Согласно прогнозу вице-президента и исполнительного директора профильной ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД») Вячеслава Жигалова, до конца текущего года рост цен на новые легковые машины в России ожидается на уровне 30 процентов в годовом выражении.
«До конца года, к сожалению, еще ожидаем рост цен. Повышение утильсбора и серьезные колебания курса рубля уже привели к подорожанию авто, а к концу года можно говорить о повышении до 30 процентов с января», — сказал он.
Тем не менее, спрос на легковые автомобили в нашей стране не снижается: по данным «Автостата», за период с января по август в нашей стране было продано почти 607 тысяч новых автомашин, а это на 41 процент больше, чем за восемь месяцев 2022-го.
Общаясь с финансовым экспертом, инвестором Михаилом Спектором, «Свободная Пресса» обратила внимание собеседника, что в советское время существовало утверждение: «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», и поинтересовалась, не может ли с таким ростом цен машина все же стать роскошью.
— В массовом восприятии, причем, во всем мире, автомобиль являлся и является одним из атрибутов статуса, символом того, к какому уровню потребления ты имеешь доступ. Автомобили класса «люкс» и «премиум», которые, по сути, и есть роскошь, являются вожделенными для абсолютного большинства обывателей.
Большинству всегда хочется автомобиль пороскошнее. И в этом смысле для большинства он чисто психологически роскошь. Что делает наш человек, заработав крупную сумму? Совершает поступок бедняка — покупает автомобиль побогаче, либо и вовсе в кредит.
Так что утверждение, что «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» всегда было спорным. Это изначально была попытка выдать желаемое за действительное, ибо автомобили всегда стоили недешево. Причем, нынешнее подорожание автомобилей в России не выходит за рамки среднеисторических колебаний цен на личный атотранспорт.
«СП»: На чем, по вашему мнению, базируется прогноз автодилеров, что в этом году автомобили подорожают почти на треть — на 30 процентов? Оправданы ли опасения Вячеслава Жигалова?
— Прогноз автодилеров о повышении цен на автомобили — даже не прогноз, а предупреждение и констатация факта. За этим прогнозом стоят совершенно объективные причины.
Во-первых, автомобили импортируют, а это значит, что ослабление рубля играет огромную роль в повышении цен на авто, ведь закупают их за валюту. Учитывая текущую политику монетарных властей, надеяться, что рубль восстановит свои позиции, или хотя бы остановит падение, не приходится.
Во-вторых, сильно выросли утилизационные сборы — от 1,7 до 4,8 раза, что, естественно, тоже отразится на цене, особенно на автомобили со средними и большими объемами двигателя — на машины с объемом мотора свыше трех литров теперь утильсбор составит 970 тысяч рублей, а свыше трех с половиной литров — и вовсе один миллион 235,2 тысячи.
Кроме того, спрос на автомобили в России стабильно высокий. Российский рынок быстро переварил новый ассортимент из Китая, что позволяет дилерам спокойно повышать цены, тем более у них уже есть опыт времен ковида, когда они поняли, что спрос на личный автотранспорт имеет эластичность ниже, чем можно было бы подумать.
«СП»: Может, государству стоит взять ценообразование на автомобили в свои руки?
— Идеи о контроле цен со стороны государства не только утопичны, но и опасны. Многие из нас еще помнят, как мы жили в эпоху, когда государство регулировало все цены.
Цены определяет рынок. Их рост, или падение — это всегда естественный процесс. Любые попытки ограничивать цены приводят к появлению теневых секторов экономики.
Тем более, что у государства нет задачи сделать для нас автомобили более доступными. Его задача — формирование бюджета, отсюда и новый космический утильсбор. Если бы государство хотело, оно могло бы не увеличивать сборы и укрепить рубль, однако пониженные сборы и крепкий рубль уменьшат поступления в бюджет.