Авто / Обзор рынка
22 июля 08:27

ГБО: теперь скидка 90% на установку

В чем подвох госпрограммы, стимулирующей перевод автомобилей на газ

13536
ГБО: теперь скидка 90% на установку
Фото: Пахомова Людмила/ТАСС

С 20 июля заработала обновлённая программа для стимулирования перехода России на газомоторное топливо. Один из её пунктов: это внушительные скидки на установку газобалонного оборудования (ГБО). Например, для частников они достигают 81 тысячи рублей, что почти сопоставимо с ценой самого оборудования. Причём речь идёт о дорогом метановом ГБО, которое позволяет использовать самый дешёвый вид автомобильного топлива — сжатый природный газ. Откуда взялся этот аттракцион невиданной щедрости, и как им воспользоваться?

Программа действует давно, но её улучшили

Госскидки на установку ГБО начали действовать ещё в 2019 году, но тогда субсидия составляла 27 тысяч рублей для легковушек, что, по расчётам правительства, составляло около трети стоимость метанового ГБО. В июне этого года в правительстве согласовали двукратное увеличение этих скидок, поэтому частники получат дисконт в 54 тысячи. Параллельно с этим компания «Газпром газомоторное топливо» — основной локомотив проекта, — предлагает дополнительный бонус в 27 тысяч рублей. Но, в отличие от правительственной субсидии, эти 27 тысяч клиент получает в виде бонусов на топливную карту, которой можно оплатить до половины стоимости газа. Этого хватит на заправку примерно 3000 кубов газа с 50-процентной скидкой, что эквивалентно примерно 30 000 км пробега, так что реализовать «газпромовскую» скидку удастся не сразу.

Читайте также
Зенит – Спартак: И вновь продолжается бой Зенит — Спартак: И вновь продолжается бой «Спартак» считает, что был лишен трех пенальти в суперматче в Питере

Ещё большие субсидии действуют для коммерческого транспорта, например, для лёгких грузовиков — почти 190 тысяч рублей.

Что такое метановое ГБО, и почему о нём мало знают

В России более популярно ГБО для работы на сжиженном попутном газе — пропан-бутане. Его активно используют таксисты и городских перевозчики, чему помогает относительная дешевизна оборудования (20−30 тысяч рублей) и большое количество заправок.

Метан используется гораздо реже, хотя формально является практически идеальным автомобильным топливом, например, у него высокое октановое число — больше 100 единиц. Он получается из природного газа с минимальной обработкой, потому что в отличие от жидких топлив чист «от природы». Это сказывается на цене — сейчас она колеблется в районе 16−17 рублей за кубометр. Кубовый расход газа чуть выше, чем литровый расход бензина на таком же моторе, но ненамного, поэтому общая экономия от использования газа составляет порядка 2−3 рубля с километра. Несложно посчитать, что при пробегах в районе 20−30 тысяч в год метановое ГБО даже при цене под 100 тысяч рублей может окупиться быстро, но опять же — если ездить именно на метане.

Однако есть у него и минусы, и главный — малое количество АГНКС (компрессорных станций, аналогов АЗС для сжатого газа). Сегодня на всю Россию чуть более 400 АГНКС, а в крупных городах в среднем всего 4−7 АГНКС, чего недостаточно для регулярного использования автомобилей именно на метане.

Программа развития сети АГНКС действует не первый год, и количество их постепенно растёт (в 2017 году было порядка 250). Но оно всё равно на два порядка ниже, чем в случае с АЗС.

Другая проблема: тяжёлое и громоздкое оборудование, поскольку метан хранится в баллонах под огромным давлением в 200 атмосфер. Это на порядок больше, чем в случае со сжиженным пропан-бутаном, и это ограничивает ёмкость баллонов. Так, например, у заводской Lada Vesta CNG метановый баллон объемом 90 литров съедает треть багажника, но обеспечивает трассовый пробег на уровне 230−250 километров, городской — 150−180 км. С учётом редкости АГНКС, для езды только на метане требуется изощрённая логистика.

Тем не менее, когда метановое ГБО раздают чуть ли не бесплатно, впору задуматься о его установке. Так как получить 90-процентную госскидку?

Механика субсидий

Программа распространяется на 23 региона России, а именно на Адыгею, Башкортостан, Татарстан, Удмуртию, Чувашию, Краснодарский и Пермский край, Белгородскую, Владимирскую, Волгоградскую, Воронежскую, Курскую, Ленинградскую, Липецкую, Нижегородскую, Орловскую, Ростовскую, Саратовскую, Тверскую, Тульскую, Ульяновскую, Челябинскую области и Санкт-Петербург. Для получения госссубсидии нужно обратиться в один из аккредитованных сервисов в указанных регионах. Не возбраняется ездить к соседям, например, жители столицы могут отправиться в Тверскую область.

Государственная субсидия снизит стоимость оборудования на указанную величину (на 54 тысячи рублей для легковых машин), а дополнительные бонусы от «Газпром газомоторное топливо» начислят на бонусную карту «Экогаз».

Но история на этом не закончится: автомобиль с газобалонным оборудованием необходимо зарегистрировать, и хотя в последнее время процедуру привели к более-менее цивилизованному виду, она по-прежнему весьма бюрократическая. Потребуется обращение в аккредитованные лаборатории, прохождение техосмотра и техэкспертизы, получение ССКТС в регистрационном отделе ГИБДД (МРЭО) и внесение регистрационных данных. Стоимость процедуры может достигать 12−25 тысяч рублей в зависимости от типа машина и способов легализации.

В правительстве пообещали максимально упростить получение скидки и документов, необходимых автовладельцу для регистрации оборудования, но это предстоит проверить на практике первым клиентам.

Метан, пропан или бензин?

Формально программы заработали уже в сейчас, но участники рынка рассказали нам, что многие детали ещё уточняются, а регионы готовы не одинаково. Поэтому какое-то время уйдёт на «тонкую настройку». Тем не менее скидки в 90% на метановое ГБО — весомый аргумент в его пользу.

Специалисты по установке метанового оборудования говорят, что пока основной спрос на идёт со стороны коммерческих перевозчиков, где за счёт больших пробегов оборудование даже без скидок окупается быстро. При этом есть несколько способов перевода автомобиля на метан.

Так, искровые моторы чаще всего превращают в битопливные, пригодные для работы как на бензине, так и на метане. Вариант с полным переводом на метан даёт определённые преимущества, но сложен и делает машину зависимой от сети АГНКС: такой способ применяется в основном для маршрутных автобусов. Наконец, есть газодизели: в отличие от битопливных моторов по схеме метан+бензин, газодизели используют оба типа топлива (и газ, и дизтопливо) одновременно. Основным при этом является именно метан, а «солярка» используется в небольших пропорциях в качестве запала.

Читайте также
Секвестр Минфина: Глупость или вредительство? Секвестр Минфина: Глупость или вредительство? Сокращение расходов бюджета в кризис аукнется коллапсом экономики

Частники в основном используют битопливные бензиновые моторы. По словам установщиков, спрос на такие машины в России пока невелик, и главная причина — конкуренция с более простым и дешёвым ГБО для работы на пропан-бутане. Развитая сеть заправок и значительная экономия относительно бензина делают этот вариант оптимальным для тех же таксистов. К тому же, ценовые войны поставщиков газа привели к тому, что в некоторых регионах разница в цене пропан-бутана и метана несущественна, что делает более дорогое и сложное оборудование для сжатого газа экзотикой.

Но постепенно спрос на такие машины растёт, тем более, в отличие от пропан-бутана, цена метана в меньшей степени зависит от колебаний стоимости нефти и бензинов. Появились и заводские варианты «метановых» машин, например, Lada Vesta CNG. Правда, разница в цене метанового и бензинового варианта (без учёта субсидий) составляет некислые 170 тысяч рублей…

Но всё же главным препятствие для развития метанового автопарка России остаётся малое количество АГНКС: такая машина оправдана для человека, которому повезло жить или ездить мимо удобной компрессорной станции. Остальные автомобилисты ради снижения расходов на топливо выбирают пропан-бутан, дизели или просто более экономичные машины. А что бы выбрали вы?

Последние новости
Цитаты
Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня