Авто / Нефть и газ
26 июня 08:46

«Российский бензин состоит совсем не из нефти»

Ручное управление топливно-энергетическим комплексом до добра не доведет

5642
«Российский бензин состоит совсем не из нефти»
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

В июне 2020 года наметился тревожный тренд: стоимость бензина АИ-95 непрерывно росла, и ко второй половине месяца достигла 57 тысяч рублей за тонну — своеобразный рекорд. Правда, речь о биржевых оптовых ценах, но от них зависят цены розничные. Два года назад, весной 2018 года, скачок оптовых цен привёл к резкому подорожанию бензина на АЗС — тогда цена прибавила 3,5−4 рубля менее чем за месяц. Чего ждать теперь?

Дешёвая нефть и дорогой бензин

Стоимость нефти Brent на мировом рынке колеблется в районе $ 40 за баррель. Весной она падала ниже $ 20 — получается, в последние полтора месяца нефть росла. Однако на фоне прошлого года, когда цены держались возле $ 60 за баррель, нефть остаётся дешёвой.

И вот на этом фоне оптовая стоимость топлива побила локальный рекорд 2018 года. Розничные цены тоже не стоят на месте: с начала года стоимость АИ-95 выросла примерно на рубль, отыграв кратковременное падение в мае.

Удешевление нефти мало сказывается на цене топлива, потому что российский бензин, как иногда шутят, состоит не совсем из нефти. В значительной степени он состоит из налогов и акцизов, которые формируют до 60−70% розничной цены. Поэтому, например, удешевление нефти вдвое приводит к падению цены топлива на 2−3%, да и то — в идеальном варианте, когда отсутствуют другие факторы.

Читайте также
Цены на бензин начали свою игру Цены на бензин начали свою игру Как подорожание топлива на оптовом рынке отразится на АЗС

Почему оптовые цены выросли сейчас?

Поскольку речь о биржевых ценах, то и механизм их роста связан с особенностями торгов: снизился объём предложения, что привело к росту стоимости.

Версии, почему возник дефицит бензина, расходятся. Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что правительство стремилось поддержать нефтяные компании, ограничив импорт и сократив вполовину объем биржевых торгов (снижение обязательных квот), что привело к росту цены.

По сути, задача была другой: не допустить падения цены. Но поскольку выход России из режима самоизоляции оказался резче ожидаемого, спрос вырос сильнее, и цены не просто удержались на уровне марта, но и выросли.

Кроме того, ряд НПЗ воспользовался карантинным периодом, чтобы остановить производство и провести технические работы, и не все успели завершить их в срок.

Вырастет ли розничная цена?

Если и вырастет, то незначительно. Проще говоря, не настолько, чтобы не спровоцировать массовое недовольство, как было в начале лета 2018 года.

Эксперты отмечают, что ценообразование на бензин происходит в режиме ручного управления. Так, власти могут менять размеры налогов и акцизов, которые формируют большую часть стоимости топлива. Например, сегодня в розничной цене литра АИ-95 «сидят» 9 рублей одного только акциза, а это, напомним, аналог транспортного налога. В 2018 году для сдерживания цен на топливо акциз был временно скорректирован и рынок сразу почувствовал эти меры.

Кроме того, правительство может регулировать экспорт нефтепродуктов, от которого зависит благополучие нефтяных компаний. Поэтому стоимость топлива в России в большей степени определяется политической повесткой, чем чисто экономическими факторами.

Также эксперты отмечают, что возросшая оптовая цена оказывает сильное давление на розницу, и в особенно трудном положении — несетевые АЗС, которые не принадлежат крупным нефтяным компаниями. Если последние могут компенсировать недостачу в рознице за счёт прибыли в других секторах (производство нефтепродуктов, экспорт), то для независимых АЗС высокая оптовая цена является исходными данными и съедает маржу.

Цена топлива ограничена искусственно

После внезапного скачка цен весной 2018 года между правительством и крупными нефтяными компаниями действует соглашение, что рост цен на топливо допускается лишь на уровне инфляции. Поначалу оно носило официальный статус, но через год превратилось в менее формальную договорённость вроде «пакта о ненападении»: нефтяные компании обещали не накалять обстановку в обмен на более выгодные для них условия торговли и экспорта.

И соглашение действительно работало: за последние два года стоимость топлива была стабильна и выросла лишь на 1,5 рубля — это меньше среднего роста за предыдущие годы (с 2008 по 2018), который составлял около 2 рублей в год.

Читайте также
"Хватит кормить Кипр": Кремль из-за нехватки денег заставляет бизнес вернуться домой «Хватит кормить Кипр»: Кремль из-за нехватки денег заставляет бизнес вернуться домой Россия намерена денонсировать соглашение с самым популярным офшором

Запутались в ручном управлении

Хотя цена топлива в России действительно более-менее стабильна, эксперты опасаются, что нестабилен механизм её формирования. Он всё дальше уходит от чисто рыночного в сторону многофакторного ручного управления, которое периодические даёт сбои. Поэтому нередко ценообразование выглядит парадоксальным.

Тем не менее, в ближайшие месяцы ситуация должна остаться спокойной — это, опять же, вопрос политический. Волны подорожания, как в 2018 году, эксперты не ждут: нефтяные компании уже увеличивают отгрузку топлива на внутренний рынок, что должно стабилизировать розничные цены.

Но и падения цен ждать не приходится: даже в период трёхкратного удешевления нефти весной этого года средняя цена бензина АИ-95 в России кратковременно снижалась лишь на 50 копеек. А сейчас на фоне растущей нефти и восстановления спроса она и вовсе стремится вверх, подтверждая известную российскую примету: как бы не вела себя нефть, бензин будет дорожать всё равно.

Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Кирилл Озимко

Белорусский политический обозреватель

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня