Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
9 марта 2020 09:48

Почему новые машины мнутся при малейшем ударе

Но краш-тесты при этом проходят хорошо

7565

Мне казалось это очевидным, но находятся люди, которые постоянно говорят: «Вот раньше машины делали из железа в 4 мм, а теперь из фольги». И приводят примеры аварий, где в старую машину врезается новая (или наоборот). И у старой только царапины, а у новой — куча запчастей под замену.

Лоб в лоб

Отчасти это верно, глаза не врут. При небольших ДТП старые машины с железными бамперами и толстым железом действительно выглядят предпочтительнее. Но видели ли вы эти же машины после ДТП на высокой скорости?

Специалисты EuroNCAP неоднократно сталкивали лоб в лоб (с 40% перекрытием) старые и новые машины. Часто даже это одни и те же модели разных поколений. Результаты говорит сами за себя. В старых машинах манекены были трупами, в то время как в новых получали лишь лёгкие ссадины и ушибы. Повреждения и последствия разительно отличаются.

Читайте также

Почему так происходит? Все дело в проектировании. Раньше машину пытались сделать просто максимально крепкой. Всю. Целиком.

Сегодня крепкой (намного крепче, чем могли сделать раньше) делают только каркас безопасности, так называемую клетку салона, чтобы сохранить жизнь пассажирам и водителю. Суть в том, что в машине может быть смято всё, но люди в салоне не должны лишиться жизненно важного пространства.

Родом из автоспорта

Эта технология пришла в гражданское автомобилестроение, как и многое другое, из автоспорта. Если вы когда-нибудь видели по телевизору аварии во время гонок Формулы-1 или других соревнований, должно быть, замечали, что в большинстве случаев, если только он не придавлен машиной, пилот может выйти и самостоятельно идти.

Иногда аварии происходят на скорости за 200 км/ч, машины крутятся в воздухе, и по пять раз переворачиваться по земле, колёса летят в разные стороны, куча обломков, но каркас безопасности цел. Аналогичный каркас безопасности у супер- и гиперкаров. У семейных машин он не такой ярко выраженный, но принципиально устроен точно так же.

Может возникнуть другой вопрос: почему бы не сделать всю машину такой прочной, чтобы затраты на ремонт были меньше и при ударе отваливался только бампер, а не сминалось полмашины?

Деформация по прграмме

Тут в дело вступают зоны программируемой деформации. Сминаясь, металл поглощает энергию удара. Все эти хлипкие клипсы, застежки и тонкое железо придуманы для того, чтобы спасать жизнь пассажиров. Это физика за восьмой класс. Тема: упругий и неупругий удары.

Читайте также

Представьте себе сильно накаченный баскетбольный мяч. Помните, как больно, когда он попадает по носу? Так больно потому, что и нос, и мяч очень жесткие и почти не деформируются при ударе. А вот если заехать по лицу тем же мячом, но почти спущенным (воздух весит пренебрежимо мало, поэтому масса мяча та же самая), нос точно не сломаешь, потому что мяч деформируется и поглощает энергию удара.

То же самое с футбольным мячом: о накаченный можно сломать пальцы ноги, если неправильно ударить, а о сдутый не сломаешь ничего.

То же самое и с машинами. Всё, что есть в машине до каркаса безопасности салона, капот или багажник, спроектировано так, чтобы сминаться, ломаться и поглощать энергию удара, а остатки энергии отводить в стороны от салона. Если бы кузов не сминался (а это можно сделать), вся нагрузка приходилась бы на тело человека: на грудную клетку, на шейные позвонки, суставы, голову.

Грубо говоря, современные машины специально делают хлипкими и легко сминающимися, чтобы спасти жизнь людям.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня