Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Обзор рынка
27 сентября 2023 13:43

Михаил Спектор: У государства нет задачи сделать автомобили для народа дешевле

Финансовый эксперт оценил рост цен в России на новые «легковушки»

6055
Михаил Спектор: У государства нет задачи сделать автомобили для народа дешевле
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС

Согласно прогнозу вице-президента и исполнительного директора профильной ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД») Вячеслава Жигалова, до конца текущего года рост цен на новые легковые машины в России ожидается на уровне 30 процентов в годовом выражении.

«До конца года, к сожалению, еще ожидаем рост цен. Повышение утильсбора и серьезные колебания курса рубля уже привели к подорожанию авто, а к концу года можно говорить о повышении до 30 процентов с января», — сказал он.

Тем не менее, спрос на легковые автомобили в нашей стране не снижается: по данным «Автостата», за период с января по август в нашей стране было продано почти 607 тысяч новых автомашин, а это на 41 процент больше, чем за восемь месяцев 2022-го.

Читайте также
Пенистый эрзац - зато ценой красиво Пенистый эрзац — зато ценой красиво Вместо натурального пива торговцы хотят поить граждан России некими суррогатами

Общаясь с финансовым экспертом, инвестором Михаилом Спектором, «Свободная Пресса» обратила внимание собеседника, что в советское время существовало утверждение: «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», и поинтересовалась, не может ли с таким ростом цен машина все же стать роскошью.

— В массовом восприятии, причем, во всем мире, автомобиль являлся и является одним из атрибутов статуса, символом того, к какому уровню потребления ты имеешь доступ. Автомобили класса «люкс» и «премиум», которые, по сути, и есть роскошь, являются вожделенными для абсолютного большинства обывателей.

Большинству всегда хочется автомобиль пороскошнее. И в этом смысле для большинства он чисто психологически роскошь. Что делает наш человек, заработав крупную сумму? Совершает поступок бедняка — покупает автомобиль побогаче, либо и вовсе в кредит.

Так что утверждение, что «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» всегда было спорным. Это изначально была попытка выдать желаемое за действительное, ибо автомобили всегда стоили недешево. Причем, нынешнее подорожание автомобилей в России не выходит за рамки среднеисторических колебаний цен на личный атотранспорт.

«СП»: На чем, по вашему мнению, базируется прогноз автодилеров, что в этом году автомобили подорожают почти на треть — на 30 процентов? Оправданы ли опасения Вячеслава Жигалова?

— Прогноз автодилеров о повышении цен на автомобили — даже не прогноз, а предупреждение и констатация факта. За этим прогнозом стоят совершенно объективные причины.

Во-первых, автомобили импортируют, а это значит, что ослабление рубля играет огромную роль в повышении цен на авто, ведь закупают их за валюту. Учитывая текущую политику монетарных властей, надеяться, что рубль восстановит свои позиции, или хотя бы остановит падение, не приходится.

Читайте также
Вкладываются в развитие. Почему российский бизнес так отстал от китайского Вкладываются в развитие. Почему российский бизнес так отстал от китайского Поднебесная делает ставку на производство и новые технологии

Во-вторых, сильно выросли утилизационные сборы — от 1,7 до 4,8 раза, что, естественно, тоже отразится на цене, особенно на автомобили со средними и большими объемами двигателя — на машины с объемом мотора свыше трех литров теперь утильсбор составит 970 тысяч рублей, а свыше трех с половиной литров — и вовсе один миллион 235,2 тысячи.

Кроме того, спрос на автомобили в России стабильно высокий. Российский рынок быстро переварил новый ассортимент из Китая, что позволяет дилерам спокойно повышать цены, тем более у них уже есть опыт времен ковида, когда они поняли, что спрос на личный автотранспорт имеет эластичность ниже, чем можно было бы подумать.

«СП»: Может, государству стоит взять ценообразование на автомобили в свои руки?

— Идеи о контроле цен со стороны государства не только утопичны, но и опасны. Многие из нас еще помнят, как мы жили в эпоху, когда государство регулировало все цены.

Цены определяет рынок. Их рост, или падение — это всегда естественный процесс. Любые попытки ограничивать цены приводят к появлению теневых секторов экономики.

Тем более, что у государства нет задачи сделать для нас автомобили более доступными. Его задача — формирование бюджета, отсюда и новый космический утильсбор. Если бы государство хотело, оно могло бы не увеличивать сборы и укрепить рубль, однако пониженные сборы и крепкий рубль уменьшат поступления в бюджет.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня