Выездной туризм летнего сезона 2024 года под большим вопросом, судя по всему, нам придётся отдыхать дома — в пределах страны. Благо, она у нас огромная, и есть что посмотреть. Однако с дорогами по-прежнему ситуация скверная. Это надо учитывать, если задумались о покупке внедорожника.
Если передвигаться по федеральным трассам в пределах европейской части РФ таковой, наверное, не потребуется, хотя в эти самые «федералки» нынче записали такие дороги, куда на кроссовере лучше не соваться.
Причина проста — владельцы системы «Платон» максимизируют свою прибыль. Но проблема даже не в этом: допустим, доехали, нужно сворачивать в сторону какой-то достопримечательности, а там полевая дорога и прошёл дождик. Поэтому всё-таки лучше иметь универсальное авто.
Рамная конструкция, крупнокубатурный дизельный или бензиновый мотор, полный привод и, желательно, минимальный набор внедорожного оборудования. Плюс простая конструкция, никакой сложной электроники — она ненадёжна. На такой машине вы сможете побывать там, куда не возят никакие туроператоры.
Начнём с проверенных подержанных авто, так как там пока есть выбор. Новых, удовлетворяющим означенным требованиям, в продаже практически не осталось. Либо они стоят совершенно несуразные деньги.
«Культ Toyota» — есть в нашей стране такая национальная особенность. Land Cruiser типа не ломается, служит вечно и бесконечно, экономичен и неприхотлив. Отчасти это верно, но именно что отчасти — для ряда моделей. Например, авто 100-го поколения, действительно, именно такие, в особенности легендарный 105 — с двумя полноценными неразрезными мостами. Правда, «в нагрузку» вы получите супернадёжный, но довольно слабенький дизель 1HZ (128 л.с.). Он экономичен, неприхотлив, способен переваривать любую «ослиную мочу», но обгон на авто с ним — тот ещё квест. Как «гряземес» — отличный вариант, как «экспедиционник» — не годится.
Просто «сотка» с дизелем 1HD-FTE (200 л.с.) или бензиновым мотором 2UZ-FE (245 л.с.) как раз отличный вариант для путешествий. Без вмешательства в подвеску и трансмиссию можно поставить колёсики побольше — 285/75-R16 и 305/70-R16 (высота 33 дюйма), с таким минимальным «тюнингом» на дороге никто не придерётся.
Найти вариант со штатной лебёдкой вряд ли удастся, а вот блокировка дифференциала заднего моста встречается куда чаще — штука очень полезная. Осуществить так называемую «скрытую установку» лебёдки в штатный бампер вам смогут в любом грамотном автосервисе. Не лишним будет и воздухозаборник типа «шноркель», его вписывать в ПТС/СТС не нужно. Пару канистр в багажник и всё — можно в путь-дорогу.
Если, конечно, вам повезло, и вы нашли «живой» TLC 100. В принципе, за 2 млн рублей приобрести приличную машину можно. Пробег будет на уровне 300+ тысяч км, но пугаться не стоит — «сотка» выпускалась до 2007 года. Так что всё честно. Напротив, если заявлено 150−200 тысяч километров — точно скрутили, там было под миллион или около того.
Конкурент — Nissan Patrol Y61. Тут тоже есть «вечный» дизель, ещё более надёжный чем Toyota 1HZ — Nissan TD42. Но тоже всего 125 л.с. — на трассе грустно. Брать машину с вроде как мощным дизелем ZD30 (158 л.с.) не стоит, этот мотор быстро умрёт — он изначально, с рождения, имеет массу дефектов. Однако в РФ налажена практически промышленная замена «задохликов» на надёжный Nissan QD32ETi (150 л.с.), такую машину брать не просто можно, а нужно. Если найдёте…
Для японского рынка праворульные Patrol Y61 — там они называются Safari Y61 — делали с турбированным дизелем TD42T. «Сафарь» найти, в принципе, не проблема, но придётся ездить с рулём в бардачке. За нормальный Patrol с переставленным TD42T, как правило, просят совершенно невменяемые деньги. Вариант со списанным в документы QD32ETi можно приобрести за 1,7−2 млн рублей в зависимости от комплектации, а больше платить смысла нет.
Бензиновый TD48DE (245 л.с.) надёжен и шустр, но жрёт как не в себя — на трассе 15−20 литров, в городе и на бездорожье 25−30 литров и более того. Причём переваривает только Аи-95 — 92-м его кормить не стоит. Нужен большой бензобак, однако это не проблема — таковые выпускаются, отечественные производители предлагают разные варианты. Проблема — расходы на бензин.
Nissan Patrol Y61 выпускается до сих пор, модель нынче называется Patrol Safari Y61 — поставляется только для рынка арабских стран. Мотор один, упомянутый выше TD48DE, хотя под заказ могут поставить и TD42T. Это дорого и муторно, машину придётся ждать очень долго, поэтому лучше брать «бензинку». Если, конечно, у вас имеется около 8−10 млн рублей…
Начиная с третьего поколения, Mitsubishi Pajero лишился рамы, по сути, он стал большим кроссовером с претензией на внедорожные качества. Однако есть Pajero Sport, там рама имеется — это совсем другая машина.
В продаже можно найти авто трёх поколений, однако первое — до 2008 года — даже не стоит искать. Там ноль электроники, всё просто и надёжно, но «такая корова нужна самому» — купить их можно лишь при огромной удаче.
Поэтому есть смысл рассматривать только Pajero Sport II и Pajero Sport III. А лучше и вовсе только Pajero Sport II — третье поколение сделали совсем уж «электронным», что не вселяет никакой уверенности.
Вариант мотора MPS-II, по сути, один — турбодизель 4D56U (178 л.с.). Искать машину с 4М41 (трубодизель, 3,2 л., 163 л.с.) не стоит, это бесполезно. Бензиновый 6B31 (220 л.с.) прожорлив и глюкав — не вариант. За 1,7−2 млн рублей вполне можно найти машинку с реальным пробегом до 200 тысяч км, с АКПП и в хорошей комплектации. Запчастей на неё много, все родовые болячки вроде постоянно заклинивающих задних тормозов (легко лечится заменой на штатные задние тормоза Mitsubishi Pajero II) известны. С допоборудованием тоже всё хорошо, есть площадки для лебёдки в штатный бампер, шноркели, багажники
Означенными тремя моделями, бесспорно, рынок внедорожников не исчерпывается. И, вроде как, недорого можно купить много всего. Так, TLC 200 очень часто стоит дешевле «сотки», причём намного. Берём?
Нет. Этот тяжеленный бегемот утонет при съезде с твёрдой грунтовки, ровно как и его конкурент — Nissan Patrol Y62. Mitsubishi Pajero IV, в принципе, довольно неплох, но несущий кузов не располагает к подвигам на бездорожье. То есть вы на нём далеко не везде проедите.
Покупка «американца» — довольно рискованное в наше время предприятие. Вроде как тот же Chevrolet Tahoe GMT-900 с мотором 5,3 л (315 л.с.) вполне укладывается в указанные выше требования. Крепкая рама есть, ДВС неприхотлив к топливу, электроники не особо много, в целом конструкция надёжная. Машина очень просторная и комфортная, на больших перегонах — то, что надо.
Внедорожные качества… Ну, они есть — примерно на уровне TLC 200, даже чуть получше.
Лебёдку воткнуть можно, большие колёса тоже — к путешествиям готов! Если, конечно, вы нашли на своё авто «расходники» и запчасти. А с ними нынче очень плохо: на Chevrolet ещё ничего, а вот на заокеанский Ford и на продукцию Chrysler совсем плохо.
Доступных новых авто мало, самая чуть. «Ниву» и «Шниву» не рассматриваем, путешествия на них чистой воды мазохизм. Можно приобрести УАЗ «Патриот» — от 1,5 млн рублей. Однако легендарная надёжность данного аппарата ставит под сомнение сам факт путешествия.
Китайский внедорожник брутального вида под названием Таnк-300 (от 3,8 млн рублей) может похвастаться 2-литровым турбированным бензиновым мотором мощностью аж 220 л.с. — практически мотоциклетные характеристики форсировки ДВС. АКПП-8 — других вариантов трансмиссии нет, подключаемый полный привод. И масса электроники… Да и дорого.
Можно ли купить что-то недорогое — дабы простой семье, не обременённой парой миллионов рублей, отправиться путешествовать по России? Например, за 500−600 тысяч рублей.
Можно, причём авто будут вполне себе на хорошем ходу и годные к путешествиям. Например, в означенную сумму легко купить Kia Sportage первого поколения. Автомобиль рамный, вполне себе надёжный, из минусов — проблемный кузов, склонный к гнили.
На хороший Nissan Terrano из начала 2000-х денег тоже вполне хватит, и это тоже достойный автомобиль.
Не без «косяков», но таковые есть у любой машины. Можно будет потихоньку и страну изучать, и опыта набираться — сейчас заниматься ремонтом и обслуживанием транспортных средств лучше всего самостоятельно.