На трассе М11 «Москва — Петербург» произошла страшная авария — столкнулось более 60 машин, погибло четыре человека, включая молодую мать с грудным ребёнком. Владелец дороги винит во всём лихачей, однако даже на представленном компанией «Автодор» видео заметно, что налицо попытка ввести общественность в заблуждение. Дорога, проезд по которой стоит очень приличных денег, была не очищена и не обработана антигололёдным реагентом.
ДТП произошло недалеко от деревни Мясной Бор. С чего всё началось, следователи установят, но даже на выложенном видео с камер наблюдения совершенно отчётливо можно разглядеть, что дорога не была очищена. Более того, там же можно увидеть, что подъезжающие к пробке авто просто не в состоянии остановиться, так как у них под колёсами самый настоящий каток. Действует «зимнее» ограничение в 100 км/ч, хотя стоило бы поставить 20 км/ч. Но тогда это не автобан, а дорога в село Кукуево.
Что, собственно, уже зафиксировано — по факту массовой аварии Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее смерть двух и более лиц). То есть теоретически дорожников могут привлечь к ответственности.
Причём в данном случае дело не только в качестве работ эксплуатантов трассы, налицо и огрехи в её проектировании. Либо не подумали, либо уже разучились строить. Большей части жертв можно было бы избежать.
«Там справа отбойник на всем протяжении трассы, технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с М11 вертолётами. Ничего не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра. В крайнем случае, если ты понимаешь, что впереди авария, а ты не успеваешь затормозить, то можно съехать в кювет. Это спасет жизни. Сейчас М-12 построили как точно такую же ловушку. Будем просить правительство убрать правый отбойник на платных трассах, чтобы водители в случае таких ДТП могли бы уходить на обочину, даже в кювет, но не в стоящие на трассе машины. Тяжесть таких ДТП намного меньше», — говорит вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.
Между тем госчиновники умничают. Типа все виноваты, кроме них.
«По предварительной информации, водитель легкового автомобиля, нарушив скоростной режим, въехал в ограждение. После этого участники ДТП не покинули проезжую часть, а стали передвигаться по дороге, что стало причиной массовой аварии», — сообщили в «Автодоре».
Интересно, а как именно и куда участники должны были покинуть проезжую часть? Карабкаться через высокий отбойник и сигать с него прямо в сугроб? Зимой в мороз… И машинам тоже через отбойники прыгать положено? Обочины-то нет — не предусмотрено.
Впрочем, помимо глупости и необразованности есть и ещё один вариант появления этого отбойника — попил средств. Например, сейчас на ЦКАД зачем-то монтируют звукоотражающие экраны там, где они точно не нужны — в лесах (Истринский район). Видимо, чтобы местным зайчикам и прочим белочкам жилось комфортней. И чтобы мишку в берлоге не разбудить. Кстати, правые отбойники там тоже зачем-то стоят.
Желающие могут подъехать и посмотреть — освоение бюджетов идёт в полный рост. В мёрзлую землю заколачивают столбы, которые весной покосятся, на них спешно крепят экраны. Ничего страшного, летом ещё раз переделают. И ещё освоят. Хотя эти самые экраны очень бы пригодились не зайчикам-белочкам, а на том же соседнем Даренском шоссе, которое проходит по деревням. После того, как ЦКАД ввели в строй, движение там стало очень интенсивным. Но это другие бюджеты, в населённых пунктах экраны не положены.
При этом дорогу тоже не чистят. Около полудня 6 января платный участок ЦКАД между Ленинградским и Ярославским шоссе так и не удосужились убрать после ночного снегопада, хотя осадки уже давно прекратились. Машины ползли со скоростью 40−50 км/ч, наблюдались мелкие ДТП, к счастью, без жертв. При этом почему-то все бесплатные окрестные дороги были почищены, и на них не висели погодные ограничения в 70 км/ч — можно было смело ехать и быстрей, разрешённые по ПДД 90 км/ч. Зачем тогда отдавать деньги за «платник»?
На сайте «Автодора» лежит совершенно феерический документ под названием «Договор о предоставлении права проезда и организации дорожного движения по платным участкам автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании „Российские автомобильные дороги“». Где в п. 4. «Обязанности Сторон и ответственность» чётко означено, что компания ни за что не отвечает. В договоре нет ничего о том, что владелец платных трасс обязан поддерживать их в работоспособном состоянии, зато про деньги — во всех остальных строчках.
То есть вы, положим, влетели на «платнике» в яму на проезжей части, разбили авто. Приехал инспектор ГИБДД, всё оформил, установил виновного. И что дальше? А ничего — в соответствии с договором, который «пользователь заключает Государственной компанией на основании статей 426 и 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.е. принимает публичную оферту) когда он въезжает на Платный Участок» (цитата), ему никто и ничего не должен. Сам дурак.
Как-то это неправильно, не находите? К примеру, садясь в самолёт (автобус, электричку, трамвай, поезд метро) вместе с билетом вы автоматически покупаете страховку. И если с вами что-то случится, вам будут платить. В случае серьезной травмы — до двух миллионов.
Здесь же вам никто ничего не должен, причём совершенно официально. Не должен убирать с дороги снег, не должен применять антигололёдные реагенты, не должен заделывать выбоины в дорожном полотне, вешать знаки
Перспективы возбуждённого уголовного дела более чем сомнительны, к тому же в госкомпании всё выстроено очень хитро. Есть сам «Автодор» — как бы владелец всех дорог, это, так сказать, первый уровень. Второй — контора, которая собирает деньги за проезд. Третий — фирма-эксплуатант данной трассы (или её участка). Четвёртый — юрлицо, занимающееся непосредственно дорожными работами, оно нанимает «пятых», то есть исполнителей-подрядчиков. Кто-то чистит снег, кто-то поливает водой или реагентами, кто-то латает ямы, иные развешивают дорожные знаки,
«В адрес ООО „АСК“ поступило письмо Голицынского филиала „Автодор“ об обращении гр. ХХХХХХХХ, по вопросу затруднённого движения по автомобильной дороге „Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3“. В ответ на Ваше обращение б/н
В ходе дальнейшей переписки выплыло ещё несколько юрлиц с разнообразными названиями, все обещали разобраться и принять меры. Не разобрались. Так как бояться нечего — управы ни на кого нет даже в принципе. Можно делать всё, что заблагорассудится. И не делать тоже.
В любом правовом государстве у владельца платных дорог есть ответственность. Он предоставляет услуги, которые должны соответствовать определённым нормам. И, покупая оные, человек имеет полное право ими воспользоваться. Если стоит «зимнее ограничение» в 100 км/ч — значит, по дороге можно ехать с этой или меньшей скоростью, вы за это заплатили. То есть трасса к такому скоростному режиму подготовлена. У нас же там каток — при 40 км/ч машины уже неуправляемы.
В США или Евросоюзе подобное ДТП окончилось бы для владельцев «платника» не только колоссальными штрафами, но и тюремными сроками. Причём без поправки на возможную вину подрядчиков и прочих смежников. Твоя трасса, ты и отвечай. Да, платила бы страховая компания, но она потом неизбежно вчинила бы регрессный иск хозяину дороги. Так там принято. Правильно принято.
Как решить ситуацию в России? При нынешней системе власти — никак. Если на «платниках» ввести обязательную страховку, то «Автодор» тут же кратно повысит таксу за проезд, которая и так за гранью добра и зла. Получится как с ОСАГО, только ещё хуже.
Но даже это не сможет стимулировать руководство госконторы на заботу о безопасности движения. Положим, произошло очередное массовое ДТП, есть страховка, по ней произведены выплаты, они сожрали все поступления на год. И что? Есть госбюджет, он «резиновый», оттуда можно попросить денег, много. И снова строить смертельно опасные отбойники, а также звукоотражающие экраны для зайчиков и белочек. Никто ведь за это не посадит и к стенке не поставит. Хотя порой стоило бы.