Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Моторный отсек
13 ноября 08:52

Каталогов.net. Чинить машины из Китая приходится методом «тыка»

Программы для подбора запчастей на иномарки и руководства по ремонту авто на рынке РФ отсутствуют

3037
Каталогов.net. Чинить машины из Китая приходится методом «тыка»
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

Иностранных автопроизводителей хотят обязать открыть для российского рынка свои базы данных по запчастям и сделать общедоступными фирменные руководства по ремонту. Иначе что?

А ничего, никаких рычагов воздействия на те компании, которые сейчас официально работают на российском рынке, нет. Как несложно догадаться, это производители машин из КНР, и наши власти, по сути, вынуждены идти к ним с протянутой рукой. Иначе новых легковушек и грузовиков не будет вовсе.

«Мы совместно с профильными министерствами и ведомствами намерены добиться хранения всей критически значимой информации на территории РФ, а доступ к ней должны иметь не только официальные дилеры, но и независимые станции технического обслуживания», — считает сенатор Олег Земцов.

Читайте также
Реалии автопрома: Платформу склепают, но «самобеглой» она не станет Реалии автопрома: Платформу склепают, но «самобеглой» она не станет Новых двигателей для перспективных российских автомобилей нет и не предвидится

«Независимые станции технического обслуживания» — это, по сути, все, кто угодно. Деревенский автосервис «Вася & Петя Inc.» тоже должен иметь доступ к подобной информации, так как он обслуживает и чинит иномарки своим соседям. И подобных небольших СТО в России — великое множество.

Что любопытно, особых проблем с теми марками, которые вроде как насовсем ушли из РФ, нет. Европейцы и японцы обновляют свои каталоги, они так или иначе они доступны (даже если де-юре и нет, де-факто да — те же немцы смотрят на перспективу), поэтому всё можно купить. Свежие авто, ввезённые уже после начала СВО по параллельному импорту, пробиваются по VIN, а в программы добавляются «кроссы» на всякие разные новые запчасти.

«Кроссы» — это соответствия номеров деталей сторонних производителей «оригиналу», которого на российском рынке по большей части не осталось. К примеру, передние тормозные колодки на Mitsubishi Lancer IX имеют артикул MN102618. Но в продаже их давно нет, одни подделки, значит, нужно искать альтернативы. Зато есть TRW GDB 3287, AТЕ 13.0460−5760.2, NiBK PN3469, Hi-Q SP1360, Sangsin GP1360, Mando MPM06 и ещё десятки аналогов. Опытный мастер выберет из них оптимальный вариант по соотношению цена-качество.

Эти самые «кроссы» должны быть верными, не кривыми, иначе детали не подойдут. Соответственно, требуются базы данных, опять-таки корректные. В принципе, тут тоже особых проблем нет, «сторонние» производители запчастей рынок РФ не блокируют. Даже в том случае, если официальные поставки прекращены.

Однако начинается всё с корпоративных каталогов, где по VIN авто выясняется номер той или иной детали. И уже потом по «кроссам» ищется её аналог. То есть нужно сперва найти, условно говоря, означенный выше номерок MN102618, и только потом от него отталкиваться.

С японцами и корейцами проблем тоже нет, даже с американцами таковые не замечены, а вот с китайцами они есть.

По большинству авто из Поднебесной каталогов нет в принципе. Или же они на китайском языке. Но, чаще всего, базы данных отсутствуют в принципе, нет и официальных мануалов по ремонту машин. У всех, включая официальных дилеров (ОД)!

«Увеличение продаж китайских автомобилей в России сопровождается ростом трудностей в обслуживании. В первую очередь речь идет о дефиците запчастей у дилеров и проблемах с заказом деталей для обслуживания и ремонта у автосервисов. Одним из неудобств остаются каталоги деталей только на китайском языке или их отсутствие», — на проблему ещё прошлой весной обратил внимание даже Центробанк.

Стало ли за минувшие полгода лучше? Нет, иначе бы Олег Земцов не поднимал бучу. С каждым днём проблема усугубляется.

«Мы вообще не берём в ремонт и обслуживание авто из КНР, многие наши постоянные клиенты сперва на это обижаются. Приходится им долго объяснять, что мы не станет методом „научного тыка“ колупаться в их дорогих машинках — клиентура у нас, в основном, состоятельная — и подбирать туда запчасти „от балды“. С непредсказуемыми последствиями. Нам плачутся, что механики ОД сами ничего не знают и не умеют, их никто не обучал, а каталогов запчастей в дилерских центрах нет. Да, факт, но мы-то тут при чём?» — жалуется директор мультибрендовой СТО Алексей.

Менее щепетильные автосервисы поступают проще. Тормозные колодки «доводят» при помощи «болгарки» и напильника — во, влезло! Тормозные диски подбираются по геометрическим параметрам, аналогично — по масляным фильтрам и прочим расходникам. Соответствует ли это заявленным производителям параметрам?

Сие никому не известно, так как «оригинальной» документации нет. Да, все узлы китайских авто — это копии японских, европейских, корейских и американских агрегатов, так подбор запчастей и происходит. По аналогии. Но без «доработки напильником» обходится редко.

Плюс масса электроники, авто из КНР перенасыщены всевозможным «хайтеком», по нему информации нет вообще. Причём на одинаковых с виду машинах встроенные гаджеты могут очень сильно отличаться даже в той же самой комплектации. Что завезли на конвейер в конкретный день то и поставили.

Положим, закон будет принят — всех официально присутствующих в РФ производителей обяжут открыть свои база данных по запчастям. На русском языке, естественно, как это устроено со всеми остальными брендами. На худой конец, на английском. И что, все вот так сразу послушаются?

Тут стоит вспомнить историю с «обязательной» установкой на все официально поставляемые в РФ авто системой ЭРА-ГЛОНАСС и «тревожной кнопки» УВЭОС.

Китайцам это просто не нужно, более того, они не хотят нарваться на «вторичные» санкции США — российская спутниковая система признана штатниками «вражеской». А основные экспортные поставки авто из КНР идут именно в Америку… В общем, в КНР выполнять российские законы отказались, они им не указ.

Читайте также
«Русский», «китаец», «белорус»: Какой компрессор и за сколько лучше выбрать «Русский», «китаец», «белорус»: Какой компрессор и за сколько лучше выбрать Этот хороший аппарат — совершенно необходимая вещь для любого «продвинутого» автомобилиста

После чего монтировать ЭРА-ГЛОНАСС-УВЭОС де-юре обязали ОД, но потом всё как-то и вовсе заглохло. Вроде как действует (или уже нет…) некий мораторий на установку данной электроники, но для физических лиц. Или уже не только? Однако в ГАИ ставят на учёт авто и без означенного «хайтека», его наличие или отсутствие никого не интересует, это даже не смотрят.

По сути, ситуация с поставками китайских машин в РФ до боли напоминает обстановку в советской торговле — берите то, что дают. Есть претензии? Ну, тогда не берите, никто настаивать не станет. В общем объёме экспорта автопрома Поднебесной на нашу страну приходится всего несколько процентов, их потерю китайцы даже не заметят.

Напротив, в РФ полное отсутствие новых машин — как легковых, так и грузовых — вызовет самый настоящий взрыв. Поэтому ничего не изменится, и проблемы с ремонтом авто из КНР будут только усугубляться. Россия в плане автомобилей стоит с протянутой рукой.

Решение проблемы есть — нужно развивать отечественный автопром. За те два с половиной года, что уже прошли с начала СВО, можно было отстроить несколько крупных автозаводов и десятки производств по выпуску автокомпонентов. Но ничего не сделано, отсутствуют даже подобные планы. Чиновники несут концептуальную «пургу» по поводу и без, и не более того.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня