Именно в Шанхай Mercedes-Benz привез концепт будущей серийной модели GLB, которая очень скоро займет место между GLA и GLC. Здесь же презентован первый «автобус» от Lexus — минивэн LM.

На фото: автомобиль Kia Cerato (Фото: Станислав Красильников/ТАСС)

А Bentley, помимо ретро-стенда к 100-летию, привлек внимание относительно многочисленных китайских поклонников этой марки планами электрифицировать очередную люксовую модель.

Список премьер от мировых автогигантов можно продолжить — их было около 100. И это отражает масштаб Шанхайского салона, в котором в нынешнем году приняли участие около 1000 производителей. Многие законодатели мод в области авто- электромобилей сконцентрировали свое внимание на китайском рынке, как наиболее перспективном. Руководство «Фольксвагена» прямо заявило, что оно видит залог успеха компании в признании китайского рынка самым главным в мире. «Где еще кроме Китая вы воочию можете видеть „электрическую революцию“ в автомобилестроении?», — задал в Шанхае риторический вопрос генеральный директор «Фольсксвагена» Герберт Дисс. — Здесь и народ, и правительство намного позитивнее смотрит на электромобили".

Немец знает, что говорит. Тем временем, в России сейчас уже никто не вспоминает заявления, что «отечественный автопром — основа основ российской экономики». А ведь эти слова сопровождали миллиардные вливания в АвтоВАЗ и иже с ним. Но, как говориться, вливай, не вливай — все равно у нас получаются только «Жигули».

Фактически АвтоВАЗ делает и продает убыточную продукцию не самого высокого качества. К тому же 250 тыс. действительно российских автомобилей не делают погоды на отечественном авторынке, целиком отданном иностранным производителям. Ничего подобного нет в Китае. Много лет назад, пригласив к себе законодателей автомобильной моды, китайцы постепенно переняли у них технологии, менеджмент, перейдя к собственным разработкам и создав их настоящую отечественную автоиндустрию. Сейчас там занимаются всем тем, на что нацелены мировые автогиганты: беспилотные машины, «чистые» двигатели и пр.

Читайте также
Машины, за которые должно быть стыдно их производителям Машины, за которые должно быть стыдно их производителям Автомобили, сконструированные по принципу: «Отвали!»

А ведь еще 30 лет тому назад весь китайский автопром был сконцентрирован на тех заводах, которые построил СССР в 50−60-е годы прошлого века. Частным лицам машины не продавали, на дорогах безраздельно господствовал велосипед и редкие чиновничьи лимузины. Теперь же одна только фирма FAW (потомок Автозавода № 1 — копии нашего завода ЗИЛ) производит в год 2 млн авто. Что важно: все они продаются, в том числе за рубеж. Вряд ли это хоть как-то сравнимо с судьбой АвтоВАЗа.

Как немой упрек российскому автопрому, наконец-то родившему за огромные миллиарды машину для президента страны, на Шанхайском автосалоне был выставлен современный прототип «членовоза» — детище знаменитого завода Hong Ji «Красное знамя». Модель, кстати появилась задолго до помпезной отечественной премьеры. Китайцы тихо и спокойно «осовременили» ретро-автомобиль, начинив его всем самым новым, но оставив прежний характерный силуэт. Примерно, если бы мы модернизировали знаменитые ЗИЛы, возившие генсеков.

Чтобы представить китайскую машину, не станем говорить о ее технических характеристиках. Они соответствуют. Но в отличие от российского Aurus, лимузин этой марки купить невозможно. На таких ездит председатель КНР Си Цзиньпин. А вот четырехдверный седан продают по цене около 800 000 долларов. Но — только на китайском рынке.

У тех, кто не смог познакомиться с этой машиной воочию в Шанхае, был шанс увидеть ее в ходе трансляции парада Победы 9 мая 2019 года в Минске. Два таких кабриолета Китай подарил белорусскому лидеру пару лет тому назад. Теперь они участвуют в самых торжественных мероприятиях.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня