Авто / На колесах

Насколько выгодно скручивать пробег

Госдума грозит ввести уголовную ответственность за махинации с одометром

1839
Насколько выгодно скручивать пробег
Фото: Никитин Николай/ТАСС

С подачи ассоциации дилеров (РОАД) в Госдуме обсудят идею введения драконовских штрафов за скрутку пробега: предлагаются штрафы до миллиона рублей или уголовное наказание. Точных данных о количество «скрученных» машин в России нет, но в РОАД называют диапазон от 5 до 17 млн единиц. В западных странах за подобные махинации грозит тюрьма.

Колоссальная рентабельность

Скручивать пробег довольно выгодно. Мы проанализировали объявления для седана Ford Focus 1.6 2012 года выпуска: автомобили с пробегом 150−200 тысяч километров стоят в диапазоне 350−600 тысяч рублей, но, если скинуть его ниже 100 тысяч, диапазон цен увеличится до 640−400 тысяч. Грубо, для выбранного «Фокуса» скрутка пробега эквивалентна 40−50 тысячам рублей.

Стоимость услуги зависит от модели, например, для того же Ford можно уложиться в 3 тысяч рублей. Для более защищённых машин, особенно премиум-класса, цена возрастает до 7−15 тысяч, но там и «навар» больше.

Как пробег влияет на ресурс

Зависимость не совсем прямая, потому что многое зависит от условий эксплуатации. Например, 100 тысяч километров, пройденных исключительно по городу, не эквивалентны 100 тысячам пробега по загородной трассе: износ стартера, коробки передач, тормозных дисков в городе выше. Но при прочих равных пробег действительно значим, в том числе психологически.

Читайте также
Ждём техосмотра и подорожания ОСАГО Ждём техосмотра и подорожания ОСАГО Какие нововведения удивят автомобилистов в 2020 году

Так, 100 тысяч километров — наиболее распространённый диапазон гарантии на автомобиль, поэтому для многих пробег свыше этой планки означает «безнадёжное бэу».

К этому пробегу нередко привязан ряд дорогостоящий сервисных работ. А в диапазоне 100−200 тысяч возрастает вероятность сложных поломок: могут выходить из строя форсунки дизеля или турбокомпрессоры моторов-маломерок — очень недешевые узлы.

В былые времена пробеги под 300−500 тысяч километров считались приемлемыми, но современные автомобили нежнее: выше форсировка двигателей, а ремонтопригодность — ниже. Например, многие современные моторы с алюминиевыми блоками имеют тонкостенные чугунные гильзы, «вплавленные» в основной металл раз и навсегда. Ремонтных размеров или заводской технологии замены гильз у них просто не предусмотрено, и хотя кустари берутся за такую работу, двигатели получили в народе прозвище «одноразовые». Откатал тысяч двести — и блок под замену. Неудивительно, что машины с низким пробегом ценятся выше.

Как скручивают пробег

На самом деле, довольно просто. Во времена механических одометров их скучивали с помощью электродрели, сейчас — с помощью специальных приборов, которые подключаются к диагностическому разъему. Процедура несложная, вопрос лишь в стоимости самого прибора. Поскольку услуга востребована, цены на неё гуманные.

Есть, правда, тонкости. Например, на автомобилях вроде Ford Focus или Toyota Camry обнаружить факт скрутки нельзя, но у многих немецких машин вроде Volkswagen или BMW, информация дублируется в другие электронные блоки, поэтому в сервисном центре вполне могут обнаружить подлог. Но если покупатель не станет заморачиваться диагностикой, красивые цифры на одометре вполне могут его обмануть.

Как перепроверить пробег

К добротной машине обычно прилагается заполненная сервисная книжка, в которой — данные о пробеге по годам. Но сервисную книжку не так сложно подделать, если уж продавец стремится обмануть.

У ряда машин информация о пробеге записывается вместе с кодами ошибок, так что если найти свежий «глюк», можно прикинуть сопоставимость пробега с реальным.

Автомобиль горожанина наматывает по 10−25 тысяч километров в год, так что для десятилетней машины пробег 38 тысяч — цифра, требующая каких-то пояснений владельца. То ли второй автомобиль в семье, то ли «дедушка в церковь ездил».

Смотрим сколы и потёртости

Примерно до 30−50 тысяч машины обычно сохраняют внешние признаки нового автомобиля, но затем появляются следы нелёгкой жизни: потёртости на «хватких» местах руля, на педалях и сиденье. Обращайте внимание на состояние лобового и бокового стёкол, рефлекторов фар и «ударных» кромок капота. Понятно, что эти признаки — очень косвенные, но всё же большой пробег отражается на «фасаде» автомобиля.

Естественно, ушлый продаван наполирует машину до состояния новой. Поэтому обращайте внимание не столько на общий лоск, сколько на укромные места: скажем, в каком состоянии рычаг или селектор коробки передач? А как выглядит салонный пластик?

Впрочем, не переусердствуйте с диагностикой такого рода: автомобили изнашиваются и это естественно. Важнее, чтобы износ был «пропорциональным». Если кузов кажется идеальным, а салон наоборот — есть вероятность, что историю машины просто хотят скрыть.

Главное — состояние

Лёгкость скручивания пробега девальвировала этот показатель. Плюс зависимость состояния машины от пробега не всегда пропорциональная — убить машину можно и за 10 тысяч километров.

Поэтому первостепенным фактором является фактическое состояние, которое сегодня определяется во время диагностики: такую услугу за 2−5 тысяч рублей предлагают многие сервисные центры.

Читайте также
«УАЗ-Патриот» обменял проходимость на автомат «УАЗ-Патриот» обменял проходимость на автомат Ульяновский внедорожник сделал ставку на городскую аудиторию

Базовый набор проверок обычно включает считывание ошибок электронного блока (кстати, это иногда рассказывает и о пробеге), диагностику двигателя (компрессия, свечи и т. п.), проверку подвески на стенде и оценку лакокрасочного покрытия специальным толщиномером. Некоторые центры предлагают измерение геометрии кузова. «Не бит, не крашен» — сегодня это вполне можно верифицировать.

Невредно также прокатиться за рулём самому, особенно если автомобиль с автоматической коробкой. Некоторые типы трансмиссий очень чувствительны к пробегу и уже через 100−150 тысяч километров начинают «пихаться» или зависать на передачах.

Что грозит за скручивание

Идею обсудят в Госдуме уже в феврале, а принять закон грозятся уже в этом году. Наказание при этом касается не владельцев «скрученных» машин, а тех, кто оказывает такие услуги: для «физиков» предлагается штраф в 300 тысяч, для юрилиц — 1 миллион.

Замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов предлагает уголовное наказание: видимо, речь идёт о расширении «полномочий» подчастей статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Впрочем, решит ли это проблему — сказать сложно. В США за скручивание пробега могут отдать под суд, но, по данным системы Carfax, пробег всё равно скручивают примерно у 200 тысяч машин в год.

В России же контролировать выполнение закона будет проблематично, и наказание, скорее всего, будет применяться в рамках показательных порок, а не систематически. А значит, системы не сломает.

Новости России: Российских водителей хотят наказывать за злоупотребление «аварийкой»

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Шапкин

Председатель Национального союза защиты прав потребителей

Борис Шмелев

Политолог

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article