вторник, 17 сентября
совместно с Жэньминь жибао
Авто / Китай сегодня

Китай обеспечил свое население авто и готов заполнить российский рынок

Автомобили из КНР пока трудно находят своих потребителей в нашей стране, но скоро все измеинится

  
6242
Китай обеспечил свое население авто и готов заполнить российский рынок
Фото: Zuma ТАСС

Не так давно китайская автомобилестроительная компания Changan неожиданно свернула производство своих машин на заводе «Моторинвест» в Липецкой области. В компании сообщили, что производственная площадка уже демонтирована, однако Changan пока полностью не уходит с российского рынка и продолжит продавать машины китайской сборки.

Как мы помним, производство автомобилей Changan на заводе ООО «Моторинвест», который принадлежит российским партнерам — семье Резниковых — началось в 2016 году. Сначала там было запущено производство компактного кроссовера Changan CS35, в конце года планировался запуск сборки более солидной модели Changan CS75. Завод способен был выпускать до 50 тыс. машин в год. До 2020 года уровень локализации на заводе должен был достичь 50%. К этому времени планировалось расширить модельный ряд, а также увеличить долю на российском рынке до 5%. И вот такой вроде бы неожиданный финал. На самом же деле это далеко не первый и видимо не последний несчастный случай, произошедший с китайскими автопроизводителями в России.

В СМИ кочуют множество версий и причин происшедшего. Пишут, что якобы причиной стали трудности «Моторинвеста», который, якобы, приостановил выплату налогов. Другие источники связывают разрыв отношений между Changan и «Моторинвестом» с судом «Моторинвеста» с другим китайским автопроизводителем — Great Wall. Последний обвинил одну из компаний Резниковых в присвоении имущества (якобы компания перестала перечислять деньги за поставленные машинокомплекты). В областной администрации неудачу объясняют «китайской бизнес-моделью, которая не учитывает резко повышающийся российский утилизационный сбор». Попросту говоря, Липецкий завод не входил в перечень производителей, которым его компенсирует государство. Соответственно, вместе с утилизационным сбором выросла и цена автомобиля, которая, как считают в администрации, не устроила российского потребителя.

Читайте также
Торговая война: США сильно насмешили Китай своими санкциями Торговая война: США сильно насмешили Китай своими санкциями Вашингтон уже не знает, как остановить мощное развитие Поднебесной

Здесь же в Липецкой области планировалось построить завод китайского производителя Lifan, который в 2015 году заключил резидентское соглашение с липецкой экономической зоной. Расчетная мощность 60 тыс. автомобилей в год. Объём инвестиций оценивался 300 млн долларов. Но, увы, завода пока нет.

Приключения постигли Lifan, а вместе с ним и другую китайскую компанию Chery и на площадке в Черкесске. Как сообщают СМИ, они стали жертвами мошенничества на заводе «Дервейс», руководство которого обвиняется в уклонении от уплаты налогов почти на 320 млн рублей. Как следствие, конвейер черкесского предприятия, на котором выпускались все модели Lifan для российского рынка, а также бестселлеры Chery — кроссоверы Tiggo 3 и Tiggo 5, прошлой осенью был остановлен. Само собой, с тех пор реализация автомобилей этих марок снижается по мере распродажи остатков у дилеров, а сами компании в срочном порядке стали искать новую производственную площадку в нашей стране.

Наверное, единственным из китайских автопроизводителей, которому удалось все же запустить собственное полномасштабное производство в России стал Greаt Wall и его подразделение Haval. В июне завод в тульской области лично открыли президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Мощность предприятия позволяет выпускать до 150 тыс. машин в год. И есть надежда, что с легкой руку двух лидеров дело здесь пойдет лучше.

Пока же в нашей стране представлено порядка десяти китайских автомобильных марок. Однако их суммарные продажи в прошлом году составили лишь 35,5 тыс. машин — на 11% больше, чем в 2017-м.

А между тем, китайский автопром является самым крупным в мире. Китай освоил производство почти всех типов авто, которые к тому же оснащены по всем канонам автомобильных мод. Китайские разработки машин на новых источниках энергии находятся на острие технологического прогресса. Китайский рынок автомобилей — крупнейший в мире, больше всего в Китае продается и электромобилей. Автопром КНР достаточно успешно осваивает и мировые рынки, продавая продукцию и в Европе, и в США. Так почему же, несмотря на устойчивый (хотя и не первостепенный) интерес китайских автопроизводителей к России, здесь их нередко преследуют неудачи, а объем сбыта достаточно скромен?

Одна из причин: миф о невысоком качестве китайских машин, который у нас упорно культивируется (в том числе и кнкурентами), несмотря на то, что продукция из КНР давно не уступает, например, корейской. Тоже можно сказать и потребительских свойствах. Этот миф настолько живуч, что в него верят даже обладатели европейских авто, которые не вылезают из ремонтных зон, устраняя гарантийные поломки. Есть и еще одна особенность российских потребителей: машина здесь не средство передвижения, а визитная карточка, символ успеха и имиджа владельца. Россияне могут жить в сарае, но ездить должны обязательно на «мерседесе», хоть он и будет передвигаться «от кочки до кочки». Что уж говорить о китайских машинах, если наши соотечественники отвергли даже американский Форд?

Но есть, так сказать и более фундаментальные причины. Изначально автомобили китайского производства воспринимались как страшная угроза «нашему всему» — АВТОВАЗу. С соответствующим отношением и последствиями. Дабы не было и намека на конкуренцию, российские власти запретили китайцам «отверточную» сборку на территории страны. Ни один китайский автопроизводитель не получил и льготный режим «промсборки». Китайцы были отлучены от госпрограмм стимулирования спроса: например, компенсации процентов по кредитам и утилизационного сбора.

Между тем, ряд китайских автопроизводителей, нацелившихся на наш рынок, разместили свое производство не в России, а в соседних странах Таможенного союза. Так, один из лидеров китайского сегмента — Geely — в ноябре 2017-го открыла совместное предприятие «БелДжи» в Белоруссии. Завод рассчитан на производство более 60 тыс. автомобилей в год, и 90% выпускаемых машин ориентированы на российский рынок.

На другом белорусском предприятии — «Юнисон», производятся, в частности, автомобили китайской марки Zotye. На наш рынок оттуда сегодня поставляются две модели — компактный кроссовер T600 и купе-кроссовер Coupa.

Китайский JAC Motors в качестве сборочной площадки облюбовал Казахстан, откуда с прошлого года к нам импортируют кроссоверы JAC S3 и S5. До конца года на российский рынок планируется привести новый кроссовер JAC S4, а в 2020 году — внедорожник JAC S7. Компания готова локализировать производство и на территории России. Но в случае, если это будет оправданно экономически. Почему Казахстан? Китайцы объясняют это так. Там дешевле рабочая сила. К тому же в России с 2019 года был повышен НДС до 20%, тогда как в Казахстане он равен всего лишь 12%. А условия Таможенного союза позволяют поставлять авто без пошлин.

Читайте также
Трамп обкатает на Гренландии крымский сценарий, чтобы остановить русских Трамп обкатает на Гренландии крымский сценарий, чтобы остановить русских Власти США откровенно рассказали о реальных планах на Гренландию

По словам китайских автопроизводителей, российский рынок является для них интересным, но не приоритетным. И вообще, Китай только-только удовлетворил потребности своего домашнего потребителя. Делал он это не без помощи западных партнеров, и нет такого бренда, который бы ни присутствовал в КНР. Но теперь из учеников китайцы переходят в разряд учителей, хотя об этом у нас мало кто знает.

А пока что россияне худо-бедно более 10 лет активно ездят на китайских автомобилях. Однако их число на наших дорогах не превышает 5%. За прошедшее десятилетие в России было продано около полумиллиона новых автомобилей китайских брендов. Опасения относительно вытеснения АВТОВАЗа, как и следовало ожидать, не оправдались.

Надо отдать должное китайским представителям в России и их российским партнерам, они мало что делают для продвижения их продукции и изменения отношения к ней в нашей стране. В отличие от конкурентов, они почти не занимаются пиаром и рекламой, неохотно общаются с прессой. Крайне трудно получить от них более подробную информацию.

Тем временем россияне пока что лишены возможности по адекватным ценам приобретать достаточно современные, безопасные и уже ни в чем не уступающие другим маркам китайские авто. Но китайцы упорные люди, поэтому надежда остается.

Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».

Новости России: Путин рассказал о планах масштабного празднования юбилея Победы

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня