Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Обзор рынка
26 августа 2020 08:21

Автомобили внезапно стали дефицитом. Как это возможно?

Россияне сметают машины прямо с автовоза

12668

Ещё весной дилеры заявляли о полугодовых запасах машин, скопившихся на складах: апрельский карантин привёл к затариванию, а низкий спрос дал повод для мрачных прогнозов. Но прошло четыре месяца, и автомобили популярных марок внезапно стали дефицитом: такого в России не было… да практически никогда. В жирные годы (2010−2012) случались очереди по поводу недорогих новинок вроде Polo или Logan, но дефицит на модели разных брендов — это почти прецедент. Мы разобрались в его причинах.

Купить машину? В очередь!

На нехватку машин жалуются дилеры почти всех популярных марок, включая Kia, Hyundai, Lada, Renault, УАЗ и так далее. В некоторых случаях свободных автомобилей нет в принципе, в других — ограничен набор комплектаций. Так, некоторые дилеры Lada отмечают почти полное отсутствие XRAY и Lada Vesta Cross.

Вернулись и очереди: дилеры наладили систему записи желающих по телефону. Автовозы оказываются раскуплены или забронированы ещё до того, как они пришли в автосалон.

Читайте также
Александр Ф. Скляр: «Боги устали смотреть на людей» Лидер группы «Ва-Банкъ» о музыке, Донбассе, политике, «движухе в Беларуси» и своей секретной цели

Проблема является общей: её отмечают дилеры российских и иностранных брендов, европейских и китайских, премиальных и «народных».

Автопром на паузе

Основная причина дефицита связана с пандемией коронавируса, из-за которой ещё в феврале на прикол встали сначала китайские автозаводы, потом — в Южной Корее. Затем карантин распространился на Европу, что спровоцировало перебои с компонентами. Из-за этого, например, ещё в конце марта остановился калужский завод Volkswagen.

В апреле карантинные меры (точнее, режим повышенной готовности) появились и в России: с перебоями работали все автозаводы страны. По итогам первых семи месяцев производство машин упало на треть, а, например, один из крупнейших заводов России, питерский Hyundai, во втором квартале произвёл вдвое меньше машин, чем год назад. Кроме того, ряд заводов, включая питерский Nissan и калужский Volkswagen, анонсировали сокращение персонала.

Спрос превзошёл ожидания

В первые месяцы «карантина» дефицита не было, потому что спрос упал значительно сильнее: в апреле, например, он снизился как минимум втрое, что является самым драматичным падением российского авторынка за 20 лет. Накопленные у дилеров складские остатки при таком уровне спроса создавали впечатление «вечного склада», и тогда, в апреле, некоторые дилеры настраивались на худший сценарий — распродажу остатков до Нового года.

Однако после снятия большинства ограничений спрос начал быстро восстанавливаться, а июль и вовсе показал рост продаж на 7% относительно прошлогодних результатов. Эта прибавка не компенсирует потерь апреля, поэтому в общегодовом выражении продажи упали на 19%. Зато запасённые ещё до пандемии склады стали расходиться весьма бодро.

Ценовая лихорадка продолжается

Рост продаж, кстати, дилеры связывают не только с отложенным спросом, но также с негативными ожиданиями россиян из-за растущих цен на автомобили. Резкое ослабление рубля в марте привело к увеличению цен, которое производители стараются отыгрывать за счёт череды небольших корректировок. Поэтому стоимость автомобилей в этом году меняется на небольшую величину (как правило 5−15 тысяч рублей), но регулярно. Для сравнения, если в конце 2019 года минимальная Lada Granta стоила 445 тысяч рублей, то сейчас — 471 тысячу. Базовая Lada Vesta за это время поднялась с 607 тысяч до 654 тысяч.

И процесс не сбавляет обороты. Так, в августе, почувствовав растущий спрос, автопроизводители переписывали цены: подорожали многие модели Renault, Kia, Nissan и Toyota. Дилеры ожидают устойчивого спроса на машины осенью, когда россияне традиционно стараются успеть с покупкой до новогоднего подорожания.

Читайте также

Отпускной дефицит

Сбои производства в феврале-мае не оказали бы столь заметного влияние, если бы на них не наложились традиционные корпоративные отпуска. Например, АВТОВАЗ простаивал с 27 июля по 17 августа, калужский Volkswagen — с 3 по 21 августа, питерский Hyundai-Kia — с 20 июля по 10 августа. Отпуска необходимы для ремонта и модернизации производства и планируются ещё в начале года, а дилеры стараются накопить склад автомобилей заранее. В этом году сделать полноценные запасы не удалось из-за перебоев с поставками весной, поэтому многие дилеры до сих пор работали с автомобилями, завезёнными ещё до объявления пандемии. В выигрышном положении оказались компании с большими складами машин, но и они отмечают усугубление ситуации.

Кроме того, при планировании производства на лето 2020 года осторожность проявляли сами производители, поскольку восстановление спроса во много зависело от карантинных мер и экономической ситуации. Так, например, АВТОВАЗ рассчитывал перейти на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы избежать затоваривания складов. Сейчас ясно, что прогнозы оказались слишком консервативными.

Тольятти переходит на шестидневку

Производители уже отреагировали на рыночную ситуацию и планируют быстро наращивать производство. Тот же АВТОВАЗ переходит на шестидневную неделю до конца сентября, что позволит помимо прочего выполнить госзаказ на 15 тысяч автомобилей «Лада».

Дилеры сходятся во мнении, что ситуация носит временных характер. Во второй половине августа многие компании возобновили полноценные поставки автомобилей — впервые с начала пандемии, но на полное восстановление баланса, по их мнению многих, уйдёт 2−3 месяца. Впрочем, многое будет зависеть от ситуации, например, если пойдёт вторая волна коронавируса, ограничения могут быть введены вновь. Они касаются не только дилеров, но и, например, работы регистрационных подразделений ГИБДД: весной многие столкнулись с проблемой постановки на учёт нового автомобиля.

Читайте также
«Это издевательство над актерами»: Виталий Милонов о гендерно нейтральном «Серебряном медведе» Организаторы Берлинского международного кинофестиваля отказались от призов за лучшую мужскую и женскую роли

Есть скидки, но нет дешёвых версий

Несмотря на высокие прайсовые цены, в период пандемии многие дилеры занимали гибкую позицию: почти все предлагают спецпрограммы, например, скидки за сдачу старого автомобиля в «трейд-ин». Так, для базовых Lada Vesta скидка составляет порядка 70 тысяч рублей, для Kia Sportage максимальный дисконт достигает 110 тысяч, для Toyota Camry — 150 тысяч. Впрочем, главной проблемой сейчас является даже не сами цены, а отсутствие доступных комплектаций: их смели в первую очередь.

С начала лета возобновились программы «Первый/Семейный автомобиль», условия которых слегка смягчены. Например, для участия в «Семейном автомобиле» достаточно иметь одного ребёнка (раньше требовались двое). Клиентам предоставляется скидка 10%, но только в случае покупке автомобиля в кредит в одном из банков-участников программы. Кстати, обязательно уточняйте стоимость обязательных страховок при пользовании такими госпрограммами: помимо КАСКО банки нередко требуют страхование жизни, что почти нивелируют сумму государственной субсидии.

Этот взлёт ненадолго

Несмотря на восстановление рынка, игроки авторынка смотрят в будущее с тревогой. Нынешний дефицит спровоцирован не ростом покупательской способности россиян, а наложением нескольких негативных факторов. Когда отложенный спрос будет удовлетворён, а цены вырастут ещё (в чём мало кто сомневается), есть вероятность очередного торможения рынка.

Впрочем, пока коронавирусный кризис не привёл к существенному переформатированию российского автопрома: единственным брендом, который решил свернуть производство в стране, стал Datsun, один из проектов Nissan.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня