Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Европротокол: Почему без бумаги с подписью место происшествия лучше не покидать

Когда оформление ДТП официально проведут через «Госуслуги», страховых выплат может не стать совсем

3193
Европротокол: Почему без бумаги с подписью место происшествия лучше не покидать
Фото: Сергей Булкин/ТАСС

Страховое лобби выдвинуло новую инициативу, направленную на минимизацию выплат — в случае ДТП на портале «Госуслуги» можно будет оформить так называемый «Европротокол онлайн». Вроде как удобно, всё для блага народа, не нужно ждать инспектора ГАИ. Однако опытные водители и сейчас не ведутся на этот самый «европротокол», даже в бумажном виде. Слишком уж много «подводных камней».

Пока алгоритм такой:

— Есть фото, нет разногласий — максимальный размер выплат по ОСАГО может составить до 400 000 рублей.

— Есть фото, есть разногласия — до 100 000 рублей.

— Нет фото, нет разногласий — до 100 000 рублей.

— Нет фото, есть разногласия — оформлять «европротокол» не следует, лучше вызвать ГИБДД.

Читайте также
Позвонил первым – сдался: Шольц рвется стать евро-Трампом, но поздно Позвонил первым — сдался: Шольц рвется стать евро-Трампом, но поздно Кто в Европе поддержит миротворчество нового американского президента, а кто останется в «партии войны»?

Собственно, так действие системы «европротокол» объясняет портал «Госуслуги». Там же растолковывается, как сделать некую «фотофиксацию», однако сие непросто — требуется специальное приложение, а также наличие подключённого к интернету смартфона. Там, где нет связи, соответственно, этой «фотофиксации» не будет. А просто снимки с вашего телефона, видимо, учтены не будут. То есть это вариант «нет фото».

Почему так? Дело в том, что даже записи с видеокамер в РФ не служат доказательством на суде. «Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда» (часть 2 статьи 55 ГПК РФ).

А нарушения всегда можно обозначить. Например, согласно статье 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». И всё, хана…

Неважно, что на записи злоумышленник бегает с оружием и пытается вас убить — вы не имели права его снимать, он на это согласия не давал! Потому при оформлении «европротокола» юристы советуют брать с потерпевшего расписку, что претензий у него нет.

«Если вы виновник ДТП, оформляете «европротокол», а разногласий с потерпевшим нет, то нужно это зафиксировать документально. Составить бумагу с такой формулировкой: «Я (ФИО, паспортные данные потерпевшего) не имею финансовых претензий к виновнику ДТП (ФИО, паспортные данные (ФИО, паспортные данные виновника) относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «европротокола»».

В противном случае при превышении стоимости ремонта «недостача» будет за ваш счёт, её взыщут по решению суда. Стопроцентной защиты это не даст — такая уж у нас правовая система — но всё же лучше, чем ничего.

Но не вздумайте оформлять аварию при помощи всяких там мобильных приложений, они совершенно незаконны. Тут можно очень крупно влететь, в том числе остаться без прав, да и уголовную ответственность никто не отменял, — объясняет совладелец столичной юридической компании Михаил.

Почему так? А потому, что именно сейчас Госдума лишь только собирается принять в первом чтении законопроект, который вводит возможность оформить ДТП на портале «Госуслуги» при наличии полиса ОСАГО.

Несмотря на то, что такая опция там вроде как есть, имеются и эти самые приложения — «Госуслуги Авто», «Помощник ОСАГО», «ДТП. Европротокол» и не только.

Получается, что они сейчас напрочь незаконные, и оформлять через них ДТП — то же самое, если вы примените для этого некую игрушку, скаченную на смартфон. Никакой юридической силы данные действия иметь не будут, фото тоже можно оспорить по описанной выше методике. И при желании вас могут за подобные деяния покарать. Вплоть до «оставления места ДТП» — ведь документов о том, что вы оформляли происшествие, нет!

Зачем всё так сделано, почему лошадь бежит впереди телеги? По идее, сперва нужен закон, а только потом — программы. Но никак не наоборот. А тут всё предельно просто. Сейчас идёт «раскрутка» программного обеспечения, народ к нему приучают. Пока довольно безуспешно, но пытаются. А законность? Этот момент никого не волнует.

«Подавляющее большинство граждан, к сожалению, боятся самостоятельно оформлять ДТП через все эти приложения. Многие, попав в аварию, вызывают комиссаров, если не хотят дожидаться сотрудников Госавтоинспекции. Более того, во многих городах сами инспекторы направляют их на место аварии, чтобы они помогали оформлять происшествие. Водители же в таких ситуациях теряются, не знают, что и как делать, куда обращаться и так далее. Вторая ситуация: они боятся допустить ошибку, в связи с которой могут остаться без страховой выплаты», — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

В переводе на русский — народ подозревает, что дело ту нечисто, и предпочитает не рисковать. Правильно подозревает.

Читайте также
Гибридная амнистия. Как чиновники спасают Россию от тупиковой ветви развития автопрома Гибридная амнистия. Как чиновники спасают Россию от тупиковой ветви развития автопрома Содержать «экологичный» транспорт у нас невыгодно, налоги на легковушки с ДВС и электромоторами зашкаливают

Более того, система глючит, и всё оформление — даже если оно и состоится — может в любой момент обнулиться. А бумажки — они материальные, и на них есть подпись «государева человека», то есть инспектора ГАИ.

«Водитель Audi Q5 повредил дверь моей машины. У меня не было с собой бланков „европротокола“ ОСАГО, я установил приложение „ДТП Европротокол“ (указанный в Google Play владелец программы — Российский союз автомобилистов — „СП“), и мы попытались оформить ДТП в электронном виде, полагая, что эта система работает. Приложение без проблем установилось на смартфон, однако с регистрацией и авторизацией в нем возникли проблемы — программа просто неоднократно отключалась, вылетала. Перезапуск программы и перезагрузка смартфона наладить работу программы не помогли», — рассказывает о личном опыте вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Но все глюки и прочие — это мелочи. Первый момент очевиден, отсутствие закона. Второй — когда закон примут, что не менее очевидно, наше будущее — «беззаконие в законе».

Автовладелец будет вынужден напрямую, минуя госструктуры, общаться со страховыми компаниями, то есть исчезнет даже номинальный контроль со стороны властей. Хочу плачу, хочу — не плачу, всё просто.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня